|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет социально-гуманитарных наук. Философия - интегральная форма социально-гуманитарного знанияВсе науки имеют и социальный, и гуманитарный аспекты, поскольку любая наука производится человеком или группой ученых, научными сообществами и т.д., а потому так или иначе связана с обществом и обусловлена социально-культурными детерминантами. Кроме того, все науки имеют общую направленность на изучение законов или природы, или общества, человеческой истории, культуры, или самого познания, мышления. В любом случае речь идет о законах реального мира (а не трансцендентного, потустороннего), отражающих сущность вещей и явлений, устойчивые связи, существующие в мире между ними. Во всех науках создаются теории, выдвигаются гипотезы, применяются общенаучные и специальные методы, используются факты и т.д. Когда мы говорим об изучении социально-культурных процессов и явлений (общество, культура, человек), мы можем зафиксировать следующие общепринятые в современном научном сообществе отличия социально-гуманитарного знания от естественнонаучного: 1. Законы общества, в отличие от законов природы, создаются са 2. Законы общества и культуры менее долговечны, чем законы природы: они «историчны». Особенно хорошо это видно на примере экономических, правовых, политических законов. 3. Поскольку люди не только изучают общество и культуру, но и творят их, невозможно «убрать» личностное отношение исследователя к предмету его исследования. В социально-гуманитарном познании, гораздо более, чем в естественнонаучном, прослеживаются ценностные установки ученого, его социальный статус, конфессиональные и моральные предпочтения, эмоциональный склад личности, влияние политики государства, интересов разных слоев общества, амбиции авторитетов отдельных ученых и научных сообществ и т. д. Содержание социально-гуманитарного знания, его идеи и теории непонятны вне контекста общественных интересов тех слоев общества, которые являются главными социальными объектами этих теорий и гипотез. 4. Социально-гуманитарное знание пользуется методами, которые «не работают» в естественных науках (подробно см. раздел И, гл. 2, §1). 5. Социально-гуманитарное познание носит ценностно-оценочный характер: объект не только познается, но и оценивается субъектом (о проблеме ценности и оценки см. раздел II, гл.З). Критерий оценки социальных теорий всегда различен, но всегда связан с неким образцом, нормой или идеальным состоянием общества. Так, в качестве критерия оценки значимости социальной теории могут выступать степень свободы общества и личности, устремленность к демократии, коммунизму, «граду Божьему», развитие интеллектуально-моральных качеств личности, развитие производительных сил общества и пр. Обычно такое идеальное состояние общества определяет понимание «прогресса» и «регресса» и служит мерой оценки движения общества к желаемой цели. Эти и другие особенности социально-гуманитарного знания влияют на понимание предмета социально-гуманитарных наук. Разные мыслители по-разному определяют этот предмет. Так, отечественный философ и культуролог М.М. Бахтин считал, что предметом социально-гуманитарных наук являются «общество, история, культура, личность», Гегель относил к этому предмету «целесообразную деятельность людей», а Г. Риккерт — «процессы культуры», «культурное человечество». Здесь необходимы некоторые пояснения. Помимо вышеназванных мыслителей практически все выдающиеся философы (Ф. Энгельс, М. Вебер, Т. Адорно, Р. Рор-ти, И. Пригожий, В. Соловьев и мн. др.) рассматривали проблему предмета социально-гуманитарных наук. Однако их концепции имеют сугубо специальный характер и могут быть адекватно поняты только философами-специалистами. Поэтому мы их не рас-сматриваем. В рамках учебного пособия мы рассмотрим тот аспект предмета социально-гуманитарных наук, который связан с исследованием человека и который признается большинством ученых. Для того чтобы выяснить, в каком ракурсе человек является предметом социально-гуманитарных наук, воспользуемся методом исключения: (а) социально-гуманитарные науки не изучают биологический организм человека. Этим занимаются биология, медицина и другие науки; (б) индивидуальные особенности психики человека, особенности индивидуального мышления, восприятия, обучения и воспитания уже относятся, несомненно, к социально-гуманитарному знанию (психология, педагогика, этика и др.), но не являются ядром социально-гуманитарных наук; (в) социально-гуманитарное знание концентрируется в области рассмотрения отношений внутри системы «человек—общество», где человек изучается как социокультурный феномен в контексте культуры, а также экономических, политических, правовых, религиозных, экологических и других социальных явлений. Предметом социально-гуманитарного знания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество». Философия с момента своего возникновения и по сегодняшний день выступает как интегральная (обобщающая) форма социального и гуманитарного знания. Достаточно указать, что большинство социальных наук (политология, социология, теоретическая экономика, теория права и др.) и большинство гуманитарных наук (психология, педагогика, культурология, искусствоведение и др.) «вышли» из философии, т. е. зародились и развивались в рамках философского знания, впоследствии отделившись от него; этот процесс «отделения» происходит и сегодня. Примером могут служить такие современные науки, как конфликтология, философия права и др. Философия с начала своего возникновения, являясь теоретической формой человекознания, т.е. знания о человеке как социокультурном феномене, неизбежно берет на себя функции синтеза социально-гуманитарного знания. Если конкретные социально-гуманитарные науки дают локальное понимание мира и человека в нем («человек политический», «человек экономический», «человек обучаемый», «человек производящий», «человек творящий» и т.д.), то философия способна дать понятие «.человека вообще», определить, что есть человек вообще, построить общенаучную картину мира, выходящую за рамки предмета отдельных наук. Более того, философия способна создать такую картину мира, в которой кроме научных знаний учитываются знания, создаваемые религией и искусством, т. е. предельно общую картину мира. Сейчас, в начале XXI века, когда мы фиксируем противостояние между великими религиями и культурами Запада и Востока, философия может выполнить функцию синтеза знаний и культур, показать возможность ценностного и мировоззренческого единства современной цивилизации, что сможет удержать духовную культуру человечества от опасности распада на множество враждебных идей, ценностей и мировоззрений. В чем главное отличие философии от конкретных наук, как естественных, так и социально-гуманитарных? 1. Конкретные науки, определив собственный объект исследо 2. Познание в философии носит специфический характер, оно Философия — интегральная форма социально-гуманитарного знания. Она занимает в системе наук (и в культуре человечества в целом) особое положение, в силу того, что способна синтезировать данные наук и вненаучных форм знания (религия, искусство) в целостное мировоззрение и целостную картину мира, дать человеку и человечеству в целом рациональные и ценностные ориентиры. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |