АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и функции научной теории

Читайте также:
  1. B) социально-стратификационная структура
  2. I. МЕХАНИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
  3. II. Основные задачи и функции
  4. III. Предмет, метод и функции философии.
  5. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  6. VI. Рыночный механизм. Структура рынка. Типы конкурентных рынков
  7. VIII. Формирование и структура характера
  8. XII. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
  9. XVIII. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ
  10. А) ПЕРЕДАЧА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ФУНКЦИИ АРТИКЛЯ
  11. А. Лінійна організаційна структура
  12. А. Средняя квадратическая погрешность функции измеренных величин.

Закон как ключевой ее элемент.

В современной методологии выделяют следующие основные компоненты структуры теории: (1) исходные основания, т.е. фун­даментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.; (2) идеализированные объекты или абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.); (3) логика тео­рии как совокупность определенных правил и способов доказатель­ства, нацеленных на прояснение структуры и динамики знания; (4) философские установки и ценностные факторы; (5) совокуп­ность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретны­ми принципами.

Существует многообразие видов (типов) теорий: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, прикладные и фун­даментальные, формальные и содержательные, «открытые» и «зак­рытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и пр. Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Доминирующую роль в построении математичес­ких теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация. Теории эмпирических наук — фи­зики, химии, биологии, социологии, истории и др. — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений подразделяются на


два больших класса: феноменологические и объясняющие. Первые описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают в их внутренние механизмы (напри­мер, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогичес­кие, психологические и социологические теории и др.), не анали­зируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сложные абстрактные объекты, хотя и строят некоторые идеали­зации изучаемой области явлений. Феноменологические теории имеют по преимуществу качественный характер, и исследователи разрабатывают их, как правило, на первых ступенях развития на­уки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического материала.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место объясняющим, которые раскрывают суще­ственные отношения и связи изучаемых явлений.

Одним из важных критериев классификации теорий является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два класса теорий: (а) теории, в которых предсказание имеет досто­верный характер (например, многие теории классической меха­ники, классической физики и химии); (б) теории, предсказания которых имеет вероятностный характер, обусловленный совокуп­ным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. stochasis — догадка) теории встречаются не только в современной физике, но и в биологии и социально-гуманитарных науках.

Теории фиксируют закономерности. Закономерность - это ус­тойчивая, регулярная связь, которая может иметь динамический и статистический характер. Классические динамические законо­мерности устанавливают жесткие детерминистские связи. В отли­чие от них статистические закономерности отражают такую фор­му взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет ее последующие состояния не однозначно, а с опреде­ленной долей вероятности. Они формулируются на языке вероят­ностных распределений и проявляются как законы массовых яв­лений. Считается, что их действие обнаруживается там, где на фоне


ножества случайных причин существуют глубокие необходимые связи. Статистические закономерности не дают абсолютной по­вторяемости, однако в общем случае правомерна их оценка как закономерностей постоянных причин. Современное естественное и социогуманитарное знание, в частности, ориентированы на учет статистических закономерностей.

К числу основных функций теории относятся:

1. Синтетическая функция — объединение отдельных достовер­ных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его суще­ственных характеристик, законов его происхождения и развития.

3. Методологическая функция, предполагающая использование в других теориях методов, способов и приемов исследовательской деятельности, применяемой в данной теории.

 

4. Предсказательная функция, которая состоит в научном пред­видении будущих состояний явлений и событий.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.

Как из множества конкурирующих теорий выбрать «хорошую»? Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Поппер считал,, что предпочтительнее та теория, которая: а) сообщает наибольшее количество информации; б) является ло­гически более строгой; в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Теории современной науки создаются не просто путем индук­тивного обобщения опыта (хотя такой путь не исключается), а за счет первоначального движения в поле ранее созданных идеали­зированных объектов, которые используются в качестве средств конструирования гипотетических моделей новой области взаимо­действий. «Именно теоретическое исследование, основанное на


относительно самостоятельном оперировании идеализированными объектами, способно открывать новые предметные области до того, как они начинают осваиваться практикой. Теоретизация выступает своеобразным индикатором развития науки» (B.C. Степин).

Идеализированный объект выступает не только как теоретичес­кая модель реальности, но неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая реализуется в построении тео­рии. Соотношения элементов идеализированного объекта, как исход­ных, так и выводных, представляют собой теоретические законы, которые, в отличие от эмпирических законов, формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. Теоретические законы должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению ре­альной действительности. Имея в виду данное обстоятельство, А. Эйнштейн ввел понятие «физическая реальность» и выделил два его значения: (а) характеристика объективного мира, суще­ствующего вне и независимо от сознания. «Вера в существова­ние внешнего мира, — отмечал Эйнштейн, — независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествозна­ния»; (б) совокупность идеализированных объектов, представля­ющих свойства реального мира в рамках данной физической тео­рии. «Реальность, изучаемая наукой, есть не что иное, как конструкция нашего разума, а не только данность» (А. Эйнштейн). В этом плане физическая реальность задается посредством языка науки, причем одна и та же реальность может быть описана при помощи разных языков.

Главная задача и основная функция теории — «поднять опыт до всеобщего», открыть законы изучаемой области действительно­сти. Без установления законов и выражения их в системе понятий не может быть научной теории. Закон — ключевой элемент тео­рии. Выдающийся логик К. Г. Гемпель пришел к выводу о возмож­ности отождествления понятий «общий закон» и «гипотеза уни­версальной формы». Сам же закон определяется следующим


образом: в каждом случае, когда событие определенного вида П (причина) имеет место в определенном месте и в определенный момент времени, событие определенного вида С (следствие) будет иметь место в том месте и в тот момент времени, которое опреде­ленным образом связано с местом и временем появления первого события.

Закон выражает такую связь между процессами, которая являет­ся: а) объективной, т.е. присущей реальному миру, чувственно-пред­метной деятельности людей; б) существенной и конкретно-всеоб­щей, т.е. действующей всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия; в) необходимой, т.е. тесно связанной с сущностью и осуществляющейся с «железной необ­ходимостью»; г) внутренней, отражающей самые глубинные свя­зи и зависимости данной предметной области; д) повторяющейся, устойчивой.

Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен. С изменением соответствую­щих условий, с развитием практики и познания одни законы схо­дят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т.д.

Познание законов — сложный и противоречивый процесс. Познающий субъект не может отобразить изучаемый объект сразу и полностью. Он может лишь вечно приближаться к этому идеалу, создавая различные абстракции, понятия, применяя целый ряд методов в их совокупности (эксперимент, наблюдение, идеализа­ция, моделирование и т.п.).

Характеризуя особенности законов науки, известный американ­ский физик Р. Фейнман писал, что «законы физики нередко не имеют очевидного прямого отношения к нашему опыту, а пред­ставляют собой его более или менее абстрактное выражение... Очень часто между элементарными законами и основными аспек­тами реальных явлений дистанция огромного размера». В. Гейзен-берг также утверждал, что: (а) когда формулируются великие все­объемлющие законы природы, «речь идет об идеализации действительности, а не о ней самой»; (б) каждый закон обладает


ограниченной областью применения, потому что его понятийный аппарат не охватывает все явления. Так, теория относительности и квантовая механика представляют собой «очень общие идеали­зации весьма широкой сферы опыта и их законы будут справедли­вы в любом месте и в любое время — но только относительно той сферы опыта, в которой применимы понятия этих теорий».

Законы открываются сначала в форме предположений, гипо­тез. Новые факты приводят к «очищению этих гипотез», устраня­ют одни, исправляют другие, пока, наконец, не будет установлен закон. Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самые глубокие знания о них достигаются не на уровне непосредственно­го восприятия, а на этапе теоретического исследования. Раскрывая механизм открытия новых законов, Р. Фейнман отмечал, что «по­иск нового закона ведется следующим образом. Прежде всего, о нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за собой этот закон, если окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравнивают с тем, что на­блюдается в природе, с результатами специальных экспериментов или с нашим опытом, и по результатам таких наблюдений выяс­няют, так это или не так. Если расчеты расходятся с эксперимен­тальными данными, то закон неправилен». При этом Фейнман обращает внимание на то, что на всех этапах познания важную роль играют философские установки, которыми руководствуется иссле­дователь.

Следует иметь в виду, что хотя объективные законы действуют с «железной необходимостью», сами по себе они отнюдь не «же­лезные», а очень даже «мягкие» в том смысле, что зачастую дей­ствуют как законы-тенденции, т.е. осуществляются приблизитель­ным образом. Кроме того, каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», так как всегда взаимосвя­зан с другими законами. Поэтому, как отмечал Гегель, каждый закон «узок, неполон, приблизителен». Как бы вторя Гегелю, Р. Фейнман отмечал, что даже закон всемирного тяготения не точен, «то же отно­сится и к другим нашим законам — они не точны. Где-то на краю их всегда лежит тайна, всегда есть над чем поломать голову».


Открытые законы и закономерности могут быть использова­ны людьми в качестве регулятивов их практической деятельности. Иначе последняя не станет эффективной и результативной, а бу­дет осуществляться в лучшем случае методом проб и ошибок. Опи­раясь в своей деятельности на «царство законов», человек может в определенной мере оказывать влияние на механизм их реализа­ции, либо создавая условия для развития закона до его качествен­ной полноты, либо же, напротив, сдерживая действие закона, ло­кализуя его или даже трансформируя.

Законы можно классифицировать по тому или иному основа­нию: (а) по формам движения материи (механические, физичес­кие, химические, биологические, социальные); (б) по основным сферам действительности (законы природы, законы общества, за­коны мышления); (в) по широте сферы их действия: всеобщие, общие (особенные), частные (специфические); (г) по механизму детерминации (динамические и статистические, эмпирические и теоретические; (д) по значимости и роли (основные и не основ­ные).

Односторонние и ошибочные трактовки закона состоят в следую­щем:^) понятие закона абсолютизируется, фетишизируется; закон понимается как нечто вечное, неизменное, абсолютное, не завися­щее в своем действии от совокупности конкретных обстоятельств и фатально предопределяющее ход событий и процессов; (2) игнори­руется объективный характер законов, не учитывается тот факт, что не реальная действительность должна сообразовываться с принци­пами и законами, а наоборот, последние верны лишь поскольку со­ответствуют объективному миру; (3) отрицается возможность ис­пользования людьми системы объективных законов как основы их деятельности в многообразных ее формах; (4) игнорируется качествен­ное многообразие законов, их несводимость друг к другу; (5) не учи­тывается то обстоятельство, что объективные законы нельзя про­извольно создать или отменить; (6) абсолютизируются законы более низших форм движения материи, делаются попытки с их по­мощью объяснить процессы, происходящие в более высоких фор­мах движения материи (механицизм, физикализм, редукционизм и


т.п.); (7) законы науки толкуются не как отражение законов объек­тивного мира, а как результат соглашения научного сообщества.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)