АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Библия и сила Божия

Читайте также:
  1. Библия о долгах.
  2. Библия – священная книга христиан.
  3. Воспроизвести основные доказательства бытия Бога. Классические доказательства бытия Божия.
  4. Как Библия советует вам рассчитываться с долгами?
  5. МОЛИТВА (Я, МАТЕРЬ БОЖИЯ...)
  6. Полный текст Библии в конце 15 века, 1499 – Геннадиевская Библия.
  7. Приближение к личному Богу и идея Царствия Божия

И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Ei. 8, 32

"Православная Церковь не что иное, как совокупность пустых церемониалов и обычного праздноверия",— такое мнение было распространено среди многих людей; было оно популярно и у неправославного большинства в Америке, когда я сорок лет назад впервые посетил эту страну. Протестантские группировки приняли приговор профессора Берлинского университета Адольфа Гарнака [2]: "Православная Церковь — окаменевшая Церковь". В те времена Гарнак был светилом немецкой теологии и его мнение, подобно папской энциклике, считалось непогрешимым.

Однако времена изменились. Изменилась и эта точка зрения. Теперь Православная Церковь пользуется всеобщим уважением на Западе, и особенно в Америке. Православная вера сейчас признана одним из официальных вероисповеданий США. Всемирный Совет Церквей стремится включить православные Церкви в состав своих членов; некоторые из них являются его членами изначально. К тому же стремятся и другие Церкви мира. Англиканцы (Епископальная церковь) ищут все более тесного сотрудничества с Восточной Церковью. Различные христианские молодежные организации стремятся к объединению с православной молодежью. В Париже силами христианских молодежных организаций недавно было выпущено большое количество книг хорошо известных православных мыслителей и богословов. Во Франции и Германии зародилось очень серьезное и влиятельное движение за обращение в Православие. И сегодня мы уже не слышим ни в одной части христианского мира ни одного презрительного слова в адрес нашей Церкви. Напротив, наша Церковь, как никогда прежде, всюду пользуется уважением, даже несмотря на некоторые наши внутренние разногласия в вопросах административного управления и судебно-юридической принадлежности.

  1. Данная статья была написана в 50-х гг. XX в. и актуальна для своего времени. ^
  2. Гарнак Адольф (1851–1930) — немецкий протестантский богослов и церковный историк. Считал религию главной частью культуры, при этом усматривал причину "непримиримости" Православия с культурой в его особой мистичности и догматизме. ^

Открылась истинная сила

В чем причина такой перемены? По мнению некоторых — в более глубоком познании, серьезном изучении и частых личных контактах западного и восточного миров в периоды двух последних мировых войн. Мы же считаем, что самый большой вклад в это изменение внесла и продолжает вносить героическая позиция Русской Церкви и ее борьба против безбожного тоталитарного коммунизма. Весь мир потрясенно, с уважением и удивлением наблюдал за этим поединком, как некогда древние римляне в амфитеатре наблюдали за борьбой гладиаторов на арене. В начале этой ужасающей схватки Христа и антихриста Запад был уверен, что коммунисты без труда сотрут в порошок "окаменевшую" от страха Православную Церковь и разорят эту "совокупность пустых церемониалов и обычного праздноверия". Поэтому некоторые неправославные западные Церкви посылали своих представителей в революционную Россию для переговоров с большевиками о безопасности своих церковных организаций, иными словами — об обеспечении сосуществования своих религиозных представительств с гонителями всех религий. Они надеялись убедить большевиков в том, что они исповедуют "прогрессивный и культурный" тип христианства, а не отсталый и отживший, как "это мертвое" Православие. Они хотели "сохранить лицо христианства", то есть хотели заменить "ни на что не годную" Православную Церковь своими собственными Церквами: монсиньор д'Эрбиньи — Римо-католической церковью, епископ Блэк — Методистской и тому подобное.

Как известно, их миссия потерпела полное поражение. Большевики посмеялись над ними и отвергли их предложения. Православная Церковь осталась одна на арене борьбы не на жизнь, а на смерть. И, поскольку борьба эта продолжалась из года в год и конца ей не было видно, а лик Христов все сиял и сиял во тьме египетской, покрывшей Святую Русь, "ревнители" Православия один за другим начали менять свое мнение, начали стыдиться своего незнания живой Христовой веры, теплящейся в сердце русского народа. Незнание это — плод ущербной рассудочности (а она не могла не быть ущербной и поверхностной, ибо трудно было не видеть великой силы Христа, сокрытой под торжественностью православных церковных обрядов, казавшихся им бессмысленными). Если бы они знали Священное Писание (что невозможно вне христианской традиции), то разглядели бы, что каждая, даже самая малая часть православных обрядов основана на Священном Писании. Но они, надменно считая себя знатоками Писания, по-настоящему не знали ни Писания, ни силы Божией.

Когда этот удар, словно опустошительный ураган, обрушился на Святую Русь, когда жестокая грубая сила, основанная на научных, философских и социальных ошибках и заблуждениях Запада, направила свои стрелы на православную веру,— тогда героический отпор и невиданное мученичество русского священства и русского народа открыли Западу глаза и он увидел непостижимую духовную силу Православной Церкви, благодаря чему, как мы сказали ранее, христианство на Западе отказалось от своего прежнего пренебрежения к Православной Церкви и с удивлением признало ее достойной уважения.

Наши недостатки

Посмотрим друг на друга, чтобы увидеть, каковы мы, православные. Знаем ли мы Священное Писание и силу Божию? Знать то и другое — значит быть совершенными. Знать одно без другого — значит не знать полноты Православия. Разве наша Церковь не ризница неисследимого богатства Христова (ср.: Еф. 3, 8)? А если это так, то мы должны влиять на других, вместо того чтобы позволять другим влиять на нас. Мы должны давать, а не принимать. К сожалению, происходит обратное. Основной задачей древнейшей Церкви мира была вечная проповедь силы и мудрости Христа, следуя апостольским словам: мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 23–24). Вместо проповеди такого Христа многие наши учителя проповедуют "учение о религии", хотя наша религия не является учением в привычном смысле этого слова или одним из учений: это Откровение Божие, состоящее из Божией премудрости и силы Божией. Но наши учителя предпочитают интеллектуальный подход к нему. Одни оправдывают это необходимостью современности вообще, другие — требованием современной молодежи детального объяснения всего и вся, каждого слова, согласно естественной логике.

Некоторые наши богословы — сознательно или бессознательно — объясняют догматы чисто научным методом, без должного почитания Божией силы, которая содержится в каждом догмате, не чувствуя ответственности за нравственные последствия такого подхода. Они не осознают, что этим обедняют нашу догматику, отнимая у нее силу Христову; они проповедуют скорее философию, нежели богословие, не любят, когда их в этом упрекают, а еще больше не любят, когда преподаваемую ими догматику отождествляют с учениями средних веков, античности или Ренессанса. Очевидно, однако, что они тяготеют именно к ним. В обоих случаях сила Христова, сокрытая в догматах, игнорируется. А это именно та сила, которую верующий народ ожидает найти, когда молитвенно поет или читает Символ веры. Народ поет "Верую" не ради того, чтобы запоминать слова, а для того, чтобы получить от них укрепляющую силу.

Знаете ли вы случай, когда один пьяница, следуя наставлениям своего духовника, всякий раз, когда его охватывало желание выпить, медленно выговаривал слова Символа веры и таким образом избавился от своего порока? Так и мы должны учить подрастающие поколения тому, что лучшее доказательство истинности догматов не в устном объяснении согласно нашему пониманию, а в истинной Христовой силе, которую они излучают как Божественную благодать согласно с волей Божией и нашей готовностью их принять. Апостол пишет: наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе (1 Фес. 1, 5).

Ревностное служение

Даже наши священники в Америке и в других странах под давлением современного века науки ослабляют ревность служения. Они совершают богослужения безразлично, без ревности и воодушевления. Например, некоторые из них служат только изобразительны, вместо того чтобы отслужить в воскресенье полную литургию. Этим они оскорбляют канонические правила. Если вы их спросите, почему они так поступают, то ответ, как правило, такой: иногда приходит мало верующих, а иногда и совсем никого нет; для кого же совершать Евхаристию? Они забывают о том, что литургия служится не только ради присутствующих, но и ради отсутствующих. Запомните, что служится она и ради мертвых, количество которых необъятно и души которых вместе с Ангелами присутствуют на богослужении. В мире не существует храма, который по своей величине мог бы вместить всех невидимо присутствующих на каждой литургии, если бы они явились в своем телесном облике. Там, где Господь Иисус Христос, там и Воинства небесные, которые сопровождают Его.

Кроме того, священник должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах (Евр. 5, 3). Где же приношение жертвы в изобразительных? Нигде. И как может священник причастить верующего, который вдруг придет во время изобразительных и будет ждать причастия? Частицами, приготовленными для больных, скажут они. Но этого делать нельзя. Такие священники совершают ошибки и в проповеди. Ибо не проповедуют Христа распятого и силы Божией. Их проповеди пусты, они скорее научны и гуманитарны, под такими проповедями мог бы подписаться любой масон. Народ их слушает и забывает. Один из таких священников, служивших в Америке, еще очень молодой, поведал мне, почему он отказался от подобных проповедей. Вот его рассказ.

Одного пожилого человека разбил паралич, и смерть его была близка. Врач предупредил родных, чтобы они не отходили от больного: "Вечером умрет, смотрите за ним". Старик лежал с закрытыми глазами, работа сердца замедлялась. Супруга положила на его губы иконочку с изображением Воскресения Христова. Он открыл глаза и попытался перекреститься перед тем, как поцеловать икону. Супруга подняла его правую руку, чтобы помочь ему. Молясь, она не отходила от его постели до полуночи. Потом ушла. На рассвете родные услышали его голос. Войдя, они увидели, что он сидит на постели. Все были поражены. Старик сказал им: "Я больше не чувствую боли, я совсем хорошо себя чувствую". Когда к нему пришел священник, он попросил: "Отче, расскажи всему народу, что сделал мне Господь!". "Так я и сделал,— сказал священник.— В следующее воскресенье в церкви я говорил о молитве и о силе Божией, приводя в доказательство этот пример; он произвел глубокое впечатление, народ рассказывал и пересказывал его всюду. А из того, что я раньше проповедовал годами, не помнили ни слова. И с тех пор я в каждой проповеди привожу какой-нибудь пример действия силы Божией, будь он из жизни святых или из нашего личного опыта. Мир полон таких примеров. Даже газеты этой страны пишут о некоторых удивительных и чудесных событиях".

Это правда. Вот одно из них. Недавно Флориде угрожал страшный ураган. Испуганный народ вышел на улицы с церковными песнопениями и молитвами. И вопреки прогнозам синоптиков ураган изменил свое направление: катастрофы не произошло.

Евангелие и психотерапия

Когда Господь Иисус Христос посылал двенадцать Своих Апостолов на служение, Он заповедал им совершать пять действий: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10, 7–8).

Упоминая о той же заповеди, апостол Марк говорит: начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами (Мк. 6, 7). Святой евангелист Лука еще более ярко выразил это: дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных (Лк. 9, 1–2). А Семидесяти Господь говорит: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Ee. 10, 19; ср.: Ie. 16, 17–18). Во всех этих словах Спасителя особенно подчеркивается дар всемогущества.

Эта же сила, дарованная Господом Своим апостолам, является завещанием, унаследованным нашей древней Церковью как драгоценное сокровище, которое нисколько не потеряло своей ценности, не оскудело, не отнялось. Оно с нами и в нас, только нужно знать, как им пользоваться. Не Сам ли Господь сказал великие слова: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14, 12). Конечно, сотворит это не своими силами, а силой Христа, которая обитает в нем, ибо Христос имеет власть над всякою плотью (Ин. 17, 2). А разве не сказал Господь: все возможно верующему (Мк. 9, 23), даже горы передвигать? [1] Да, горы, горы зла и горя. Зная эту силу, святой апостол Павел пишет: наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе (1 Oan. 1, 5).

Мы знаем из истории, что становилось возможным даже для необразованных, но имеющих крепкую веру людей. Святые Антоний Великий, Павел Препростый, Мария Египетская и многие другие святые мужи и жены не знали грамоты, но им дано было знать силу Евангелия и испытать силу Божию. Преподобный Серафим Саровский не был ученым человеком в современном смысле слова, но ему было доступно многое непостижимое для нас. Апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого от рождения человека, которому было уже больше сорока лет, и исполнился народ удивления и восхищения [2]. Народ удивлялся и восхищался, но первосвященники и вожди народные не разделяли таких чувств. Они не умели объяснить этого чуда, ибо не знали Священного Писания и силы Божией. Некоторые из наших современников объяснили бы это исцеление внушением (доктор Эмиль Ку и его школа) или самовнушением (Винфред Роде, доктор Сибури и другие). Психотерапия сейчас вошла на Западе в моду как наука "спасения". Но тут между священниками и учеными снова возникает изначальное недоумение относительно силы Божией. С одной стороны, эти власть предержащие интеллектуалы требовали от Христа в храме знамения или чуда, чтобы уверовать в Него, а с другой — спрашивали друг друга: что нам делать? Этот Человек много чудес творит (Ин. 11, 47). Подобно им ведут себя современные психотерапевты. В то время как некоторые из них в качестве избавления от всех недугов рекомендуют самовнушение, другие наряду с ним советуют прибегать и к молитве. Неужели этот вопрос смутит нас, православных? Неужели и мы заслужим укор Господа нашего, обращенный к саддукеям: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией [3]?

  1. Ni.: Io. 17, 20. ^
  2. Ni.: Деян. 3, 1–10; 4, 22. ^
  3. Io. 22, 29. ^

Психотерапия и Церковь

Является ли психотерапия чем-то новым? Для Православной Церкви, безусловно, нет. Она может быть в новинку или чем-то давно забытым для Запада или, увы, для некоторых православных. Известный нью-йоркский священник Норман Винсент Пил [1] в книге "Сила позитивного мышления" пишет: "В современной религиозной практике, которая готова помочь людям найти средство исцеления болезней сердца, души и тела, делается все более сильный акцент на возврат к подлинной христианской традиции. Только теперь нам уже известен тот факт, что веками источником исцеления была вера. Это относится как к раннему христианству, так и к нашей Православной Церкви". Доктор Пил отдает предпочтение раннехристианской практике и вере ранней Церкви. Реальный и глубокий смысл "возврата к подлинной христианской традиции" может означать только возврат к Апостольской Церкви, которой принадлежало все христианство — Восток и Запад — в течение тысячи лет, до рокового раскола между Константинополем и Римом.

Наряду с доктором Пилом сегодня существует немало психотерапевтов и психоаналитиков, которые объясняют сознательное — подсознательным, подсознательное — Божественным, а материальное — духовным. Вот что говорит профессор Юнг [2] из Цюриха, один из известнейших психоаналитиков и оппонентов печально известного Фрейда [3]: "Увеличились наши познания, но не увеличился наш интеллектуальный потенциал. Умножились знания, но мы не стали мудрее" ("Психология бессознательного"). А вот слова доктора Винфреда Родса, другого психотерапевта: "Лечение разума и души много важнее лечения тела" (в его книге "Личность, с которой ты должен жить"),— которые напоминают мысли святителя Иоанна Златоуста, изложенные в его суровых нравственных проповедях, ибо Православная Церковь исконно, на протяжении всего времени своего существования, была носителем такого учения, но на значительно более высоком, духовном уровне. Оно проповедовало ценность для человека не одного только физического здоровья (которое является преимущественно целью современных психотерапевтов), но прежде всего — подготовку к Царству Небесному и к вечной жизни.

Недавно я прочел о некоем священнике, приверженце фракции "Община Божия", который на себе лично ощутил силу Божию. Он был болен туберкулезом и исцелился молитвой. Сейчас он всюду рассказывает, как по молитве Бог избавил его от туберкулеза. Этот его личный опыт стал одной из главных тем его проповеди. И в то время как протестанты и католики проявляют все более искренний интерес к таким проявлениям силы Божией, наши православные священники равнодушно проходят мимо подобных явлений, которые в среде православных верующих случаются гораздо чаще и с большей очевидностью. Как бесконечно много благодатных явлений у нас, православных! В России, на Балканах, в Азии! К сожалению, нам не хватает внимания к ним или готовности объявлять о них. А когда мы это делаем в проповеди, в книгах или просто рассказываем о них друг другу, как радуется народ, ибо мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 20)!

Замалчивание дел Божиих свидетельствует не о смирении, а о страхе перед маловерием окружающих людей или о недобросовестности исполнения христианского долга. Господь наш Иисус Христос Сам сказал исцеленному и освобожденному от бесов: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог (Лк. 8, 39). Святой апостол Павел говорит: хотя я и ничто, признаки апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами (ср.: 2 Кор. 12, 11–12). Смотрите, каково смирение великого Апостола перед всесильным величием Иисуса Христа и каково его мужество в возвещении великих дел, сотворенных Богом через него! И святой апостол Петр говорит расслабленному: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал (Деян. 9, 34).

Святые апостолы хорошо запомнили слова Господа, которые должно помнить каждому священнику: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Они опытно испытали факты и, говоря о фактах, проповедовали их. Апостолам не было свойственно личное возношение, не следовало бы иметь его и священникам. Но каким бы малым и недостойным ни считал себя иерей, он — царь и священник пред Богом в Его духовном Царстве (см.: Откр. 1, 6).

Один высокий представитель Епископальной церкви писал мне: "Думаю, что Православная Церковь обладает большим числом фактов и доказательств, чем любая другая". Иными словами, Православная Церковь уверена в том, что все факты исцелений, чудесных явлений, о которых она объявляет, полностью принадлежат силе и мудрости Господа нашего Иисуса Христа и нашей вере в Него.

  1. Пил Норман Винсент (1898–1993) — создатель философии "позитивного мышления". ^
  2. Юнг Карл Густав (1876–1961) — представитель психоаналитического направления в изучении культур. Ему принадлежит разработка содержания понятия "коллективное бессознательное". Кризис европейской культуры считал закономерным следствием ее технического прогресса, стремления овладеть миром с помощью совершенствования технологии. Не последнюю роль в этом процессе, по мнению К. Юнга, сыграл протестантизм. ^
  3. Фрейд Зигмунд (1856–1939) — австрийский врач, невропатолог и психиатр, создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии, а потом преобразовал в учение о всеобщей закономерности и действии бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов. По его теории, подавление мощных природных влечений порождает религию, в которой 3. Фрейд видит общечеловеческий навязчивый невроз и в то же время — иллюзию. ^

Сегодня и вчера

"Наша вера истинна, но и ваша вера имеет силу" — это привычное заявление балканских мусульман христианским соседям. В этом причина того, что они приносят своих больных в наши известные монастыри: в Черногории — в Острог к святому Василию Острожскому, в Охриде — к святому Науму, в Албании — к святому Иоанну-Владимиру. Они знают, что их вера, которую они называют "истинной", не имеет силы, поэтому и несут больных не в мечеть, а в православные храмы. Наш православный народ знает, что только истинная вера может быть крепкой. Для него церковь — дом силы Божией, он идет туда, чтобы получить помощь, и получает ее через евангельское слово, от икон и крестов, от каждой церковной святыни, в каждом таинстве и в каждом его символе. Разной помощи ждет народ от церковной молитвы: помощи духовной и телесной, помощи в примирении с родными, молится об успехе, об избавлении от страха перед неизвестностью и о многом другом.

Так давайте будем едины с нашим народом в почитании силы Христовой. Будем в постоянном общении со святыми нашей Церкви, со святыми всех времен, от древних до нынешних. Святые — это духовные герои и носители силы и премудрости Божией. Пусть новое поколение хранит верность старому, ибо все христианские поколения едины, одна семья Божия, а весь христианский календарь — как один день. В нашей Церкви нет ничего устаревшего и ничего нового, она ризница неизреченных сокровищ Христа. И, как мы уже упомянули, черпая из нее, мы получаем возможность отдавать, а не только принимать, быть делателями, а не наблюдателями. Сегодняшние священники вместе с народом должны быть хранителями убеждений вчерашних священников, и не только вчерашних, но и более давних, вплоть до апостолов, чтобы с уверенностью сказать: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13), чтобы с радостью смотреть в будущее, которое в церковном понимании всего лишь составляющая часть минувшего и настоящего.

Мы живем в бурные времена, перенасыщенные технической цивилизацией, страхами и грехом, нестабильностью и неуверенностью. Мир тоскует по высшей, сверхъестественной силе. Серьезная задача Православной Церкви состоит в том, чтобы оказаться способной приготовить обильную трапезу и накормить народ, алчущий небесной пищи и мудрости.

Ангелы — наши старшие братья

"Наша вера истинна, но и ваша вера имеет силу" — это привычное заявление балканских мусульман христианским соседям. В этом причина того, что они приносят своих больных в наши известные монастыри: в Черногории — в Острог к святому Василию Острожскому, в Охриде — к святому Науму, в Албании — к святому Иоанну-Владимиру. Они знают, что их вера, которую они называют "истинной", не имеет силы, поэтому и несут больных не в мечеть, а в православные храмы. Наш православный народ знает, что только истинная вера может быть крепкой. Для него церковь — дом силы Божией, он идет туда, чтобы получить помощь, и получает ее через евангельское слово, от икон и крестов, от каждой церковной святыни, в каждом таинстве и в каждом его символе. Разной помощи ждет народ от церковной молитвы: помощи духовной и телесной, помощи в примирении с родными, молится об успехе, об избавлении от страха перед неизвестностью и о многом другом.

Так давайте будем едины с нашим народом в почитании силы Христовой. Будем в постоянном общении со святыми нашей Церкви, со святыми всех времен, от древних до нынешних. Святые — это духовные герои и носители силы и премудрости Божией. Пусть новое поколение хранит верность старому, ибо все христианские поколения едины, одна семья Божия, а весь христианский календарь — как один день. В нашей Церкви нет ничего устаревшего и ничего нового, она ризница неизреченных сокровищ Христа. И, как мы уже упомянули, черпая из нее, мы получаем возможность отдавать, а не только принимать, быть делателями, а не наблюдателями. Сегодняшние священники вместе с народом должны быть хранителями убеждений вчерашних священников, и не только вчерашних, но и более давних, вплоть до апостолов, чтобы с уверенностью сказать: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13), чтобы с радостью смотреть в будущее, которое в церковном понимании всего лишь составляющая часть минувшего и настоящего.

Мы живем в бурные времена, перенасыщенные технической цивилизацией, страхами и грехом, нестабильностью и неуверенностью. Мир тоскует по высшей, сверхъестественной силе. Серьезная задача Православной Церкви состоит в том, чтобы оказаться способной приготовить обильную трапезу и накормить народ, алчущий небесной пищи и мудрости.

Сонм Ангельский

Священное Писание начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1).

"Небо" здесь означает не обширное воздушное пространство над нами, а мир невидимых созданий. Эти слова можно было бы перефразировать так: вначале Бог создал невидимый и видимый мир, как об этом говорится в первом члене нашего Символа веры или как у псалмопевца: Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6).

По толкованию святых отцов Церкви, Бог называется Отцом, Сын — Словом Отца, а Святый Дух — Духом Отца. Пророк Исаия видел Серафимов (см.: Ис. 6, 2), а Иезекииль — Херувимов (см.: Иез.: 9, 3; 10, 1–9) и другие таинственные создания, окружающие престол Всевышнего. А пророк Михей сказал царю Ахаву: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его (3 Цар. 22, 19).

Говорил Ездра в молитве своей: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются (Неем. 9, 6).

Святой апостол Павел сказал, говоря о силе Христа: Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви (Кол. 1, 15–18; см.: 1 Iao. 3, 22).

Называя все имена Ангельских чинов, святой Дионисий Ареопагит перечисляет их по достоинству — это Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, Архангелы и Ангелы. Всех вместе мы объединяем их одним общим именем — сонм Ангелов [1].

В книге Иова мы читаем, как Господь отвечал на жалобы этого страдальца: Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38, 1–7).

Наша Православная Церковь посвятила святым Ангелам понедельник. И каждый понедельник во время церковного богослужения мы вспоминаем святых Ангелов и величаем их в молитве: "Святые Ангелы и Архангелы, молите Бога о нас!".

Бог создал сонм Ангельский раньше людей, и это первая причина, по которой мы называем Ангелов старшими братьями.

  1. Всех ликов, или чинов, Ангельских, по счету святого Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла, девять: "Сии же девять чины разделены суть на три иерархии, по три чины в себе содержащие: высшую, среднюю, низшую". В высшей иерархии шестокрылые Серафимы, многоочии Херувимы и Богоносные Престолы; в средней — Господствия, Силы и Власти; в нижней — Начала, Архангелы и Ангелы. Сонм Ангелов многочислен, но известны личные имена только восьми из них: 1) Михаил — "тот, кто как Бог"; 2) Гавриил — "муж Божий", или "крепость Божия"; 3) Рафаил — "врачевание Божие"; 4) Уриил — "огнь Божий", или "свет Божий"; 5) Салафиил — "молитвенник Божий"; 6) Иегудиил — "славитель Бога"; 7) Варахиил — "благословение Божие"; 8) Иеремиил — "возвышение Божие". Подробнее см.: Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. ^

Природа Ангелов

Природа Ангелов в чем-то совершенно отлична от человеческой природы, а в чем-то подобна ей. Ангелы бесплотны и поэтому невидимы нашему физическому зрению. Не имея тел, они вследствие этого не имеют телесных нужд — в пище, питии, одежде, крове, не имеют страстей, забот, печали; не женятся и не выходят замуж (ср.: Мф. 22, 30). Они не заботятся о будущем, не испытывают страха смерти. И хотя они были созданы раньше человека, они не состарились и не состарятся, они неизменны в своей юности, красоте и силе. Не заботятся они и о спасении и бессмертии, ибо уже бессмертны. В отличие от людей они не колеблются в выборе добра и зла, ибо они уже добры и святы, какими были и тогда, когда Господь сотворил их.

С другой стороны, Ангелы сходны с людьми в том, что они являются личностями и каждый из них осознает себя как отдельную личность. Подобно людям, они обладают рассуждением, чувствами, свободой воли и способностью действовать. У них, как и у людей, есть и собственные имена, некоторые из них названы в Священном Писании или в церковном Предании, вот они: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Варахиил, Иеремиил, Иегудиил.

Сравнивая человека с Ангелами, святой апостол Павел в Послании к Евреям пишет: Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его (Евр. 2, 7–8), вспоминая слова ветхозаветного пророка, обращенные ко Господу: Что есть человек, яко помниши его; или сын человеч, яко посещавши его? Умалил еси его малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его; и поставил еси его над делы руку Твоею; вся покорил еси под нозе его (Пс. 8, 5–7).

Воистину, Бог дал огромную власть безгрешному человеку над делами рук Своих: Адам имел власть над всякой земной тварью, пока не нарушил заповедь Божию и не послушался диавола, Божиего врага. Природа перестала быть послушна ему, потому что и он перестал быть послушен Богу.

Однако человек в своем падшем естестве хранит в душе надежду на помощь Божию: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 19–22).

Преображенный Христом и облеченный во славу Его, человек вновь будет подобен Ангелу. Его старшие братья, святые и безгрешные Ангелы, помогают ему так же, как врачи помогают исцелиться больному. В Новом Завете сказано: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14). Далее мы поговорим об этом подробнее.

Явления Ангелов

Ангелы являются разным людям по-разному, с различными целями в различных обстоятельствах. Ангел явился пастуху Моисею в пустыне: Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает (Исх. 3, 1–2).

Моисей не видел лица или образа, он лишь слышал голос из пламени, который позвал его и сказал ему, что он должен делать.

Ангел явился всему народу израильскому во время бегства из Египта: Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью (Исх. 13, 21).

Но это не было явлением Самого Бога, это было явление Ангела Его. Это подтверждает сам Моисей: и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта; и вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего (Чис. 20, 16). В следующем случае, так же как и в некоторых других, Ангел отождествляется с Господом: Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем (ср.: Исх. 23, 20–21).

Гедеону Ангел явился в облике обычного человека, так же как Архангел Рафаил являлся Товии. Гедеон понял, что это был Ангел, только тогда, когда неизвестный гость сотворил чудо. Ангел сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! (Суд. 6, 12).

Жена некоего Маноя была бесплодна. Ангел явился ей с вестью, что она родит сына и наречет его именем Самсон. Рассказывая об этом таинственном событии мужу, она сказала: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего (Суд. 13, 6). Когда сирийцы окружили место, где жил пророк Елисей, его слуга в испуге спросил: увы, господин мой, что нам делать? Но пророк ответил ему: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И помолился Елисей, говоря: Господи, открой ему глаза, чтобы увидел [1], и Господь открыл зрение юноше, и тот увидел вокруг Елисея коней и колесницы огненные. Несомненно, это был сонм Ангелов Божиих, посланных на защиту праведника.

Пророку Иезекиилю Ангел явился в виде огня: И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже — огонь, и от чресл его и выше — как бы сияние, как бы свет пламени (Иез. 8, 2).

Великий ветхозаветный пророк видел следующее видение: и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его — как топаз, лице его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники, руки его и ноги его по виду — как блестящая медь, и глас речей его — как голос множества людей. И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости (Дан. 10, 5–8). Это было явление Архангела Гавриила (см.: Дан. 8, 16).

Известно также, что он явился священнику Захарии, отцу святого пророка Иоанна, и, хотя его явление не было таким устрашающим, как то, что открылось Даниилу, Захария испытал сильное волнение, его охватил страх. Поэтому Архангел и сказал ему: не бойся, Захария (Лк. 1, 13). Когда же мы говорим о явлении Архангела Гавриила Деве Марии в Назарете, то предполагаем, что Архангел явился ей в кротком человеческом образе, в отличие от тех устрашающих образов, в которых Ангелы являлись ветхозаветному человеку. И все-таки Дева Мария встревожилась и разволновалась. В этом нет ничего удивительного: ведь нас смущают даже обычные внезапные явления, если мы не ожидаем их увидеть.

Когда родился Господь наш Иисус Христос, Ангел Божий явился вифлеемским пастухам. Явился Ангел, и их осветил свет Божественный; велик был страх пастухов, но Ангел сказал им: не бойтесь [2].

Жены-мироносицы видели Ангела над отверстым гробом воскресшего Господа: вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого (Мф. 28, 3–5).

Ни в одной из священных книг не написано столько об Ангелах, как в Книге Откровения святого Иоанна Богослова. Святой апостол Иоанн видел сонмы Ангелов вокруг престола Всевышнего. Он видел Ангелов, облеченных в чистую и светлую льняную одежду и опоясанных по персям золотыми поясами (ср.: Откр. 15, 6). Вот одно из самых впечатляющих описаний: И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими (Откр. 10, 1–3).

Облеченного облаком! Запомните, что говорит Господь о Своем Втором Пришествии: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24, 30). Облака небесные будут представлять сонм Ангельский. Все ангельские явления суть только явления, и полностью их природы они не отражают, ибо они чистые духи и вся их духовная сила и красота нематериальна. Ангелы Божий не желают преклонения, подобающего Богу. Когда Ангел показывал святому Иоанну райские красоты и открывал небесные тайны, Апостол пал перед ним ниц, желая поклониться ему, но Ангел не позволил ему того, сказав: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись (Откр. 22, 9).

  1. Ср.:4 Цар. 6, 15–17. ^
  2. Ee. 2, 10. ^

Действие Ангелов

Действие Ангелов двояко: на небесах они воспевают Господа, а на земле они объявляют Божий заповеди, которые должны исполнять люди. Само слово "ангел" означает "вестник" или "глашатай". Ангелы никогда не спят, ни днем, ни ночью, и непрестанно поют, восклицая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр. 4, 8). А апостол Павел говорит о них: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Aa?. 1, 14).

Святой Григорий Богослов пишет: "Некоторые из этих разумных духов стоят пред Всевышним Богом, а другие трудятся о сохранении всего мира". А у святого Иоанна Дамаскина читаем: "Они способны и готовы исполнить волю Божию и появляются мгновенно в любом месте, которое определит им Господь, согласно своей духовной природе".

Ангелы впервые упоминаются в Священном Писании в момент изгнания из рая наших прародителей: И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3, 24).

Мы считаем Ангелов преимущественно Божиими благовестниками. Ангел дважды являлся Агари, рабе Авраама, утешая ее, когда госпожа слишком сурово обращалась с ней: И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне. И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей (ср.: Быт. 16, 7–8); и в другой раз: Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится (Быт. 21, 17). И стал ее сын Измаил праотцем измаильтян, которые зовутся агарянами.

Три Ангела явились Аврааму у дубравы Мамврийской. Он не имел детей, и три странника предрекли ему, что у него родится сын. И было так: на следующий год родился Исаак, праотец евреев (см.: Быт. 18, 1–10).

Когда Авраам приготовил жертвенник и готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака, Ангел небесный остановил его руку, сказав: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт. 22, 12). А позже Сам Бог добровольно дал на заклание, как Агнца, Сына Своего Единородного, Господа нашего Иисуса Христа.

Ангелы Божии помогают людям Божиим и спасают их. В языческом и порочном городе Содоме остался один только праведник — Лот. Когда Господь за неверие и безнравственность осудил Содом на погибель, Он послал двух Ангелов, чтобы они вывели Лота и его семью из города и спасли их (см.: Быт. 19, 12–16).

Ангел спас Иакова от мести его брата Исава. А перед смертью Иаков говорил об Ангеле: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли (Быт. 48, 16).

Ангел спас трех отроков в раскаленной печи вавилонской, куда они были брошены за отказ поклониться идолам и за поклонение единому истинному Богу (см.: Дан. 3, 19–24, 88–94). На каждой утрени мы вспоминаем это чудесное событие в песни седьмого и восьмого ирмоса.

Ангелы спасли пророка Даниила во рву львином, куда он был брошен за непоколебимую веру в единого Бога. Львы ласкались к нему, как ягнята, а потрясенному царю Дарию пророк сказал: Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления (Дан. 6, 22).

Мы привели несколько примеров, когда Ангелы служили исполнителями Божиих повелений, приведем и некоторые другие.

Царь Давид, добрый раб Бога, однажды нарушил Божий закон, и послал Господь Ангела Своего с мечом, и погибло от меча того семьдесят тысяч израильтян. Лишь когда Давид покаялся и возопил к Богу о помиловании, прекратилось побоище.

Ассирийский царь Сеннахирим пошел против всех укрепленных городов Иудеи и взял их. И он, и его полководцы хулили и оскорбляли имя Божие и призывали царя Езекию и его народ сдаться. Но Езекия, разодрав одежды и покрывшись вретищем, пошел в дом Господень и молился усердно: И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые (Ис. 37, 36). И увидев страшную картину своего побитого войска, Сеннахирим бежал в Ниневию, где был убит собственными сыновьями (см.: Ис. 37, 37, 38).

Богодухновенный псалмопевец, умудренный примерами истории и своим собственным опытом, зная, какую роль играют Ангелы в жизни каждого человека и целого народа, говорит: Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их (Пс. 33, 8); Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко Ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих (Пс. 90, 10–11).

Ангелы хранители

Благословите Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его (Пс. 102, 20) — этими словами псалмопевец подтверждает нашу общую веру в то, что Ангелы укрепляют целые народы и каждого человека и помогают им. В ветхозаветные времена Архангел Михаил считался Ангелом хранителем израильского народа. Иисус Навин, увидев его близ Иерихона, подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? (Нав. 5, 13–14). А Даниилу Архангел Гавриил говорил об Архангеле Михаиле такие слова: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Aai. 12, 1).

Апостол Иуда описывает случай, когда Архангел Михаил говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле (Иуд. 1, 9): хранитель еврейского народа остался хранителем даже мертвого тела народного вождя.

Отцы Церкви учат, что существуют Ангелы хранители людей, народов, стран, Церквей, и даже звезд и планет (см.: Откр. 2).

Святой Иоанн Лествичник свидетельствует о своем Ангеле хранителе: "Всегда, когда я стремился к духовному возрастанию, являлся Ангел и наставлял меня".

А вот что говорит Василий Великий: "Наш Ангел хранитель не удалится от нас до тех пор, пока мы не отгоним его своими дурными делами. Подобно тому как дым отгоняет пчел или смрад отпугивает голубя, так же смрад греха гонит от нас Ангела, который хранит нашу жизнь".

Каковы Ангелы хранители детей, мы услышим немного позже из уст Самого Господа Иисуса Христа.

Ангелы — служители Церкви Христовой

Новый Завет полон Ангелов. Они просто роятся вокруг Иисуса Христа, своего Творца и любимого Господа, готовые служить Ему от самого зачатия Его. Они служат и поклоняются Ему на земле, так же как служили и поклонялись на Небесах, и любят такой же пламенной и возвышенной любовью, как любили Его в небесной Его славе. Они радостно и неустанно помогали в служении Его — в создании им на земле Своей Церкви. Они делают это и поныне и будут делать до конца времен. Когда Он родился в убогой пастушьей пещере, над ней явился хор Ангельских сил и славил Господа (см.: Лк. 2, 13). После искушения в пустыне, когда диавол оставил Его, Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4, 11). Наши иконописцы поступали правильно, когда, изображая Христа, помещали вокруг Него множество Ангелов, так же как и на иконах, изображающих пророка и Предтечу Иоанна, Богоявление, Преображение, распятие, Воскресение и Вознесение. Если являлся Архистратиг или другой Ангел, то его всегда сопровождал сонм Ангелов, невидимых нашим человеческим глазом. Мы думаем, что Архангел Гавриил был не один, когда принес Святой Деве Марии благую весть о рождении Мессии. И Ангела, который явился во время молитвы Господа в Гефсиманском саду и укреплял Его, сопровождал сонм невидимых Сил небесных: там, где Царь, там и воинство Его.

Кого Христос любит, того любят и Ангелы Его. Он любит детей и повелел Ангелам защищать их. Он сказал: говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10). Он не просто любит детей; Он и Себя приравнивает к малым детям: призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 2–6). И еще сказал: не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо их есть Царство Небесное [1]; значит, приводить детей ко Христу Богу — это самая здоровая основа христианского воспитания. Вот в чем заключается главная причина того, что Ангелы хранят и любят детей. А псалмопевец говорит: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его; хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его, вся звезды и свет (Пс. 148, 1–3).

Ангелы помогали святым апостолам и христианам от самого основания Церкви Христовой и во все последующие времена.

Когда еврейские первосвященники посадили апостолов в темницу, Ангел Божий ночью открыл двери темницы, освободил их и сказал: пойдите в храм и проповедуйте народу слова жизни [2].

Когда царь Ирод, наместник Галилеи, преследуя Церковь, убил апостола Иакова и собирался казнить апостола Петра, Ангел Божий остановил его: Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер (Деян. 12, 23).

Когда диакон Филипп проповедовал в Самарии, Ангел Господень сказал ему: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, Царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: пойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян. 8, 26–31). Так Ангелы помогали апостолам в распространении Евангелия в дальних странах.

Сотник Корнилий, молясь долго, в день солнечный после полудня увидел явление Ангела Божия, который сказал ему, чтобы он призвал Петра из Иопии и окрестился. После проповеди Петра Корнилий принял Крещение вместе со всей своей семьей [3]. И в этом случае Ангел Господень способствовал разрастанию христианской Церкви и распространению христианства среди язычников.

Во время морского путешествия апостола Павла и его спутников в Рим поднялась сильная буря, и корабль оказался под угрозой гибели. Великое волнение и страх охватили плывущих, но Апостол ободрил их словами: Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою (Деян. 27, 22–24).

  1. N?.:Io. 19, 14. ^
  2. N?.: Деян. 5, 20. ^
  3. Ni.: Деян. 10. ^

Ангелы-жнецы

Свою притчу о сеятеле и семени Господь Иисус Христос объяснил Своим ученикам так: И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы (Мф. 13, 36–39). И после этого Господь предрек будущую судьбу доброго и злого семени: Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 40–43). Но уже и до конца мира многим из нас вынесен приговор, что ясно видно из притчи о богаче и Лазаре: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16, 22–24).

Запомни же, человече, что свою вечную судьбу ты определяешь себе сам уже на этом свете. От тебя зависит, Ангелы или бесы пожнут тебя. Блажен верующий в милосердие Божие, но, уповая на милосердие, продолжать грешить и не каяться — это настоящее богохульство. Вот что Сам Спаситель говорит о необходимости покаяния: Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10). Тяжко приходится умершим без покаяния, вот какое строгое предостережение христианам о покаянии оставил апостол Петр: Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам (ср.: 2 Петр. 2, 4–6). И много строже будет Господь к тем, кто носит имя христианина, а словом и делом служит диаволу, и когда такие каются, то, как было с Иудой, часто бывает слишком поздно: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16, 27).

Ангелы — предвестники Второго Пришествия Христа

Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа явит нам Его во всем величии и торжестве. Если в Его Первом Пришествии, при Его рождении, над вифлеемской пещерой явилось множество Ангелов и возвестило своей песней благую, радостную весть, то картина Его Второго Пришествия будет намного величественнее. Вот как пишет об этом апостол Павел: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут (1 Фес. 4, 16). Господь гласом труб архангельских соберет Своих избранных со всех сторон света, от одного края земли до другого, и тогда праведники воссияют, словно солнце, в Царстве Отца своего. А множество Ангелов станут жнецами Божиими на ниве Господней.

* * *

Но самой высокой наградой, которую Христос обещал избранникам и праведникам Своим, жившим по Евангелию Его и страдавшим за Него на земле, станет награда равенства с Ангелами — равенства ангельскому достоинству. Отвечая на лукавый вопрос еврейских первосвященников и книжников о том, чьей будет жена, состоявшая в браке поочередно с каждым из семи братьев, Господь ответил: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20, 34–36). Слушая сии слова, мы исполняемся благоговением и трепетом. Как можем мы быть равны Ангелам? Написано об Ангелах: Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит — и далее: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 1, 6). Конечно, Ангелы названы богами не по божественной природе, а по своей близости к Богу. Как могут быть равны с ними люди? Как можем мы быть равны Ангелам, прославляющим Христа, мы, которые ежечасно оскорбляем Его своими грехами? Прежде всего Сам Господь говорит верным Своим и тем, кто с любовью исполнял заповеди Его: и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 19). Утешимся же и послушаем, что говорит еще один благовестник тайн небесных: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Вот где лежит ключ к тайне: те, кто почитают и любят Бога, будь то ангельское или человеческое существо, равны перед Богом. И этот смысл подразумеваем и мы, называя Ангелов своими старшими братьями, почитая их и молясь им из юдоли слез: "Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас, грешных".

Дети Енаковы

Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа явит нам Его во всем величии и торжестве. Если в Его Первом Пришествии, при Его рождении, над вифлеемской пещерой явилось множество Ангелов и возвестило своей песней благую, радостную весть, то картина Его Второго Пришествия будет намного величественнее. Вот как пишет об этом апостол Павел: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут (1 Фес. 4, 16). Господь гласом труб архангельских соберет Своих избранных со всех сторон света, от одного края земли до другого, и тогда праведники воссияют, словно солнце, в Царстве Отца своего. А множество Ангелов станут жнецами Божиими на ниве Господней.

* * *

Но самой высокой наградой, которую Христос обещал избранникам и праведникам Своим, жившим по Евангелию Его и страдавшим за Него на земле, станет награда равенства с Ангелами — равенства ангельскому достоинству. Отвечая на лукавый вопрос еврейских первосвященников и книжников о том, чьей будет жена, состоявшая в браке поочередно с каждым из семи братьев, Господь ответил: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20, 34–36). Слушая сии слова, мы исполняемся благоговением и трепетом. Как можем мы быть равны Ангелам? Написано об Ангелах: Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит — и далее: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 1, 6). Конечно, Ангелы названы богами не по божественной природе, а по своей близости к Богу. Как могут быть равны с ними люди? Как можем мы быть равны Ангелам, прославляющим Христа, мы, которые ежечасно оскорбляем Его своими грехами? Прежде всего Сам Господь говорит верным Своим и тем, кто с любовью исполнял заповеди Его: и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 19). Утешимся же и послушаем, что говорит еще один благовестник тайн небесных: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Вот где лежит ключ к тайне: те, кто почитают и любят Бога, будь то ангельское или человеческое существо, равны перед Богом. И этот смысл подразумеваем и мы, называя Ангелов своими старшими братьями, почитая их и молясь им из юдоли слез: "Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас, грешных".

Исполины древних времен

Давным-давно среди людей жили исполины. Предания о них хранят все народы мира; хранит такое предание в своих сказаниях и песнях и сербский народ. Исполины всегда представляются нам как мифологические герои, обладающие сверхчеловеческой силой. Мы могли бы сомневаться в существовании этих исполинов, несмотря на множество легенд и песен, если бы о них не свидетельствовало Священное Писание. Но и в Священном Писании встречаются упоминания и описания исполинов, однако уже не как мифических существ, а как реальных людей, которые действительно существовали как исторические личности. В Библии указаны земли, в которых они жили, описываются их внешний облик и подвиги, а некоторые даже называются по имени: это так называемые дети Енаковы.

Впервые евреи о них узнали от посланников Моисея, которых он направил высмотреть землю [1] обетованную. Было это так.

На своем пути из Египта евреи остановились в пустыне Фаран. Народ был недоволен и роптал на Моисея за то, что он увел их из страны Египетской и привел в пустыню. Чтобы утешить и поддержать народ, доказать ему, что он ведет его в страну, которая лучше Египетской, Моисей по Промыслу Божию избрал по одному человеку из двенадцати колен Израилевых и послал в землю Ханаанскую, землю обетованную, которая простиралась перед ними, чтобы они осмотрели ее и рассказали о ней. Ушли двенадцать посланцев в землю Ханаанскую и оставались в ней сорок дней, затем, вернувшись в пустыню Фаран, рассказали обо всем, что видели и узнали: они говорили о богатстве той земли, ее плодородии и обилии земных плодов в ней; говорили, что в ней подлинно течет молоко и мед [2]. Но с великим страхом говорили они о гигантах, живущих в той земле: но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там [3]. В Хевроне они встретили несколько известных сынов Енаковых, которых они называют по именам: Ахиман, Сесай и Фалмай. Но и в других местах они видели исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их (Чис. 13, 34). Так говорили десять из двенадцати посланных высматривать землю Ханаанскую. Народ испугался этих рассказов и возмутился против вождя своего Моисея. Двое же из двенадцати, Иисус Навин и Халев, ободряли народ, говоря: только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их (Чис. 14, 9); но народ больше верил тем десятерым и хотел побить камнями Иисуса Навина и Халева.

И в другом месте Библии говорится о Енаковых детях как об исполинах. Стоя у пределов земли Ханаанской, Моисей воззвал к народу: Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес, народом [великим,] многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: "кто устоит против сынов Енаковых?". Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою (Втор. 9, 1–3).

И далее мы находим два описания исполинов: Ога, царя Васанского, и Голиафа Филистимлянина. О царе Оге говорится, что только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов [4] (исполинов с той стороны Иордана). О Голиафе же, которого Давид поразил камнем из пращи, сказано: единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди (то есть около четырех метров). Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди; а самое копье его в шестьсот сиклей железа (ср.: 1 Цар. 17, 4, 5, 7).

Вот какими были древние исполины в стародавние времена, вот какими, согласно библейской истории, были дети Енаковы.

  1. ?en. 13, 3. ^
  2. ?en. 13, 28. ^
  3. Чис. 13, 29. ^
  4. Aoi?. 3, 11. ^

Поверженные исполины

Енаковы сыны были очень сильны и владели мощным оружием, но лишь материальным. Об их духовной же силе, или нравственном оружии, не сказано ничего, да они и не заботились об этом. Темные язычники, они делали себе идолов из дерева, земли и металла и поклонялись им как богам. О них думал псалмопевец, когда писал: Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих [1]. Но никто из пророков не описал языческое безумие с такой иронией, как великий пророк Исаия. Вот что он пишет о нем: Он рубит себе кедры; часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним (ср.: Ис. 44, 14, 15).

Евреи были испуганы самим рассказом об исполинах, каково же им было встретиться с одним из них лицом к лицу! Когда Голиаф выступил перед войском Саула и начал подстрекать евреев, вызывая себе противника для поединка, тогда Саул и весь Израиль испугались весьма [2]. Целое войско испугалось одного человека! И страх этот продолжался не час и не день, а целых сорок дней! Один исполин держал в страхе и трепете целое войско сорок дней!

И все-таки физическая сила, физическое оружие и гигантский рост не помогли сынам Енаковым, исполинам. Все они погибли, были истреблены все до единого. Их победили те люди, которые выглядели рядом с ними как саранча. Поклонники единого истинного и Живого Бога победили и перебили поклонников слепых и глухих идолов. Дух победил плоть, духовное оружие сломило оружие материальное. Произошло то, что Господь предрек устами Моисея: пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча (Лев. 26, 8). И еще при жизни Моисея народ израильский победил исполинов по ту сторону Иордана: Сигона, царя Аморрейского, Ога, царя Васанского [3]. А по эту сторону, в земле Ханаанской, земле обетованной, их победил и истребил Иисус Навин, преемник Моисея, тот самый Иисус Навин, который ходил в землю Ханаанскую и говорил израильскому народу, чтобы он не боялся исполинов. Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее,— говорил мужественный Навин,— не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их (Чис. 14, 8, 9). Разъяренные евреи уже подняли камни, чтобы побить Иисуса Навина, но Господь сохранил его. Тот самый Иисус Навин, ведомый и хранимый Господом, позже не раз сталкивался с исполинами в сражениях и всюду побеждал их, пока не истребил полностью. В Священном Писании сказано, что пришел Иисус и уничтожил Енаковых сынов вместе с городами их, ни одного енакиита не пощадил в земле сынов Израиля, только в Газе, Гефе (откуда родом Голиаф) и Азоте они еще остались. В этих войнах против енакиитов принимал участие и Халев, единомышленник Иисуса. Он побил сынов Енаковых в Хевроне, изгнав оттуда трех сынов Енаковых — Ахимана, Сесая и Фалмая [4].

Последним исполином, упоминаемым в Библии, был Голиаф из Гефы, которого Давид убил из пращи. Когда Давид появился перед исполином, в своей пастушеской одежде, без копья, меча и щита, посмеялся над ним Голиаф и проклял своими богами (ср.: 1 Цар. 17, 43). А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; и ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле (ср.: 1 Цар. 17, 45–46). И достал Давид из сумки камень, и метнул его из пращи, и попал Голиафу в лоб, и он навзничь пал на землю.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.031 сек.)