|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К теме «Науч-техн революция» (сем 4)
Индустриальное общество = общ-во, в к-м уже произошла промышл рев, осн проив-во осущ с помощью машин, механиз с/хоз труда и др сфер Научно-техническая революция (НТР)– в обл произв сил общ-ва: 1) наука стан-ся непосредств произв силой общ-ва (вкл в произв процесс: техника, технологии, проф знания и навыки работников), 2) Научно-технический прогресс (НТП)– вкл: 1) колич, постеп соверш-е 2) качеств скачки в рзв науки и техники. Парадигма – (науч) основной способ понимания, подхода к проблемам (на основе к-либо теории), харатерный для той или иной эпохи (этапа) рзв Сциентизм – крайне оптимист взгляд на роль науки в общ-ве под влиянием НТР: решит не только производ проблемы, но и все социальные Технократизм – стиль мышл-я = редукционизм: общ-во = машина, ч-к = винтик, жизнь = технолг процесс {= игнорир дух-гуманитар потреб общ-ва и ч- ка} Техницизм – метафиз.вариант, т.к.игнорирует часть существ/факторов (производств/экон.отнош, гуман/аспект производ.сил) уповает лишь на технику, технологии (в т.ч., научные), производ.труда (но какова соц.цена ее?), эк/эффек-ть. Технократич.мышл-е = метафиз: ч-к, его деят-ть расчленены на составл-щие (целое уподобл-ся части, сводится к нему = «редукционизм», «механицизм»): 1)Способ-ти, операции ® уподобление ч-ка и общ-ва технич.системам, машинам и их элементам 2) ¯ Утрата общих целей, высших смыслов, ценностей (как «неэкономич», «нематер-х» = «пустых») 3) = дегуманизация картины мира, содерж-я чел/деят-ти и челов/отнош-й Эвристика – соврем науч направл, изучающее закономерности (гл.обрз, науч-тех) творчества К теме «Ед-во и мн-обрз истр. ОЭФ, тхл и цивил/подходы» (сем 5) Истор.прогресс – восходящий поступательный процесс в разв общ-ва (= возмож соверш-я общ-ва, ч-ка, тех-ки, науки, морали и т.д. возрастают) Свобода – 1) социальная = спосб-ть соц/Sта преобрз-ть общ-во, усл-я своего Б в собств/интр-сах на основе познания объ/необх-ти и учета ее треб-й в своих действиях (учит реальн/усл-я и возм-ти осущ-я своей воли) [марксизм]; 2) личностная – на основе социальной: реальная чел.свб-да всегда имеет объ/основу, а не произвол [Энгельс]. Смысл жизни – 1) глав, высш, не инструмент/цель (всей жизни, либо крупн этапа), 2) исходит из представл о сущ-щей системе культур ценностей, 3) идеалов Теория обществ-эк форомаций Базис – совокуп-ть производ/экон отншй данного общва (на опред ступени – ОЭФ) Надстройка - свк: 1) отнш, 2) идей 3) учреждений, возникающих на определенном базисе (нпр, капиталист или феодальн) и противореч вз/дей с ним Государство – соц.учреждение, с помощью к-го экон.господствующие в общ-ве группы осущ свою власть; признаки: 1) организ насилие, спец группы (дружины, армия, полдиция, чиновники, 2) сбор налогов, 3) защита территор.подвласт насел (и ценностей) Общественное бытие - отличают от природ бытия – реальный процесс обществ жизни людей Общественное сознание – отображение (адекв или не совсем), осмысление в сознании людей своего общественного бытия (реального процесса общественной жизни) Общественные отношения = объектив хар-ра, складываются в процессе жизни в общ-ве при совместном произ-ве необх условий жизни, их люди «не выбирают», а формируются ими путем овладения социальными ролями (разделение труда) в тот или иной соц-истр тип лич-ти Ср.: личные отношения = (частные) больше места s-му выбору природные отнш = нпр, кровное родство (дети-родители, братья-сестры) общест.отношения: - духовные = удовлетв дух потребн (моральн, эстет, познават и др. интерсов) - материальные = экономические (соц) и в процессе воспроиз-ва населения(элемент природ отнш) - политические = по поводу власти в обществе - социальные = соц рав-ва / неравенства (положения в общ-ве) - экономические = по поводу 1) собств на сред-ва произв-ва, 2) распред произвед-го продукта, 3) обмена продуктами, 4) потреблен Общественно -экономическая формация (ОЭФ) - общество на опред ступени истр рзв с хар-ной для него экон структурой (спсбом пр-ва или базисом) Социальная революция – кач изм общест/отнш, переход к нов типу общва (ОЭФ) Социальная структура – свк, система обществ отнш, связей между элем-ми обще-ства как целост сист-мы – между кастами, сослов, классами, проф гр, поколенч гр, территор.гр (провинциалы/стлич.жит; горожане/ сельчане) Каста – замкнутые (не смешивающиеся) соц.гр. людей, предназн к выполнению опред.професс функций на основе жесткого соц.разделения труда, более характерны для ранних этапов истории Классы – (классич.df В.И.Ленина) большие гр.людей, различающиеся (на основе обществ разделения труда) по их I. месту в обществ.системе производства {= отнош 1. к средствам производства = [1) собств-к или нет ] и отнш 2. к произведенному продукту: [2) распред, 3) обмен, 4) потребл]} и, в конеч.счете, по той II. доле общественного богатства, к-й они располагают). Это такие гр, из к-х она может эксплуатировать др. Народ – 1) см.: этнос, 2) созидающая, трудящаяся часть общ-ва Народность – истр.общность, формир при рабовл и феод отнш (мелк.натур.хоз-во: гл.образ, для собств – внутр – потребл; терр, госуд-во; язык, обычаи, традиц; менталитет, созн общей истр судьбы и т.п.); Нация – истр общность, возн при кап-зме (товарн произв-во = на продажу) => крупн хозва, разд труда в масштб страны с тенд к мировому разд труда; расшир рынков сбыта; общее: терр, гос-во, производ-хоз.дея- ть, культура, язык, нац самосозн, общее историч.созн и т.п.) Племя – объед.близких по происх.родов (первобыт.обществ.строй) Род – 1я истр общность людей [совпад: кровно-родств семья и производств коллектив, удовл все осн потреб людей: первич (био) => дух (соц)]; общие: террит, хоз-во, культур.традиции, язык, верования Сословие – предпол-ся наличие привилегированных и непривилегир соц.гр. (нпр, одни платят налоги, др.нет, одним полагаются физич.наказания – публич.порка, др. – нет и т.п.) Технологическая интерпретация истории Аграрное общество - после неолитич рев (изобрет производящей эк-ки: 1) сельск/хозво: сковод-во, земледел; 2) ремесло => образ-е городов) Доаграрное общество – экономика присваивающая: охота, рыболовство, собирательство (раннее первобытн, до неолитич.тхл.рев) Доиндустр.общ-во – «традиц.» общ-ва (=инертные, невосприимч к новшествам) Индустриальное общество – после индустр рев в произв силах (возникн промышленности, физ усилия ч-ка и жив заменяются паровыми, электр машинами, двиг внутр сгорания) Постиндустриальное общество – после-НТРное = 1й мир, развитые страны, 7-ка: 1) задачи индустр (промышл) рев практ выполнены, 2) по пути НТР ушли далеко, 3) ее плоды (комп, автоматы, нов материалы) широко использ-ся в произво-ве, науке, воен деле, обрзв, здр-охран, досуге, быту, СМИ, сред-ва коммуник: сотовая связь, Интернет, 4) влияют на обществ и индв сознание, 5) науч.разраб.технологии оргнз деят-ти и соц.конт-роля, в т.ч. манипулир поведением индивидов и масс («промывание мозгов» = реклама, выборы органов власти, масс.культура: жанр «шоу») Качество жизни – комплексная оценка усл-й жизни людей в обществе: продолж. жизни, жилищ.усл, ур-нь благосост, медицины, безопасн-ти (преступ-ти), доступ работы (ур-нь безраб-цы), образов и т.п. Меритократия – власть, основанная на заслугах = против идеи соц.равенства, Ср.: аристократия – власть малой части господ.класса; Ср.: демократия – (букв: власть народа), в зависим от реальн общ/отнш – форма обществ власти: 1) рабовладельч – власть большинства свободных (без рабов); 2) феодальная (без крепостных крестьян); 3) буржуазн (формально: но ценз: только граждан, но есть лишенные гражд прав – нпр.долгое время: неимущие, женщины, военные, неместные и т.п.; в США все последние президенты = млн-ры); 4) социалистич – власть трудящегося больш-ва по отнш к нетрудящ. Социальная мобильность – перемещения индивидов и малых групп (нпр, семей) в соц.структуре: вертикальн (в высшие слои), по горизонт (в др.соц.гр, но без повышения соц.статуса – профес.роль, доход, доступ к власти, образование (П.Сорокин) Социальная стратификация – деление людей в обществе по разл соц-культур признакам (уровень доходов, образования, культур уровень. род занятий, формы досуга, хобби и т.п.) (П.Сорокин) Сциентизм – упование на науку = спосб преодол всех соц конфликтов, устранения всех соц.зол Технократизм – вариант редукционизма, механицизма; мир и всё, что в нём суть техн.системы; власть специалистов в обл.тех-ки и тхл (вкл.тхл управл). Технологическая революция – рев в области производ сил, отделяющая ступен и в рзв общ-ва в т/зр «тхл подхода» к всемир истории Аграрная революция – в эпоху неолита ~10тыс.лет назад переход от присваива-ющей к производящей эк-ке: изобрели сельск.хоз-во: скотовод-во и земледелие. Индустриальная революция – замена ручного труда машинным = механизация Научно техническая революция – 1) превращ науки в непосредств производит. силу общва (наука в: проф.знаниях, умениях, навыках работ-в; в технике и технологиях, мат-лах с заранее задан.свой-ми, альтретив. источ-ках сырья и энергии => 2) ЭВМ => автоматиз рутинного умств труда => 3) преобрз всех сфер обществ жизни: бытия и сознания (нов. возм-ти, НО также нов проблемы и противоречия). Фетишизм - религ поклонение материаль-м предметам - фетишам, к-м припис-ся сверхъестест свой-ва (Маркс писал о «товарном фетишизме» как феномене кап-зма). Цивилизационный подход к истории Культура – мн-знач: 1) специф-чел спсб жиз-деят-ти = вид.признак, 2) «искусств-е» противостоит «естеств-му» (природ), 3) свк матер и дух ценностей, 4) всё, созд ч-ком (продукт чел твор-ва) и од/врем очеловечивающее его (ч-к, общво как продукт куль-ры) Цивилизация – мн-знач: 1) ступень в рзв куль-ры, 2) общво с т/зр своеобразия усл-й для разв и с/разв ч-ка, лич-ти (географ/климат усл-я, тра-диции, обычаи, господ-щие. религ.веров-я, нац.ментальность, особ-ти язык. и т.п.)
К теме «Общ.созн ние» (сем 6) = см.схему «Формы общ сознании» Идеология – теоретич (=специализир) сознание, f-ии: 1) отражать и выражать коренные интересы соц.групп (классов, сословий, каст, наций, проф., возраст групп, 2) идейно защищать их (идеолг борьба, информ войны, диверсии, дезинф) Искусство – образно-худож осмысл действ-ти на основе эстетич.сознания Менталитет - свк спецф привычек, опр-щих дух/ мир членов общва, глубинные пласты соц/псл облика и настроя целого народа или отд его соц.гр; сформир-ая под влиянием достат.постоянных географ, геополит и соц факторов система стереотипов повед-я, чув-эмоц реакций и мышл-я, яв-ся выраж-м иерархически соподчин/приоритетов и цен-й. Ср.: «нац дух», «нац характер»... Ментальный – имеющий отношение к мышлению Мораль – форма обществ созн: предмет осмысления = бытие как добро и зло Наука – см.словарик 1, тема 1 Общее,особ., единичное – сл-рик 1, тема «Диалектика» Обществ.бытие - реальный процесс совмест жизни людей в общве Обществ.сознание – осознание, осмысление реальн процесса совмест жизни людей в общве Опосредование – [ посреднч-во ] процесс воспр-я и передачи инф без непосред-й помощи органов чув-в. Осн формой опосред-го отражя дей-ти яв-ся абстр мышл-е. Возможно только посредством спец инф-знак системы – языка. Парадокс – суждение, к-е в одно и то же врем, в одном и то м же отнш м.б. доказано и как истинное, и как ложное. Паралогизм – непреднамеренная логич.ошибка Социальн (обществ) психология - Эстетич сознание - форма обществ созн: предмет осмысления = прекрасные (и безбразные) стороны бытия Тема «Проблема человека в флс» (сем 7) Аскетизм – этич.позиц: смысл ж: сокращ своих чув желаний в пользу таких, к-е матер не ограничены, вид религ.дух практики, преднамер самоогранич-е, само-отверж-е, либо исполнение трудных обетов, порой вкл в себя самоистязание (вместо борьбы за улучш.реальн.жиз.усл). Гедонизм – смысл ж: наслаждение, варианты: 1)глав - чув наслаж, 2) глав – духов радости и наслаж (занятия науками, искусствами и т.п.) Герменевтика – флс.метод «понимания» Индивид – отд предст-ль чел рода с характ-ми для ч-ка физ и соц признаками Индивидуальность – свк неповторимых качеств и свойств инд-да: генет.обусловл и социальных; врожд особ-й и приобретенных (выработанных) Индивидуализм – мзр.позиц: интресы л-ти важнее, приоритетнее интрсов общва Коллективизм – мзр.позиц.: общественные интресы выше личных Конформизм – жиз.позиц: приспособленчество, пассивное, некритич принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций и т.п. Культура – см.сл-рик к сем 5, тема «Ед-во Личность – свк социально значимых свойств инд-да Отчуждение - социальный процесс, характ-йся превращением дея-ти ч-ка и ее рез-тов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему Редукционизм – мтфз: сведение высшего к низшему, целого к части (некоррект. упрощение) Свобода - свб-да воли означает «не что иное, как спосб-ть принимать решения со знанием дела» (Энгельс) Смысл жизни – 1) высшая (= не инструментальная) жиз.цель, 2) глав.(сам крупн) цель всей жизни, ее круп этапа, 3) высшая = ориентир-ся на идеал, соверш-во. Социальная мобильность – 1) горизонт, 2) вертикальн («соц.лифты») см. тему 5. Социальная стратификация - см. тему 5 Стоицизм – 1) рац.флс антич.врем (Сенека, Маркс Аврелий): все потреб-ти заслуж-т презрения =>следовать природе, абсол бесстрастной, 2) смысл ж: муж-но нести бремя судьбы (стойкость в жиз испытаниях, спсб-ть противостоять соблазнам, слабостям) Эвдемонизм – смысл ж - счастье (1) фр.мат-зм: Гельвеций, Гольбах и др –> гедонизм = наслаждение; (2) утилитаризм - натуралист.вар-т –– чув.наслжд) Эгоизм – себялюбие, поведение, целиком опред-е мыслью о собств пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам др людей и т. п Эгоцентризм – неспсб-ть или неумение инд-да встать на чужую т/зр. Воспр-е своей т/зр как единств-й существующей
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |