АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «ценность»

Читайте также:
  1. I. Понятие и значение охраны труда
  2. I. Понятие общества.
  3. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  4. II. Понятие социального действования
  5. Авторское право: понятие, объекты и субъекты
  6. Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
  7. Акты официального толкования: понятие и виды
  8. Акты применения права: понятие, признаки, виды
  9. Анализ различных критериев периодизации психического развития. Понятие ведущей деятельности
  10. Арбитражное соглашение - понятие, виды, применимое право.
  11. Аристотелево понятие метафизики
  12. Архитектурные стили, понятие, признаки, виды. Основные стили белорусской архитектуры.

Для понимания проблемы обратимся к устоявшимся в отече­ственной философии понятиям «ценность» и «аксиология», что даст нам возможность представить явления, выраженные этими понятиями в рамках определенной парадигмы, и перейти к про­блемам курса «Философия науки».

В «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1989) «цен­ность» представлена как понятие, определяющее «человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действи­тельности... Любой объект или процесс природы, общества, куль­туры и т.д. может выступать в виде ценности, т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобра­зия, допустимого или запретного, справедливого или несправед­ливого и т.д.».

Аксиология (от греч. axios — ценность и logos - учение) опреде­ляется как теория ценностей, т. е. «философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности». Примерно та­кое же понимание вышеуказанных понятий дается в более поздних по времени словарях и энциклопедиях.

В целом, изложенное выше толкование понятия «ценность» не вызывает возражений и может служить верным ориентиром для дальнейших рассуждений. Главное здесь - в понимании ценнос­тей как явлений, сущность которых состоит в значимости, а не фактичности. Ценности проявляются прежде всего в культуре, ее достижениях, где и «оседает» многообразие ценностей человече­ства. Аксиология исследует вполне реальные многообразные че­ловеческие ценности, «кристаллизирующиеся в культуре».


Ценности разделяют: (а) по содержанию (социальные, духов­ные, экономические, политические и др.); (б) по субъекту (лично­стные и групповые, классовые, национальные, религиозные, об­щечеловеческие). Духовные ценности, определяющие смысл жизни человека, противостоят утилитарным (лат. utilitas — польза, выгода) ценностям, таким как жилье, питание, труд и др. Ценность неразрывно связана с оценкой, которая есть средство осознания цен­ности. Оценка связана с практикой человека и общества и выво­дит человека к определенным решениям по его выбору. Выбор ве­дет к действию, тем самым «оценка» участвует в организации практической деятельности. Оценки одного и того же явления могут быть разными у разных людей, народов, государств. Оценки многих явлений и теоретических конструкций могут переоцени­ваться. Это касается и самой науки, в том числе социально-гума­нитарной науки. Так, в конце XX — начале XXI века произошла переоценка теорий классического рационализма, учения марксиз­ма и т.п. Резко меняются на глазах даже одного поколения людей ценности политического, культурного, экологического, экономи­ческого порядков.

Философия, возникшая в VI веке до н. э., изначально рассмат­ривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. от­ношений человека к миру, обществу, другим людям. Она, в отли­чие от возникших позднее наук, начинает осмыслять прежде всего человеческое бытие. Атак как понятие ценности всегда указывает на отношение между человеком и объектом, человеком и челове­ком, то проблемы ценности бытия, ценности человеческой дея­тельности, ценности человеческой жизни имманентны (от лат. immanentis — свойственный, присущий) философии на всем про­тяжении ее существования. Философия строит систему ценнос­тей мира и во многом определяет понимание «ценности» в совре­менном социально-гуманитарном познании (экономическом, политическом, правовом, эстетическом и др.).

Каковы основные подходы к пониманию природы ценностей?

Классическая философия и классическая наука (особенно фи­лософия Нового времени и естествознание XVI—XVIII веков) выводили ценности за рамки научного знания, поскольку наука


оперирует фактами, а ценность фактов есть субъективная оценка человеком явлений и процессов действительности, зависящая от эмоций, чувств, личностных предпочтений и т.д. Поддерживаю­щий доктрину «субъективной теории ценностей» Бертран Рассел писал: «... Вопрос о ценностях лежит полностью за пределами сфе­ры знания. Иначе говоря, когда мы утверждаем, что то или иное имеет «ценность», мы выражаем свои собственные эмоции, а не факт истинный независимо от наших чувств». Однако Б. Рассел признавал, что теория ценностей полезна и необходима для таких форм знания, «где научные методы не являются адекватными. Прежде всего — это философия и другие виды социально-гумани­тарного знания, включающие (учитывающие) эмоции и чувства человека». Итак, ценности, согласно Расселу, не относятся к объек­тивной научной истине. Они лежат в сфере эмоций, веры, в сфере человеческой субъективности.

Теология, религиозное мировоззрение полностью отвергают возможность понимания сущности ценностей вне веры в Бога. Истинная и последняя ценность - Бог, а все другие ценности мира (моральные, политические, эстетические и т.д.) созданы Богом, в том числе ценность «истины вообще» и истины науки в частности. Религиозное мировоззрение базируется на постулате Бог есть «Ис­тина — Добро — Красота», т.е. Он сосредоточивает в Себе все цен­ности мира, являясь силой, которая творит ценности не только реального, но и «потустороннего мира». В целом, теологическое понимание ценности также выводит ценность за пределы объек­тивно-научного знания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)