|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Участке социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программНачало XX века ознаменовалось революцией в физике, вызвавшей ревизию основных принципов классической научной парадигмы. Такие понятия, как «знание», «достоверность», «ис- тина», утратили прежние объективистские претензии, так как объективность стала определяться исключительно в терминах интерсубъективности. Категория «сущность» выводится за пределы концептуальной перспективы. Новые стандарты научности изменили гносеологическое содержание принципа причинности: он определяется не в терминах детерминизма, а функции, которая устанавливает пределы компетенции научного теоретизирования в социально-гуманитарных науках. Функциональная зависимость предполагает, что а) последовательность социальных перемен имеет характер только хронологической связи; б) теории не в состоянии предсказать характер социальных перемен в их исторической перспективе. Интерпретация социальных изменений в терминах функциональной зависимости определила новый способ теоретизирования: объяснение осуществляется с помощью не диахронической концепции причинности, где последовательность событий во времени причинно обусловлена, а с помощью синхронической, когда случайно совпавшие во времени обстоятельства обусловливают социальные перемены. В синхронической концепции социальные проекты лишаются предсказательного ресурса и, в лучшем случае, могут претендовать на один из возможных сценариев общественных изменений, практическую эффективность которых не представляется возможным предсказать. Таким образом, идея единства познавательных и социальных типов рациональности, лежащая в основе классического социального знания обнаружила в новых условиях свою несостоятельность. Вера в общественный прогресс утрачивает содержательную связь с научным знанием. Долгосрочные прогнозы, опирающиеся на идею прогресса, указывающие характер общественных перемен, становятся невозможными в рамках новых стандартов общественных наук. Смена теоретических стандартов в социальных науках изменила статус научного социального знания в обществе. Осознание социальными науками пределов собственной компетенции, т.е. осознание того, что социальные знания не могут однозначно предвидеть будущие события, способствовало расставанию с идеей, что люди наделены способностью по собственному усмотрению строить «светлое» будущее. «Я полагаю, — пишет И. Пригожий, -что сущность события выражается в том, что оно вводит различие между тем, что предсказуемо, и тем, что нет... Существование событий в человеческом масштабе показывает, что в этом масштабе социальные структуры ускользают от детерминизма... Мы можем «объяснить» события прошлого... но мы не можем предсказать события будущего». Мы не знаем и не можем знать, какие задачи станут перед обществом в ближайшем будущем и какими знаниями оно будет располагать для их решения. По сути, разум обнаружил пределы своих притязаний. «Ученое незнание» (Н.Кузанский) возвращает нас к идеям Сократа (VI-V вв. до н.э.), который указывал на относительность человеческого знания. Но погрешимость знания отнюдь не является основанием для обращения к релятивизму. Доверие к разуму, согласно Сократу, является формой жизни, так как, подвергая свои решения сомнению, критикуя их, мы, тем самым, делаем нашу жизнь осмысленной. Неклассическая парадигма, отказавшись от аргумента «Божественного Взора» (X. Патнем), т.е. от аргумента непогрешимости знания, осуществляет реконструкцию социального знания. Предлагается отказаться от отдаленных целей общественных перемен, признать несовпадение замысла и результата деятельности, зависимость социальных процессов от случайных событий, отсутствие универсальных способов реагирования на социальные вызовы. Социальное знание в такой ситуации формирует новую познавательную парадигму: трансформировать проблему познания законов общественного развития в задачу выработки условий рациональной коммуникации. Обращение к рациональной коммуникации предполагает сохранение доверия к разуму, так как оно дает нашим ожиданиям надежду на минимизацию вызовов времени, противостоит цинизму и отчаянию. В рамках такой парадигмы общественные науки не могут предсказывать долгосрочные проекты общественных изменений и претендовать на прямое участие в социальных преобразованиях, направленных на реализацию этих проектов. Социальные науки начинают осознавать, что строгие прогнозы невозможны в силу того, что никто не может предсказать, какие могут возникнуть ненамеренные социальные последствия индивидуальных интенциональных действий, имеющих неисчислимое количество мотивов, особенно в условиях неустойчивости ценностных оснований субъективной ориентации. Австро-английский экономист Ф. Хайек (1899—1992) пишет, что «только в той мере, в какой определенный тип порядка вырисовывается как результат отдельных поступков, его неожиданный аспект становится проблемой теоретического объяснения». Теоретическое знание предстает интерпретацией процедур выбора оптимальных решений в условиях неопределенности. Ограниченность теоретических ресурсов социальных наук не лишает их возможности участвовать в экспертизе социальных программ. Они могут использовать свои познавательные стратегии для решения насущных задач во всех областях жизнедеятельности общества: определить, что можно и чего нельзя сделать в создавшихся условиях, участвовать в разработке политической и экономической политики в краткосрочной перспективе, которая сопряжена с социальными проблемами, требующими своего решения «здесь-и-сейчас». Это проблемы бедности, здравоохранения, образования и т.д. Но при этом решение этих задач предполагает фокусирование усилий социальных наук на поиске компромиссов в коммуникативном действии. Участие социальных наук в краткосрочном решении социальных проблем делает их ин-ституционализацию оправданной. Социальные науки должны продемонстрировать интеллектуальную ответственность и обоснованно показать, что вера в безграничный экономический прогресс и добродетельность демократических институтов неоправданны. Но это не означает, что мы должны отказаться от рыночной модели экономики и демократических институтов. Они как осуществленный совместный «проект» есть непредвиденный результат нашей устремленности к лучшей жизни. Осознание социальным оптимизмом собственных границ в значительной мере обусловлено критическим отношением разума к собственной компетенции. «Подлинный рационализм, — пишет Поппер, — предполагает осознание того обстоятельства, что не следует слишком полагаться на разум, что доказательство редко решает проблему...». Эти теоретические ориентиры определяют не только гносеологические границы социальных наук, но и пределы их вмешательства в социальные перемены. 3. Пределы компетенции социальной инженерии (социальной проективности): позиция идеологии либерализма Идеология либерализма в настоящее время оказывает значительное влияние как на социальные науки, определяя способ видения социальных перемен, так и на общественную практику западноевропейских стран и США. Выше мы показали, что либерализм XIX века, являясь идеологией социального оптимизма, существенно изменил свое отношение к долгосрочным прогнозам: в XX веке он больше не занимается социальными пророчествами. Экономический либерализм строит свою теоретическую концепцию, руководствуясь принципом методологического индивидуализма: «Не существует ни классов, ни общества как таковых, есть только индивиды» (Хайек). Социальные процессы и общественные ценности продуцируются в контексте взаимодействия индивидов, основным мотивом поведения которого является естественная склонность к торговле и обмену. Эта склонность (а) осуществляется в форме рационального поведения и (б) поддерживается исключительно эгоистическим интересом, который является важнейшей ценностью любого общественного строя, основанного на частной собственности и рыночных отношениях. Но каким образом в результате взаимодействия индивидов, преследующих эгоистические интересы, происходит формирование коллективных ценностей? Эта фундаментальная проблема решается экономическим либерализмом с помощью концепции эгоистических интересов. Каждый индивид, согласно одному из основателей либерализма А. Смиту (1723-1790), «преследует лишь собственную выгоду,... невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это». То есть коллективные ценности являются непреднамеренным следствием процесса взаимодействия индивидов, преследующих свои эгоистические интересы. «...Социальные феномены, — пишет К. Менгер, — выступают как непреднамеренный результат индивидуальных усилий (преследующих индивидуальные интересы) без какой-либо общей воли, направленной на их возникновение». Идея спонтанного самопорождения социального порядка определяет отношение экономического либерализма к роли знания в общественной жизни: теоретическое предсказание будущего не представляется возможным, а функциональная зависимость между различными сегментами общественной жизни не может быть проинтерпретирована в терминах причинной зависимости. Связь социальности с эгоистичным поведением индивидов принимается в качестве универсального объяснительного стандарта общественной жизни, что делает невозможным определение с помощью теоретического знания общей цели, имеющей эмпирическую соотнесенность с реальными процессами социальных перемен. Просчитать такую цель невозможно, ибо движение к ней будет корректироваться неисчислимым количеством переменных, свойственных эгоистическим интересам индивидов. Люди, безусловно, желают лучшего будущего, но никто не может определить, как должно оно выглядеть. Социализация институциональных норм, сточки зрения экономического либерализма, не представляется возможной. Таким образом, экономический либерализм устанавливает специфическую связь между индивидуализмом, рациональностью и социальностью: коллективные ценности и социальный порядок являются непреднамеренными следствиями взаимодействия индивидов, преследующих свои эгоистические интересы. Идеология политического либерализма продолжает традиции, заложенные французским философом Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), рассматривающего социальные вопросы с позиции справедливого общества. Вплоть до капитализма моральные максимы в качестве стандартов общественной жизни получали свое обоснование в религии, которая легитимировала политическую власть монархических династий. Капитализм, осуществив секуляризацию общественной жизни, подверг сомнению право монархических династий от имени Бога навязывать свою волю подданным. Это право было передано принципам разума. Только разум может способствовать обустройству общественной жизни в соответствии с гуманистическими ценностями. Так возникает проект Просвещения с его верой в способность разума воплотить гуманистические стандарты в жизнь. В связи с этим возникла необходимость определения новых оснований легитимации политической власти. Почему власть, уже не монархическая, по-прежнему может претендовать на право предъявлять законы и требовать их исполнения? Руссо попытался сформулировать условия, при которых группа людей, называющих себя государством, может этим правом обладать. Учитывая, что автономия рационально действующей личности была объявлена главной общественной ценностью, Руссо столкнулся, казалось, с неразрешимой проблемой: как сочетать законность подчинения индивида требованиям государства и индивидуальную свободу, когда «каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столько же свободным, как и прежде»? Эту трудность Руссо преодолел следующим образом. Члены общества заключают общественный договор (добровольное, единодушное соглашение между всеми членами общества с целью объединения в политическое сообщество), коллективно избирают правительство, повинуясь издаваемым им законам. Новый договор предполагал, что подчиняющийся закону одновременно являлся законодателем. Таким образом, каждый член общества становится носителем верховной власти (сувереном), а общественный договор становится социальным институтом, представляющим народный суверенитет. В основе законности власти лежит народный суверенитет, свободное волеизъявление членов общества. Осознавая, что общество не всегда демонстрирует солидарность в отношении социальных проектов, Руссо встал перед проблемами: как принимать решения, если возникнут разногласия; как может быть сохранена свобода меньшинства, если в основу принятия решения будет положено мнение большинства. Предложенное Руссо решение этих проблем свидетельствует не только об отсутствии убеждающих аргументов в его концепции, но и о непреодолимых проблемах политической философии в целом. Руссо считает, что законность подчинения воле общества возможна, но только в том случае, если общество стремится к общему благу. Общее благо не имеет конечных целей, поэтому государство сфокусировано на решении среднесрочных проектов, представленных в суверенной общей воле, обусловливающей индивидуальную свободу. Индивидуальная свобода, таким образом, становится конечной общественной ценностью, придающей законность политической власти. Итак, в либерализме сформировались два различных подхода к пониманию общества. Экономический либерализм А. Смита исходит из эволюционной парадигмы, считая, что социальный порядок есть непланируемый результат поведения индивидов, преследующих свои эгоистические интересы. Политический либерализм (Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др.) формирует идеи, согласно которым социальные перемены должны быть осуществлены на основании разработанных людьми проектов. Эти идеи получили дальнейшее развитие в классической социологии (К. Маркс, О. Конт, Э. Дюрк-геймидр.). Реальная практика общественных перемен в странах демократии обнаруживает как точки соприкосновения этих подходов, так и взаимное неприятие. Вторая половина XX века характеризуется возвышением экономического либерализма, который в своем обновленном виде, в качестве идеологии неолиберализма, колонизировал все социальное пространство. Рыночный образ мысли стал доминирующим в обществе: модели экономического поведения объявляются универсальными социальны- ми стандартами, а личная выгода как основной мотив рационального поведения рассматривается в качестве единственной социальной ценности, оптимизирующей способ общественного воспроизводства, поддерживающей общественный порядок. Оптимальность исчисляется в терминах эффективности, сводится к количеству удовлетворенных индивидуальных потребностей, а ценности отодвигаются в область личных предпочтений, что не согласуется с идеями политического либерализма. Хотя оба направления либеральной мысли едины в признании таких общих ценностей, как свобода слова и печати. Но, как признает Хайек, «основные понятия - свобода, равенство - понимались совершенно различным образом». Неолиберальная ориентация социальных наук сопровождается их убежденностью в том, что существуют пределы компетенции научного знания в социальности (об этом частично уже сказано выше). Вот что пишет по этому поводу Хайек: «Действовать, опираясь на убеждение, что мы обладаем твердыми знаниями (которых у нас по сути нет) и способностью формировать процессы в обществе, в конечном счете, в соответствии с нашими намерениями, — значит, по всей видимости, побуждать нас к нанесению максимально большого вреда». Благие намерения, сталкиваясь с «феноменом организованной сложности» общественных процессов, т.е. с непредвиденными результатами интенциональных действий огромного количества людей, трансформируются в социальные утопии. Примером такой утопии является позиция американского экономиста лауреата Нобелевской премии Г. Беккера (род. 1930), который утверждает, что «экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения». Но эта убежденность Беккера в уникальности экономического поведения не получает эмпирического подтверждения. Противоположную Беккеру точку зрения в этом вопросе занимает Бьюкенен: «Требовать от рынка порождения морально удовлетворительных предпочтений, значило бы ставить перед ним со- вершенно неподобающую задачу». Более того, в условиях капитализма рынок «не повторяет» математическую модель равновесия предельных издержек с предельной полезностью, а значит, порождает социальную напряженность, требующую внешнего вмешательства. Саморегулирующийся рынок, как минимум, предполагает институциональную обособленность экономической и политической сфер жизни общества. Неолиберальная идея «минимального государства», предполагающая, что роль государства в управлении социальными процессами должна быть сведена к минимуму, не стала социальной стратегией всеобщего процветания. Она породила тенденцию, увеличивающую социальную несправедливость не только в сфере материальных доходов, но и в других сферах жизни общества (образования, здравоохранения и т.д.). Государство как социальный институт управления социальными переменами не исчерпало своих возможностей. Претензии неолиберализма на универсальность его моделей экономического поведения оказались избыточными. В связи с этим К. Поппер отмечает, что «принцип государственного невмешательства в экономику — принцип, на котором основывается неограниченная законодательно экономическая система капитализма, должен быть отброшен». Вся проблема заключается в том, чтобы определить способы и границы государственной интервенции в экономику. Поппер указывает, что существуют два способа государственного управления социальными процессами: институциональный и прямой. Институциональное управление опирается на демократические институты. Политические решения, принятые в результате демократических процедур, позволяют с наименьшими издержками аккумулировать знания в особых обстоятельствах времени и места. Демократические процедуры не гарантируют лучшего выбора, но избавляют нас от принятия худших решений. Прямой способ государственного управления общественными процессами использует не институциональные механизмы, а государственно-чиновничий аппарат, который порождает убежденность чиновников в наличии у них научного знания, позволяющего осуществлять планирование и управление. Прямой способ государственного уп- равления порождает целый ряд пороков, один из которых состоит, по мнению американского философа Дьюи (1859-1952), в том, что пользование властью может рассматриваться чиновниками «как их частное дело. В таком случае правление коррумпируется и становится деспотическим». Итак, ни рынок, ни демократические институты не способствуют централизации социального знания в особых обстоятельствах времени и места. Для реализации социальных проблем, даже в ситуации «здесь-и-сейчас», необходим общественный контроль, который возможен при наличии гражданского общества. Гражданское общество институционализирует индивидуальные ценности в коллективную волю социального действия, представленную в терминах равенства и социальной справедливости. Только повседневная практика, демонстрирующая, что демократический принцип правления и рынок наилучшим образом решают насущные проблемы, может сформировать гражданское общество. Нельзя заставить всех думать, желать и оценивать одинаково. Чувство общности в мире, где доминирует рациональность, это скорее осознание сопричастности «общему делу», в рамках которого каждый осуществляет свою индивидуальную цель. Этот способ сотрудничества естественным образом формирует индивидуальное чувство социальной ответственности. Мы ответственны за результативность нашего сотрудничества, эти условия нам никто не дарит, мы сами созидаем их в нашей повседневной жизни. «Демократия, — пишет Поппер, — сама по себе не может наделить граждан всеми благами, и не следует этого от нее ожидать». Она дает нам шанс и предоставляет возможность для осуществления наших насущных целей. Демократические институты могут лишь поддерживать коллективные ценности, сформировавшиеся в процессе взаимодействия свободных граждан в конкурентной социальной среде. Ценности свободы, честность, ответственность, уважение частной собственности и т.д. приобретают социальное измерение тогда, когда коллективный опыт делает их полезными для всех и каждого. Социальные науки в контексте неолиберализма не претендуют на дальние прогнозы в экономической и политической сфе- pax. «...Политические стратегии и предложения по осуществлению тех или иных социальных мероприятий, следует рассматривать как рабочие гипотезы, а не как программы, которых приходится строго придерживаться и которые надлежит во что бы то ни стало реализовывать», — пишет Дьюи. Но стандарты научности в социальных науках таковы, что устанавливают не только границы практической приложимости этих наук, но и делают необходимым их участие в экспертизах социальных программ. Социальное знание может быть инструментом критики институтов власти, а также осуществлять «частичную починку» (Поппер) социальных институтов, тем самым способствуя повышению их социальной эффективности. Опыт демократических стран свидетельствует, что такая стратегия участия социальных наук в общественных переменах является наиболее действенной. Теоретический ресурс научного знания устанавливает пределы компетенции «социальной инженерии» (вмешательство науки и власти в процесс корректировки институциональных норм), которая может быть только локальной, оптимизирующей отдельные стороны жизни общества. Это могут быть программы, касающиеся безопасности и безработицы, здравоохранения и образования, религиозной и расовой дискриминации и т.д. Философия, претендующая на познание общих принципов всякого бытия, в том числе и социального, не востребована идеологами неолиберализма. Всеобщее признание, как писал Дьюи, получил «образ специалиста, эксперта управления». Экспертные оценки государственного управления должны находиться под контролем демократических институтов и быть доступными критике со стороны гражданского общества. Социальные программы приобретают реальное социальное содержание в процессе публичного обмена мнениями. В случае неэффективного функционирования демократических институтов экспертные оценки теряют свою непредвзятость и становятся инструментом выражения корпоративных интересов. Эксперты, став на позиции интересов государственных чиновников или большого бизнеса, сужают свое видение социальных проблем го- ризонтом корпоративных интересов. Деградация института экспертных оценок трансформирует политические стратегии в программные декларации. В связи с этим Поппер отмечает, что «холист, занятый планированием, не замечает, что легко централизовать власть, но невозможно централизовать знание, которое рассредоточено по многим отдельным умам, но которое необходимо централизовать, чтобы мудро распорядиться централизованной властью». Суть демократической формы правления выражается не в том, что она выбирает лучших государственных деятелей (эта цель очень часто оказывается недостижимой), а в том, на какие действия она уполномочивает власть. Демократические институты и рынок являются продуктами истории. Они не перестают подвергаться испытанию временем. В каком направлении будет проходить их эволюция, зависит от вызовов нашего времени и от институциональных ресурсов общества минимизировать их разрушительный потенциал. Социальные науки, согласно неолиберальной идеологии, не в состоянии предложить абсолютно верный сценарий социальных перемен, они могут быть только инструментом, оказывающим посильную помощь в решении социальных проблем «здесь-и-сейчас». Литература 1. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. — М.,2004. 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М., 1995. 3. Берлин И. Философия свободы. — М., 2001. 4. Бъюкенен Дж. Комментарии // Козловский П. Этика капитализма. — М., 1996. 5. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века.- М.,2004. 6. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. 7. ДъюиДж. Реконструкция в философии. — М., 2003. 8. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. 9. МиллъДж. Ст. Утилитаризм. О свободе. — СПб., 1882. 10. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы филосо U.Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: Трактаты. — М., 1998. 12. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической науке и науке о поведении // Теория фирмы. — СПб., 1995. 13. СерльДж. Рациональность в действии. — М., 2004.
14. Скотт Дж. Благими намерениями государства: Почему и как провалились некоторые проекты улучшения условий человеческой жизни. — М., 2005. 15. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, апрель, 1989. 16. Хайек Ф.А. Познание, конкуренция и свобода. — СПб., 1999. Содержание ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................ 3 РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ..................................................................................... 9 1. Предмет философии науки и исторические изменения его содержания...... 9 2. Основные концепции современной философии науки *.......................... 19 ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ 1. Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний.......................... 36 2. Генезис науки как проблема истории науки.............................................. 39 3. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки............................................................... 40 4. Роль Реформации в становлении науки Нового времени и изменении созерцательной позиции ученого 44 5. Роль античного эпикуреизма и стоицизма в формировании и социализации механистической картины мира XVII века................. 55 6. Влияние средневековых университетов на становление науки............ 61 7. Проблема научного опыта: эмпиризм и экспериментализм.................. '. 66 8. Начало практического приложения научного знания............................. 77 ГЛАВА 3. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ............................................................................................... 81 1. Многообразие форм знания: их характеристика....................................... 81 2. Классификация наук: критерии и типы классификации.......................... 93 3. Функции науки в жизни общества.................................................................. 98 ГЛАВА 4. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.................................... 103 1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания............... 103 2. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики......... ПО 3. Структура и функции научной теории....................................................... 112 4. Основания науки и их структура........................................................................... 119 5. Научная картина мира и ее функции.......................................................... 125 ГЛАВА 5. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ........................................................ 132 1. Динамика научного знания: модели роста............................................... 132 2. Формирование первичных теоретических моделей и законов............ 144 3. Становление развитой научной теории..................................................... 148 4. Проблемные ситуации в науке..................................................................... 153 5. Познание и проблема взаимосвязи действительности, мышления, логики, языка................................................................................ 157 ГЛАВА 6. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. 1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания................ 164 2. Научные революции как перестройка оснований науки...................... 172 3. Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности 176 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |