|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные концепции современной философии наукиВыделять концепции современной философии науки можно двумя способами. 1. Исходить из установки, согласно которой философия науки совпадет с общефилософскими направлениями в исследовании науки. Тогда основными концепциями философии науки будут выступать позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. 2. Анализировать, как решаются три тесно связанные проблемы — научности, рациональности, истинности, концентрирующиеся вокруг главного вопроса «что значит знать?». Рассмотрим основные этапы и идеи философии науки, считая, что они совпадают с этапами развития позитивизма, неопозитивизма, постпозитивизма. Позитивизм как философия науки. Основоположник позитивизма О. Конт выдвинул ряд интересных идей в области философии науки. Анализ роли современной мыслителю науки привел его к убеждению в том, что наука перестала быть делом одиночек или небольших групп исследователей. Роль науки изменилась, наука не просто сила, а сила производства, наука определяет производство и сама выступает как производящая сила и социальный институт. Для более точного определения, что есть наука, О. Конт жестко связывает научное знание с опытом и с экспериментом. Только опытное, экспери- ментальное знание способно дать нечто новое. Такое знание может быть названо положительным, «позитивным» в отличие от «спекулятивного» знания, которое опирается не на эксперимент, а на мысленные конструкции, оторванные от реального опыта, -«спекуляции». Наука направлена только на реально существующие объекты действительности. Такие же теоретические и только теоретические «объекты», как, например, «первоначала бытия», изучает философия. Но, во-первых, никто и никогда в опыте с нимц/н<квстречался. Познать их средствами экспериментальной науки невозможно, а если бы и было возможно, то такое знание ни к чему полезному бы не привело. Отсюда для Конта философия (как и религия, искусство, мифология) наукой не является. Это не значит, что Конт отрицал важность и даже необходимость религии, философии, искусства в обществе. Просто эти формы знания людей не являются наукой. Критерии научности таковы: (а) наука познает факты, явления, процессы, которые «улавливаются» в опыте человечества; (б) наука связана с практикой, знание ценно только тогда, когда мы его можем использовать практически. Истина — это придаток практики, практика - критерий истины. Следовательно, если мы не можем использовать знание в практических целях (например, знание о первоначалах бытия), то оно не научное; (в) однако не любое знание, используемое в практике, автоматически становится научным. Например, обыденное знание людей, несомненно, носит практическую ценность и характер, но не является научным. Научное знание содержит гипотезу, теорию, оно способно объяснять мир, а главное, предвидеть явления действительности. Научное знание имеет свой собственный (отличный от других видов знания) понятийный аппарат, свои методы познания действительности. Например, индуктивный, дедуктивный и пр.; (г) настоящая наука не может ничего сказать о причинах существования космоса или человека. Она может говорить «как» устроен космос, «как» устроен человек и прочее, но не «почему» существуют космос и человек. Наука должна отвечать на вопрос «как», а не «почему». Такой подход исключает фанатизм, домыслы, спе- кулятивные построения, характерные для ненаучного знания. Что касается не опытных видов знания, то они объявляются Контом «низшими», но признаются необходимыми в обществе. Построенная им новая классификация наук в труде «Общий обзор позитивизма» в число наук включает математику, астрономию, физику, химию, физиологию и призванные заменить философию — социальную физику (позже названную социологией) и мораль. Кстати, возможно и существование новой «позитивной философии», которая бы создала систему всех наук и знаний человечества, т.е. выступила бы в роли «систематизатора» всех наук. Сама же новая «позитивная философия» никаких законов и явлений действительности не открывает, а только использует данные позитивных наук. К. Маркс и Ф. Энгельс, восприняв идеи О. Конта и существенно переосмыслив их с позиций диалектики Гегеля и материалистической философии Л. Фейербаха, сумели значительно продвинуться в понимании сущности и содержания научного знания. Проблемы философии науки Маркс и Энгельс специально почти не ставили. Однако Маркс обосновал идею о том, что при капитализме наука не только применена к процессу производства, не только стала производительной силой труда (об этом говорили и позитивисты XIX века Конт, Милль, Спенсер, Дьюи). Наука стала условием для развития всех других производительных сил общества, она стала силой капитала, она обогащает капиталиста, который смог поставить ее себе на службу, и укрепляет могущество буржуазии. Маркс и Энгельс показали, что наука -достояние всего человечества, а не только европейцев, плод усилий всего человечества, выступает как сумма человеческого знания, ее продукты принадлежат всему человечеству. В терминах марксизма наука - «всеобщий духовный продукт общественного развития» и «каждое открытие - есть труд всеобщий». Наука выступает как особый вид общественной деятельности, как форма общественного сознания. Для пояснения того, чем отличается наука от других форм общественного сознания, Маркс и Энгельс утверждают следующее: (а) наука - знание объективное, логичес- ки систематизированное, выступающее как система знаний о законах общества природы и мышления; (б) наука опирается на общественную практику, и практика выступает как критерий истины научного знания; (в) наука сложилась исторически в обществе, она есть часть общества и вне общественного развития его этапов, которые специфичны, не понятна; (г) материальное производство ставит науке те или иные цели, определяет главную проблематику науки. Однако наука не только определяется производством, она способна идти впереди запросов производства и в значительной степени определяет производство. Наука определяется культурой общества, степенью развития экономики, техники, морали; но она же (наука) способна изменить культуру общества, его технику, экономику, мораль и пр. Идеи Маркса и Энгельса оказались весьма продуктивными для современной философии науки. Известно, что опыты по клонированию живых организмов первоначально диктовались потребностью медицины в донорских органах. К концу XX века проблема клонирования приобрела общечеловеческий характер и вышла далеко за рамки первоначальных запросов медицины. Можно привести и другие примеры из области биологии и особенно из области исследования энергетических проблем в XX-XXI веках. Развивая идеи позитивизма XIX века в области философии науки, Маркс и Энгельс в своей философии позитивистами не были. В целом, система философии марксизма кардинально отличалась от позитивизма. Ряд исследователей тем не менее подчеркивают сродство идей позитивистов и марксизма в понимании науки (Р. Арон; Б. Рассел и др.). Неопозитивистские концепции философии науки. Учения о философии науки выдающихся мыслителей XX века Л. Витгенштейна и К. Поппера относятся к третьему этапу философии позитивизма, который называют «лингвистическим позитивизмом», или «неопозитивизмом». Л. Витгенштейн написал немного работ, но они имели огромное значение для философии науки: «Логико-философский трактат» (1921); «Философские исследования» (опубликованы по- смертно в 1953 г.); «О достоверности» (опубликованы посмертно в 1969 г.) и др. Главные идеи мыслителя в области философии науки таковы: (а) наука нуждается в очищении своего языка. Это необходимо потому, что в современной науке очень много сведений, связанных с употреблением обыденного языка. Обыденный язык людей слишком многозначен, а потому его проникновение в язык науки губительно для последнего. Научное знание должно быть общезначимо, что достижимо при помощи особого языка - языка науки. Например, «языка математики», «языка филологических дисциплин», физики и пр. Язык выражает мысль. Витгенштейн полагал, что «логика языка» определяет границу выражения мысли. То, что не выразимо в слове, не существует в мире. Таким образом, для мыслителя границы языка совпадают с границами бытия. Язык науки тесно связан с опытом. Знания в науке тоже могут быть только из опыта. Только те высказывания могут иметь ценность для науки, которые связаны с опытом (или настоящим, или прошедшим, или непосредственным, или опосредованным). Тогда истины науки — это совпадение высказываний с опытом человека или человечества. Л.Витгенштейн выдвинул принцип «верификации», согласно которому любое высказывание в науке верифицируемо, т.е. подлежит опытной проверке на истинность. Однако сам мыслитель понимал, что некоторые высказывания не могут быть верифицируемы. Например, обобщающие высказывания типа «все люди смертны», некоторые исторические сведения и пр. Кроме того, принцип верификации затруднял выдвижение гипотез, которые, как правило, опытом не подтверждены. А что это за научная теория без гипотезы? Эти мысли посещали и противников идеи верификации, в частности К. Поппера (о чем мы скажем далее). Витгенштейн привлек внимание исследователей к проблемам языка науки, к анализу языка науки, связи науки со структурами и схемами математической и формальной логики. Отныне эти проблемы прочно входят в философию науки XX и XXI веков. К. Поппер в ходе исследования сущности науки, ее законов и методов пришел к идеям, несовместимым с принципом верифи- кации. В своих трудах «Логика научного открытия» (1959), «Предположения и опровержения» (1937) и др. он выдвигает идею о невозможности сведения содержания науки, ее законов только к утверждениям, основанным на опыте, т.е. к наблюдению, эксперименту и т.д. Наука не может сводиться к верифицируемым высказываниям, как это считал Л. Витгенштейн. Принцип верификации «асимметричен»: доказательства ряда положений добываются огромным трудом, а опровергаются одним фактом. Например, чтобы доказать, что «все деревья теряют листву зимой» нужно осмотреть необозримое число деревьев (на практике это невозможно). А опровергается это предложение одним примером. Это и есть асимметрия между подтверждением и опровержением опытного знания, что указывает на шаткость принципа верификации. Логическая непротиворечивость также не всегда доказывает истинность знания. Большинство богословских схоластических трактатов выполнены с точки зрения логики непротиворечиво, но это знание, конечно, ненаучное. «Непротиворечивость» — это принцип, работающий в математике, математической логике, формальной логике, но уж никак не во всех современных науках. Опыт и факты тоже не всегда в науке ведут к истине. Например, в социальном, политическом, экономическом знании, психологии опыт и факты имеют относительную ценность. Факты, например, рассматриваются в контексте статистики и пр. В науке, считает К. Поппер, легко и просто прийти ко лжи, но гораздо труднее и тяжелее - к истине. Первый признак ложности теории как раз в том и состоит, что все факты объясняются в рамках одной теории. Те факты, которые необъяснимы в теории, либо замалчиваются, либо «подгоняются», искажаются. Вот это и есть ненастоящая наука. Яркий пример такой науки фрейдизм в психологии (и сталинизм в философии). Настоящая наука какие-то факты и явления объясняет, а какие-то нет. Например, теория Эйнштейна. Выводы К. Поппера следующие: наука тогда настоящая наука, когда ее принципы могут быть опровергаемы некоторыми фактами. В этом и состоит смысл нового принципа фальсификации (искажения), кото- рый выдвинул К. Поппер вместо принципа «верификации» Л. Витгенштейна. Принцип «фальсификации» - главный критерий для отделения подлинно научных теорий от ненаучных. Знание научно, когда оно фальсифицируемо. Научное знание, считал мыслитель, выступает в виде набора догадок о законах мира, его строении и пр. При этом истинность догадок установить очень трудно, а ложные догадки доказываются легко. Например, то, что Земля плоская и Солнце ходит над Землей, понять легко, а то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, устанавливалось крайне тяжело, в борьбе с церковью и с рядом ученых эпохи Ренессанса. Методы науки — всегда методы проб и ошибок. Научные теории первоначально обычно выступают в виде необоснованных догадок, которые проверяются людьми и через некоторое время сменяются на другие догадки, не похожие на предыдущие. Мы всегда недовольны теориями, потому что они не способны все и вся объяснить, но это — ситуация естественная для существования науки. Сам К.Поппер приводит очень яркий пример. Он пишет, что мы недовольны теориями, так же как недовольны своей одеждой. Очень трудно одеться по погоде. Или жарко, или холодно, мы чувствуем себя комфортно очень короткое время. Разрабатывая проблемы философии науки, К. Поппер выдвигает идею трех миров. Физическая природа и психика человека - это два первых мира. Третий мир — продукт взаимодействия первых двух, т.е. продукт деятельности людей. Этот третий мир и есть мир науки. Мир науки, существуя в языке, «оседает» в библиотеках в виде книг, журналов и пр. Поскольку мир науки существует в языке, он подчиняется законам языка, коррелируется законами языка. В некотором смысле мир науки не зависит от живущего поколения людей, так как создан не одним этим поколением. И законы науки сложились достаточно давно не в рамках жизни живущих ныне людей. Наука, следовательно, имеет элементы относительной самостоятельности от человека. Эти построения привели К. Поппера к идее возможности гносеологии (теории познания) без познающего субъекта. Объясняя смысл этой идеи, К. Поппер говорит о том, что личность отдельного ученого может исказить результаты научного знания, его объективность. Человек слишком много вносит в научное знание эмоций и предубеждений. Поэтому чем больше личности в науке, тем меньше в ней истинности, объективности, и наоборот. Особенно подвержены влиянию личности теории морали, политики, экономики и другие виды социально-гуманитарного знания. Научное знание должно стремиться к элиминации субъекта из процесса познания, т.е. к устранению всего, что относится к эмоционально-психологической стороне процесса научного знания. Постпозитивистская философия науки XX века представлена работами Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, М. Ломани, в которых прослеживается общая установка на анализ роли социокультурных факторов в динамике науки. Т. Кун - профессор университета в г. Принстоне (США). Автор нашумевшего труда «Структура научных революций». Главные идеи его труда были связаны с объяснением смены научных концепций в науке, механизма перехода от одной группы теорий к другой. Особое внимание Т. Кун уделяет истории науки, справедливо полагая, что вне своей истории наука не понятна. С этих позиций Т. Кун критикует К. Поппера. Наука, конечно, развивается по своим законам, законам познания. Но наука сегодня - это коллективная профессиональная деятельность, в ней действует человек-ученый. Поэтому есть правила общения ученых между собой, а также неписаные правила отношений ученых и общества. Например, кодексы научной честности ученых, невозможность привлекать к решению научных споров власть, и т. д. Научная, академическая жизнь имеет свои ценности, отличные от ценностей массовых. Не то чтобы люди науки не любили власть, деньги или секс, признанные главными ценностями масс. Но ни власть, ни деньги, ни выдающиеся физиологические данные не делают человека ученым-мыслителем. Т. Кун выдвигает концепцию «парадигм» (см. раздел I, гл.6). «Парадигма» (образец) — это признаваемая большинством ученых совокупность теорий, научных достижений, которые служат для сообщества ученых моде- лью постановки научных проблем и их решения. «Парадигма» выступает и как общепринятый в науке способ видения проблем, способ мышления соответствующего научного сообщества, общепринятая система понятий и категорий. Например, парадигма классической науки. Термин «парадигма» у Т. Куна совпадает с понятием «нормальная наука». «Нормальная наука» — это эволюционная фаза в развитии науки, характеризующаяся наличием совокупности теорий, подтвержденных фактами. Большинство ученых принимают эти теории за истину. Когда появляются факты, необъяснимые в рамках «нормальной науки», и этих фактов накапливается достаточное количество для понимания слабости общепризнанных теорий, начинается революционная фаза в развитии науки. Начинается «научная революция», которая первоначально приводит к состоянию «допарадигмальной науки», т.е. к существованию множества альтернативных старой парадигме гипотез и теорий, дающих различную интерпретацию научным аномалиям. Впоследствии научное сообщество выбирает наиболее приемлемый вариант теории, объясняющей область действительности или всю действительность. Эта теория понимается как образец решения проблем данной науки и составляет теоретическое и методологическое основание новой «парадигмы». Начинается развитие следующего этапа «нормальной науки». Выбор образцовой теории зависит не только от того, что эта теория более удачно, чем другие, объясняет мир, но и от факторов культурных, экономических, политических и др. Новая парадигма может включать в себя старую как фрагмент, частный случай новой парадигмы. Например, теория Эйнштейна не отрицает полезности и истинности теории Ньютона. Однако новая парадигма всегда формирует принципиально иную систему мировидения, иные принципы, образы, понятия и т.д. Т. Куну удалось преодолеть некоторые недостатки, присущие позитивистским взглядам на науку. В науке нет непрерывного прогресса и кумуляции знания. Каждая парадигма формирует уникальное понимание мира и не имеет особых преимуществ перед другой парадигмой. Научный прогресс лучше понимать как научную эволюцию - прирост знания внутри парадигмы. Наука всегда социокультурно обусловлена. Чтобы понять науку, необходим новый историко-эволюционный подход. Истины науки достаточно релятивны, действуют в рамках парадигмы. Эти идеи оказали влияние на современную философию науки. И. Лакатос (1922—1974) — венгерско-британский философ, методолог науки, профессор Кембриджского университета, ученик и последователь К. Поппера. В своих основных трудах «Доказательства и опровержения» (1964); «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (1970); «Изменяющаяся логика научного открытия» (1973) и др. Лакатос работает в русле концепций К. Поппера, модернизируя принцип фальсификации в «утонченный фальсификационизм» (термин Лакатоса). И. Лакатос учел критику Поппера в концепции Т. Куна и большое внимание уделил истории науки. Суть идей И. Лакатоса заключается в следующем. Наука выглядит как поле борьбы, соперничества идей, что ведет к смене «научно-исследовательских программ» и «кодексов научной честности». Что же такое научно-исследовательские программы? Это совокупность теорий, связанных генетически и методологически. Существуют принципы и правила, которые запрещают те или иные проблемы, методы, пути исследования. Лакатос называет их «отрицательная эвристика». (Например, поиски «вечного двигателя» и богословские методы экзегетики запрещены в современном естествознании.) Есть правила, определяющие выбор проблем, методов и путей их решения и применения. Это «позитивная эвристика». В научно-исследовательских программах мы можем различать «твердое» или «жесткое» ядро - основную теорию, главную общепринятую концепцию и «защитный пояс» — «вспомогательные теории», которые вытекают из главной теории, базируются на ее основе. Научно-исследовательская программа тогда прогрессивна, когда ее «защитный пояс» растет, когда предсказываются новые явления, объясняются не только известные, но и новые факты. Такая научно-исследовательская программа называется прогрессивной. Главное здесь - способность предвосхищения новых фактов. Если необъяснимых фактов больше, чем объяснимых, если теория не способна более предвидеть новые явления, то она регрессивна. В этом случае старую программу заменяет новая научно-исследовательская программа, которая больше явлений объясняет и больше явлений предсказывает. Интересно, что Лакатос подчеркивает, что смена старой научно-исследовательской программы на новую происходит не вследствие того, что старая программа чего-либо не объясняет, а вследствие появления новой, более сильной, лучше объясняющей факты теории. Например: ньютоновская механика отошла в прошлое тогда, когда появилась теория Эйнштейна. В отличие от теории Т. Куна, Лакатос считал, что научное знание мало зависит от психологических, политических, экономических и т.п. факторов. Изменения научного знания происходят в сфере самого этого знания, эти изменения измеряются внутренними интеллектуальными критериями гораздо больше, чем внешними социальными условиями. В целом, наука - это бесконечное противоречие между старыми теориями и вновь возникшими фактами. Что касается кодексов научной честности, то они тоже меняются вместе с научно-исследовательскими программами. Например, сложившийся кодекс научной честности в науке XX века выглядит так: ученый скромен, упорен в своем исследовании, не отмахивается от успехов своих соперников, напротив, учитывает достижения других ученых, защищает свою теорию до конца, не способен к фальсификации фактов и т.д. П. Фейерабенд (1924-1996), американский философ науки, профессор Калифорнийского университета (Беркли). В своих трудах «Против метода. Очерк анархистской теории познания» (1975); «Наука в свободном обществе» (1978) и др. опирался как на идеи К. Поппера, так и на идеи Т. Куна и частично на идеи К. Маркса. Фейерабенд выдвинул идею «пролиферации» (размножения) теорий и идею эпистемологического анархизма. Суть дела в том, считает мыслитель, что настоящий ученый всегда стремится создать свою научную теорию, т.е. новую оригинальную теорию, несовместимую с теми, которые уже есть в наличии (разумеется, речь идет не о любом заурядном функционере от науки, а о действительно творческих, интеллектуально мощных деятелях). Отсюда постоянное и хаотичное увеличение числа научных теорий, конкурирующих друг с другом. Несмотря на взаимную критику, борьба теорий полезна для науки, способствует ее развитию, обогащает научный инструментарий и т.д. Но тогда не может быть единого «языка науки», единой общепризнанной теории. Преемственность научного знания и способность кумуляции научных достижений также играют слабую роль в развитии науки. Что же остается? Полный научный и мировоззренческий плюрализм, где наблюдается хаотическое нагромождение теорий, смена которых рационально часто необъяснима. В теории познания (эпистемологии, гносеологии), в философии науки господствует анархизм. Это не политический анархизм, а именно «эпистемологический анархизм», который отрицает любые догмы в науке, признает ценность любой научной теории, любого категориального аппарата, отрицает возможность объективной истины, отрицает единые методологические стандарты и т.д. В свободном обществе все научные традиции равны, и научный релятивизм — нормальное явление. Следует обратить внимание, считал Фейерабенд, на иррациональные моменты в деятельности ученых. В сфере науки идет ожесточенная борьба не столько за истину, сколько за власть, славу, положение в обществе, деньги и т.д. Именно этим и объясняется непостижимое упорство ученых, отстаивающих «свою» теорию и не обращающих внимания на критику. Новая теория сменяет старую не потому, что она более истинна, а потому, что она лучше пропагандируется, лучше организована автором, поддерживается властью, или капиталом, или средствами информации (чаще всего — всеми сразу). Наука гораздо ближе к мифу, чем это обычно считают. Наука выступает как одна из форм идеологии в обществе. При этом наука вовсе не лучшая форма идеологии, в сравнении, например, с религией или мифом. Наука шумная, назойливая и нескромная, проникнута мировоззренческими предпочтениями исследователей, идеологически нагруженная и т.д. В целом, науку следует отделить от государства, что даст обществу возможность избавиться от наглого диктата науки. Научное знание желательно соизмерять с человеческими способностями и потребностями, чего, к сожалению, в XX веке не произошло. Люди не способны соизмерять свои энергетические возможности с уровнем своей разумности и моральности, что привело к возникновению глобальных проблем человечества, поставивших мир на грань выживания. М. Полани (1891-1976), британский философ, профессор Манчестерского университета в своих основных сочинениях «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958), «Неявное знание» (1962) выступает как критик К. Поппе-ра и его школы. Полани выдвигает концепцию «личностного знания в науке». Суть этой концепции прекрасно описана самим ученым. «Я показал, что в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности и что это не добавка, не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания». Он делил знание на «явное», «центральное» и «неявное», «периферическое», «скрытое», «имплицитное». Суть дела в том, что в процессе познания целого есть не только сущность этого целого, но и элементы целого, которые суть целого не отражают. Однако эти элементы также важны для понимания целого. Например, отдельные факты, удачные выражения, верные сравнения и т.д., которые тоже характеризуют изучаемый объект. Вот эти элементы Полани считает важными для постижения сущности целого и называет «неявным знанием». Если до Полани господствовала идея о том, что ученый полностью осознает свои ощущения, восприятия в процессе научного творчества, то Полани пишет, что человек всегда знает больше, чем он может сказать. Информация, которая идет через органы чувств, шире, чем то, что проходит через сознание. Мыслитель утверждает, что личность ученого играет огромную роль в процессе познания и то, что время одиночек в науке прошло, вовсе не снимает факта личного про- никновения ученого в исследовательскую задачу. Да, ученый в XX веке в основном работает в коллективе. Но коллектив этот может успешно работать только тогда, когда его сотрудники имеют общий интеллектуальный навык — общие приемы исследования, методы, специфику понимания исследуемого явления и пр. Пола-ни справедливо полагал, что ничем нельзя заменить искусство и талант ученого. Необходимы личность, способности. Нельзя любого человека «с улицы» сделать ученым, необходимы особые качества интеллекта. Наука не продвигается вперед одними методами, без личности исследователя, без общения творческих личностей, непосредственного обучения учителем ученика и т.д. Теория тогда принимается ученым, когда он в нее верит. А уж потом начинается критическое осмысление теории, сопоставление ее с другими теориями. В теорию надо «вживаться». Здесь очень нужна «научная вера». Если исследователь разделяет научные убеждения, верит в «свою» теорию, он ее не променяет на другую, даже лучше обоснованную и аргументированную. Переход от одной теории к другой так же мучителен, как переход из одной веры в другую. Итак: вера, доверие — есть условие научного познания (подробно см. раздел II, гл. 5); другое условие - необходимый уровень развития способностей личности. Если философию науки рассматривать в связи не с общефилософскими направлениями, а с решением проблем научности, рациональности, истинности, то можно дать иную ее классификацию: релятивизм, фаллибилизм, конструктивный эмпиризм, эволюционная эпистемология и т.д. Рассмотрим некоторые направления в рамках этой классификации. Релятивизм (от лат. relativus — относительный) в философии науки утверждает условность, ситуативность научного знания, отказывается от теоретических его дефиниций. Научные истоки релятивизма в философии науки: (а) создание геометрий, альтернативных евклидовой. Во второй половине XIX века Н.И. Лобачевский построил геометрию, в которой евклидов постулат о параллельных был заменен положением: «если на плоскости точка А не лежит на прямой В, то существует более чем одна прямая, проходящая через А и параллельная В», Б. Риман обосновал возмож- ность многих неевклидовых геометрий, а Ф. Клейн доказал, что геометрия Лобачевского непротиворечива в той же мере, что и евклидова. Обе геометрии стали иметь одинаковые права на характеристику реальности. «Никакая геометрия, — писал А. Пуанкаре в 1902 г., — не является более истинной, чем другая; та или иная геометрия может быть только более удобной». Выбор той или иной геометрии становится конвенциональным. Д. Гильберт обосновал возможность абстрактного аксиоматического конструирования многомерного пространства, что порывало с классической трактовкой аксиом как «очевидных» положений. Появились варианты предположений о возможности альтернативных механических теорий. Философские истоки релятивизма в философии науки: (а) философия прагматизма (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, В. Джемс). Так, согласно американскому философу и психологу Джемсу (1842-1910), мышление оказывается истинным, если оно «завязывает» с опытом выгодные, идущие нам во благо, связи (производственные, бытовые, научные, религиозные); (б) аналитическая философия, сочетающая эпистемологию с психологией и лингвистикой. Так, американский философ и логик У. Куайн (род. 1908) поставил пределы онтологическим притязаниям теорий, т.е. притязаниям на полное соответствие реальной действительности, ограничил конструктивные возможности дискуссий между сторонниками различных теорий. К релятивизму можно отнести философию науки Т. Куна. Фаллибилизм (отангл. погрешимый), или «критический рационализм». Основателем фаллибилизма признан представитель философии прагматизма американец Ч. Пирс (1839-1914), который считал, что знание всегда гипотетично, вероятностно. К. Поппер сделал фаллибилизм артикулированной философской доктриной, радикальная позиция которой такова: «нельзя ошибиться только в том, что все теории ошибочны». Отсюда неклассический взгляд на научное исследование: теории выдвигаются для их опровержения. Поппер ограничил логический инструментарий философии науки только дедукцией, считая, что природе науки чужд 2. Философия науки 33 поиск знания, обеспечиваемого индуктивными умозаключениями. Научные положения в принципе ошибочны, какие бы строгие проверки они ни проходили. С фаллибилизмом концепции Поппера связано и введенное им понятие «фальсификация». Фаллибилизм допускает существование под покровом эмпирических данных реальности, по отношению к которой строятся теории с надеждой на истинность, т.е. соответствие реальности. Но реальность ускользает от познания, а потому все теории оказываются ложными. К фаллибилизму можно отнести концепцию науки И. Лакатоса. Эволюционная эпистемология. Направление сформировалось в 40-е гг. XX века и его основоположники - австрийский биолог и философ К. Лоренц (1903— 1989) и немецкий естествоиспытатель и философ Г. Фоллмер (род. 1943). Эволюционная эпистемология ставит задачу — объяснить биологические предпосылки человеческого познания, его сущность на основе современной синтетической теории эволюции. Идея такова: люди, как все живые существа, являются продуктами естественных эволюционных изменений, и в силу этого формирование их когнитивных и ментальных способностей (включая их наиболее утонченные аспекты) направляется, в конечном счете, механизмами органической эволюции, понимаемой в дарвиновском смысле. В центре «эволюционной теории познания» не просто эволюция человеческого познания, а эволюция органов познания и познавательных способностей. Лоренц и Фоллмер обосновывают с помощью достижений биологии, этологии, психологии, нейрофизиологии, антропологии и т.д. тот факт, что в ходе эволюции формируются и закрепляются некие «априорные когнитивные структуры», способствующие выживанию живых существ в их приспособлении к окружающему миру. Классические гносеологические вопросы - почему мы познаем именно так и именно это; насколько надежно наше познание; на чем основана надежность познания и др., они решают, опираясь на естественные науки. Так, К. Лоренц пытался объяснить кантовское учение о трансцендентальном априори с помощью современной биологии. Существует две исследовательские программы: одна изучает, как в ходе биологической эволюции формировались носители когнитивных процессов (нервная система, органы чувств и т.д.) (К. Лоренц, Г. Фоллмер); другая пытается объяснить возникновение научных идей, гипотез и теорий в контексте биологической эволюции (К. Поппер, Т. Кун и др.) Литература 1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988. 2. КойреА. Очерки истории философской мысли. — М., 1985. 3. Конт О. Дух позитивной философии. — Ростов н/Д, 2003. 4. Куайн У. Референция и модальность //Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1982. 5. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975. 6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. — М., 1995.
7. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т. 23. 8. Микешина Л.А. Философия науки как учебная дисциплина: принципы построения курса //Эпистемология. Философия науки. Т. III. № l.M.,2005. 9. Полани М. Личностное знание. — М., 1985
10. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 11. Современная философия науки. — М.,1996. 12. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. 13. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М.,1986. 14. Философия науки //Новая философская энциклопедия. Т. IV. -М., 2001. 15. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. — М., 1998. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |