|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эйдос - идея
Экзистенция - существоание Экзистенциализм (экз-зм) = «флс чув-ва» (Сартр, Камю, Марсель, Хайдеггер, Ясперс, Бубер, Бердяев, Шестов – s/ид.флс.направление: осмысление переживания человеком своего существования (рел / атеист). Эманация – истечение из единого целого (нпр, неоплатоники и гностики: мир = эманация божества, остающегося неизменным; все низшее вытекает из высшего). К теме 3 «Бытие и Мат» Атрибут (атриб) – неотъемлем.существен.св-во Бытие (Б.) – существование вообще (реальное): объ-е и s-е. Бесконечность (б/к) – отсут границ, края Вечность – отсут начала и конца во времени Время – длительность сущ-я разл объектов относ др/др, темпы изм, стадии, ритм субстанц. концепция простр-ва и врем = н/завис. от Матер и Дв (внешн), абсол/неизм. реляционная конц. простр-ва и врем – диалект ед-во с М и Дв + изменчив. Движение (дв) – 1) метафизич: механ.перемещение в пространстве и во времени; Энгельс: 2) диалектич: «всяк.изменение вообще» (в т.ч.и мышле-ние), 3) мат-зм: атрибут, способ сущ материи, 4) ид-зм: возм движение без материи (божеств.мысль, бессмерт душа, энергия сама по себе - без матер носителя). Динамика – движение, изменение Дискретность – делимость, разделенность Закон (з-н) – связь: общая, существенная, необх, устойчивая, повтор, внутренняя. Материя (М.) – 1) как субстанция = отлич от своих свойств, 2) как объ/реальность = всесте со всеми атрибутами (движ = объ/р, простр/время = объ/р, отражение = объ/р, НО: за искл психики, сознания). [= «флс/кат для обозн объ/р, данной нам в ощ-ях, к-я копируется, фотографир-ся, отображ-ся наш/ощ-ми, сущ-я независ от них», - В.И.Ленин ]. Модус – св-во, разновидность невсеобщ х-ра (ср.: атрибут). Покой – относит.устойчивость явления, определенность структуры, состояние «подвижного равновесия» внутренних противоположностей и (или) в отношениях со средой. Пространство (пр-во) – вз\полож и размер (протяженность) объектов, их частей: рядом, выше, внутри Система (си-ма) – целостное явление, состоящее из совокупности элементов, находящихся во внутренне иерархически упорядоченных связях по отношению друг к другу, характеризуется строением, функцион-ем (развитием), относ.устойчивыми связями со средой. структура (стр-ра)– система связей между элементами какого-л.объекта, рассм.в кач-ве системы. функция (f-я)– отнош (2-х или группы) объектов, при к-м изм-ю одного из них сопуствует изм-е другого. В социол:: «роль» или «зависим-сть» элемент (эл-т)– часть системы, обладающ.относит. самостоят.(= «подсистема») Субстанция – причина всего сущ и самой себя, первооснова всего сущ-го, носитель всех св-в, связей и отношений (Б.Спиноза) и пр. «Категория для обозначения Объ/р, данной нам в ощ, которая копир, фотограф нашими чув-ми, сущ-я н/зав от них» (В.И.Ленин "). Субстрат – конкр. разновидность, вещ/опред носитель нек св-в (модусов) материи. К теме 4 «Созн» Абстрактный – отвлеченный – черта рац.мышл, постигающего внутреннее, существенное, мысленно «очищ» от несущественного в виде понятий, сужд, умз. Антропосоциогенез – происхождение человека и общества. Антропологизм (антр-зм) – флс/течение, считающее категорию «человек» в качестве базисной, лежащей в основе представлений о Бытии, природе, обществе, культуре, истине и т.д. Отправной пункт = биологическое, а не социальное в человеке. Человеческие качества считаются врожденными, данными от природы (человек рассматривается в отрыве от общества, от социально-исторической жизнедеятельности). Гилозоизм – натурфлс/ представление, согласно которому вся материя одушевлена (Ср: «панпсихизм» = вся материя способна к ощущению). Информация (инф) – (лат. «сведения», «изъяснение», “осведомление”, “разъяснение”, “представление”, “понятие”). 1. “одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, свк каких-либо данных, знаний и т.п. / Новейш филос словарь. – Минск, 1998, с. 274. 2. 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимае-мая неопределенность в результате получения сообщений; 3. сообщение, неразрывно связ-е с управ-ем, сигналы в ед-ве синтаксич., семантич. и прагматич. характеристик; 4. передача, отраж-е разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы) /Флс энцикл словарь. – М., 1989, с. 222. 5. флс. смысл (с пон. “отражение” – маркс.ф-я) – “ свойство матер.объектов и процессов порождать, передавать и сохранять многообразие состояний, к-е посредством той или иной формы отражения может быть передано от одного объекта к др-му и запечатлено в его структуре ” /Флс/ энциклопедия, т. 5, М., 1970, с. 212. Идеальное – 1) Ильенков: согласен с Платоном и Гегелем.: «объ-ть ид/формы» (= культур/явл) социально (≠ инд.психике,), недоступ-ть чув/воспр-ю (пр/п мат/Б), форма предмета, как она существует в чел.сознании. “s/образ объ/ реальности, т.е. отражение внеш/мира в формах деятельности ч-ка, в формах его С. и воли. И. есть не инд/ псл., тем более не фзлг/акт, а факт общ/истор., продукт и форма дух/ производ-ства. (…) Слово оказывается первым (и лог. и исторически) “телом” идеального образа, а форма внеш/продукта труда – вторым и производным телес/воплощением этого ид/образа. (…) Ч-к не может передать др/человеку идеальное как таковое, как чистую форму деятельности. (…) Если ид/образ усвоен индивидом лишь фор-мально, лишь как жесткая схема и порядок операций, без понимания его происхождения и связи с реальной (не идеализированной) действительностью, индивид оказывается неспособным относиться к идеальному образу критически. т.е. как к особому, отличному от себя. предмету. (…) скорее этот догматизированный образ действует в нем и посредством его (с.221). Сущ-ет «не в чел.голове», но с ее помощью! = «смысл» предметов, явлений социальной реальности. 2) Дубровский – информац.подход к проблеме сознания и мозга: ид-е сущ-ет с пом.головы и в голове. Инф.подход = пс/проц рассм-ся как проц получ, хран, передачи, преобраз инф, фзл (нейродин) – как мат.носители этой инф, т.е. сигналы, в к-х она закодирована», Þ возд мысли на тело = инф/ управление (не сама по себе, а ч-з нейрофзл проц = ее мат. носитель). Креационизм – (Линней, Кювье, Агассис) уч о сотворении мира в едином творческом акте (нпр, богом). Отражение (отраж) – свойство мат. систем воспроизводить в своей внутренней структуре структуру внешнего взаимодействия. Психика (пс-ка) – отраж 1) актив-е, 2) адекв-е (соотв объекту, а не собственным био/св-вам); виды: био и социо/пс-ка=С; её био f-ии 1) приспос-я; 2) регул-я = изм-е повед-я по отнош к среде. Сознание (С.)– социальная (= сущность), т.е. высшая форма отражения действительности (соц/пс-ка), + специфика: 1) идеальное, 2) целенаправленное (труд), 3) знаковое (речь, язык), 4) творческое (абстрактное мышление) отраж. ¹ био/приспос-е к среде. Труд – целенаправл. созидат-преобраз деятельность. “Собственно труд нач. с изготовления орудий труда с помощью орудий труда” (Ф.Энгельс). Разд: ум / физ, сферы: производств (природа), социальн (ч-к, об-во, о/о), дух (ценности, идеи, нормы, иеалы и пр). Ср.: орудийная деятельность животных (врожд., спонтан ¹ культ/творч). Речь – деятельность ч-ка, выражающаяся в общении с др.людьми и использовании для передачи мыслей какого-л.языка. Язык – знаковая система, выполняющая познават.и коммуникат-ю функции (ср.: речь = деятельность). К теме 5 «Позн» Абстракция, абстр.мышление – мысль, рожденная абстрактным («рациональным», «понятийным») мышлением; мышление, отвле-кающееся от внешних, чувственно воспринимаемых свойств позна-ваемых явлений и сосредоточенное на их внутренней, чувственно не воспринимаемой сущности. Агностицизм (Юм) – вариант решения гносеологической (2-ой) стороны Осн.вопроса флс: «мир не познаваем», «объективная истина как цель познания невозможна, т.к. недостижима», «идеальные образы чел/ сознания не соответствуют явлениям внешнего мира», «объективного критерия истины не существует» и т.п. СР.: «скептицизм» (Пиррон) - обычно возникают на s/ид почве, вследствие одностор.трактовки противоречий процесса познания) Анализ – мысленное расчеление (нпр, целого на части, системы на элементы, структуру и функции и т.д.) Апостериорное и априорное - 1) полученное на основе опыта; 2) до опытное (вне опытное), нпр, врожденное Бессознательное (Фрейд) – многозначный термин, обозначающий: 1) в принципе не осознаваемое, не подконтрольное сознанию; 2) в данный момент осуществляющееся помимо контроля со стороны сознания, но в принципе доступное сознательному контролю; 3) то, что ранее сформировалось сознательными усилиями, было содержанием сознания, но перестало быть актуальным, забылось, или перешло в привычку, «автоматизм» и пр. Верификация – формально-логич процедура проверки науч тео-рии (неопозитивизм). СР: фальсификация (постпозитивизм: К.Поппер). Вещь-в-себе – такая, какая она есть на самом деле (ее скрытая, не доступная человеческому познанию, сущность - Кант). СР: «вещь-для-нас» - такая, какой мы ее воспринимаем. Волюнтаризм – (от слова «воля») – s/ид позиция в решении вопроса о возможности человеческой свободы (= все зависит от силы желания, настойчивости, степени активности человека, т.к. в мире все случайно), противоположна «фатализму» (= от слова «рок», «судьба»: в мире нет случайности, во всем властвует необходимость, противиться ей бессмысленно) – объ/ид-зм, метаф/мат-зм. Врожденные идеи – идеи, появляющиеся не в результате познания, а имеющиеся у человека изначально, с момента рождения и «припоминаемые» им (нпр, Платон) Герменевтика –совр s/ид направл-е: «флс понимания» (= метод познания): «существовать – значит быть понятым», проблемы языка. Гносеология (гнсл) – теория познания Дедукция – метод логического рассуждения от общего к частному Дефиниция – (лат.) «определение». Идеализированный объект – абстракция: слабо выраженные, случайн. качества и свойства реальн.объекта мысленно отбра-сываются, и характерные черты рассматриваются в «чистом виде». Индукция – метод рассуждения от частного [единичных и частных суждений «это или некоторые S есть Р» = частных «посылок» в умозаключении] к общему [«заключению»: общее суждение часто имеет вид «все S есть Р»]. Иррационализм – (Ницше, Дильтей) от иррац-ный = внеразум.псих/способности) гнсл позиция, противостоящая рационализму: истина открывается вовсе не разуму, а «схватывается» бессозн.элементами психики – чувствами, эмоциями, волей, интуицией, инстинктивным «чутьем». Объект (О) познания – познаваемая часть действительности (некот целостное явление, предмет, процесс). Практика (пр-ка)– матер/преобраз, предметно-чувственная деятельность (основа, источник, цель и критерий познания) – маркс/флс. Предмет познания (в науке)– свойство, сторона, «срез» О (объекта), на к-е непосредств направлены познав/усилия S (субъекта) познания. Нпр, О позн.у анатомии и псл-ии м.б.один = ч-к, НО предметы позн.- разные: 1) «тело» ч-ка, 2) «душа» ч-ка. Рассудок и разум – 1) низший уровень абстрактного мышления, характеризующийся преобладанием формально-логического («метафизического») подхода: ориентацией на частное, утилитарное, преходящее; 2) разум = высший уровень человеческого мышления (диалектическое, глубокое и гармоничное):: «совестливый разум» в единстве с «мудрым сердцем» Рационализм (рац-зм) – истина усматривается только с помощью разума, причем непосредственно, минуя органы чувств (пренебрегая чувст-венными данными), акцент на теорет.знании в науке (Декарт). Сенсуализм (сенс-зм)– единственный надежный источник знаний – данные органов чувств («все знание – из ощущений» Локк) Скептицизм – позиция в решении ОВФ: сомнения в способности человека познавать мир («мягкий» вариант агностицизма) Субъект (S) познания – источник позн/активности: ставит цели, организует, осуществляет познав/дея-ть. Феномен – какое-л.явление действительности Эмпиризм (эмп-зм) – настаивает на преимущественном развитии опытного, эксперим.уровня науч.познания при недоверии и недооценкетеорет. познания (Ф.Бэкон, позитивизм, прагматизм). К теме 6 «Диалектика» Возможность (воз-ть) – то, чего еще нет, но может быть (объ.предпосылки содержатся в действительности), но при опр условиях (= будущее) ¹ пр/речит з-нам. действит-ность (дей-ть) – реальность, то, что есть: 1) «материя», «матер.мир», 2) конкретное бытие опр объекта в опр время, в опр пространстве, с опр кач и колич хар-ми, в опр усл (= настоящее). Вероятность (вер-ть) – 1) колич.оценка объ/возм, 2) степень s/уверен-ти Детерминизм (дет-зм) – принцип всеобщей обусловленности явлений действительности Индетерминизм – отрицание принципа в/о обусл явлений. Диалектика (д-ка) – (I) «субъективная»: 1) теория развития и в/о связи явлений действительности, 2) способ (метод) мышления, и (II) «объективная»: 3) многогранность предметов, сочетание их «полярных» свойств, сил, тенденций, система многообразных связей, взаимодействий между явлениями и внутри них, а также процесс их развития. Метод – (флс) способ познания, программа действий по исслед-ю объекта, в более общ.смысле – способ достижения постав-ленной цели, упорядоченная деят-ть, идущая по опр.плану, с исполь-зов-м опр.средств [Ильин В.В. Флс.для студентов техн.вузов. – СПб, 2004, 16]. Динамика – изменение, движение Закон (з-н) – связь между явлениями действительности, их сторонами: объективная, существенная, необх, устойчивая, повторяющаяся (ср.: юрид.нормы – договорной характер, м.б.сознат, преднамеренно изменены). 1) з-ны объ/мира «2) з-ны науки Категория - понятие, отражающее предельно общие свойства, связи, отношения. Каузальность – причинность Категории з-на вз/перехода колич.и качественных изменений: 1) Качество (кач-во)– внутр.определенность, устойч-ть предмета, отличие его от других, утратив качество, предмет перестает быть собой, превращ в иное. Ср.: «свойство» - внеш.х-ка, уровень «явления», НО система свойств позволяет судить о качестве. 2) Количество (кол-во)– выявл число и величину (в пределах одного и того же качества) = единство дискретности и непрерывности. 3) Мера – соответствие опред.колич-ва некотор.кач-ву, и наоборот = «границы» колич.изм, в пределах которых качество не изменяется. 4) Скачок – категория, обозн изм-е качества (=относ.резк, быстрая «парадоксальная» фаза развития). Ср.: колич фаза изм = постепенно, непрерывно ® часто незаметно для наблюдателя. Парные категории диалектики = «неосновные законы» 1) Необходимость (необ-ть) – связь детерминации жесткая, вытекаю-щая из сущности ® неизбежность к.-л.возм-ти = «не может не быть». 2) Случайность (случ-ть) – менее жесткая, устойчивая, м.б. более сложно детерм. связь ® то, что не явл-ся неизбежным: может быть, а может не быть (реализация одной из возм-й, пересечение независимых прич.связей). !) Общее – присущее многим отдельным явлениям, сходное Особенное – в отдельном: общее по отношению к единичному, но единичное по отношению к общему. 2) Единичное – уникальное, неповторимое в отдельном явлении. Отрицание диалектическое – вкл: исчезновение (старого, нежизне-способного в изм условиях), сохранение (всего жизнеспособного в данных усл) и возникновение (нового). СР.: метаф.= «разрушение», «исчезновение», новое и старое абсол.исключ. др/др. Отрицание отрицания (отр/отр) – (двойное отр) – 2-я фаза развития, «снимающая» 1-е отрицание = «возврат якобы к старому» (вз/св 2-х тенденций развития: поступательности и цикличности) Принцип – наиболее общее положение 1) Причина – (связи детерм) активное начало (= изм-е чего-л), вызывающее др.изменение = «следствие». Ср.: «условия» = лишь создают возм-ть возникновения след-я, а не само следствие. 2) Следствие – изменение, производимое причиной (возм: множ-во след-й из одной причины и наоборот). Прогресс – вариант развития, ведет к повыш ур самоорг-ции, спос-ти к выживанию, обновлению и дальнейшему развитию Регресс – пр/п прогрессу: развитие, сужающее перспективы обновления и выживания системы. Развитие – изм: кач, необрат, направл Синергетика – общ.теория самоорганз-хся (с/разв) открыт/ систем. Противоположности (пр/п) – «соотносительные, др/др обусловливаю-щие, нераздельные моменты, но в то же вр др/др исключающие… крайнос-ти, т.е. полюсы одного и того же» - Маркс (ср.: различие, пр/пол – «сходство»). Противоречие (пр/р) – «есть корень всякого движения и жизнен-ности» - Гегель, = вз/дей-е, отношение между противоположностями (развив-шимися из «различий»): 1) единство, тождество, сходство, вз/ полагание, вз/ обусловл-е; 2) «борьба», вз/исключение, вз/уничтож. Тождество – 1) матем, форм/лог = полное, абсол; 2) диалект = вкл. и различие тоже; единство, вз/полагание и од/врем вз/исключ пр/пол. «борьба» – вз/исключение, вз/отриц пр/положностей. 1) Содержание – внут/х-ка: состава, частей, качеств, свойств, устройства явления. 2) Форма – внеш.проявление содержания, способ его организации. 1) Сущность (сущ-ть) – внутр, общее, относ.устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений. Категории того же уровня (порядка): «закон», «необходимость», «качество». Познание: от явления к сущ-ти. 2) Явление (яв-е) – всегда нечто внешнее (материя нам «является» в р/образ формах, свойствах), единичное, индивидуальное: конкретная вещь, конкр.свойство. «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была излишня» (К.Маркс). 1) Целое – единство своих частей (вся сумма частей и система связей между ними). 2) часть – фрагмент своего целого (обусловленный его свойствами).
Флс СЛОВАРИК, ч.2 (соц). КГПУ 10/11 Рычкова Л.П. К теме «Проблемы соц.детерм-зма» (сем 1) Соц.флс – флс учение об обществе = внутр.целостном явлении, о пре-дельн основаниях этой цел-ти, о движ силах и смысле истории, её всеобщ.з-х и принципах соц познания. Законы общ рзв – объ существ, необх, устойч, повтор связи статист хар-ра между соц сист-ми (их эл-ми), опр-щие ход, направ-е общ процессов. Соц.детерминизм – принцип познания, концепция общест явлений = объ обусл-х, СР: индетерминизм – соц.явления ничем не обуслов. Историзм – принцип познания (s-я диалектика) = явления рассмат-ся в их истор развитии с момента зарождения = выявление существен-ных сторон, форм, этапов, фаз, противоречий, движущих сил, законов становления и развития изучаемых явл-й и процессов. Истор.необходимость – неизбежное в истории общества, следствие дейст-вия объективных законов-тенденций и объ-х факторов общест развития. Её абсолютизация = жёстк линейный детерминизм. Фатализм – абсолютизация истор.необх-ти, отрицание истор.случайности. Истор.случайность – то, что не вытекает из сущности социальн.бытия или определяется взаимодей-м множества независящих др от др обстоятельств, а потому может быть или не быть. Абсолютиза-ция и.с. ведёт к индетерминизму = отрицанию объ з-в соц.рзв. Волюнтаризм – жизн позиция = абсолютизация ист.случ и отри цист.необх. Модели общ.рзв – варианты видения общва в его целост-ти и ее основ: - идеалистическая – соц.целостность обусловлена всеобщим безличным сознанием (объ идзм), либо индив личн сознанием (s/идзм), «идеи движут миром»; - натуралистическая – обво = одно целое с природой, нет качест отличий: «в обве царят природ зны»; - материалистическая – обво и природа = матер системы, НО качест отли-чны: = зны обва над биол, сложнее, т.к. дейют люди – созн Sты. Общество – 1) высш соц ур-нь рзв материи, 2) самоорг, саморзв, самосовершен, открытая система, 3) сис-ма объ НАДбиол [культур: производств, нравст, эстет, политич, правовых и др.] связей (общест отношений) между людьми, продукт их совместной деятельности. Обществ.бытие и обществ.сознание – см. сем 5 «ОЭФ» Объективные факторы истории – обстоятельства, склад-ся независ от воли и сознания людей и оказ-щие сущест влияние на истор процесс (стихийные силы природы и культурн среда = опредмеченные сознание и воля прошл поколений). Субъективный фактор истории – роль великих и истор личностей, партий, группировок, классов, народов (активность / невмешат-во). Провиденциализм – рел представ-е о предначертанности, предопределе-нности чел истории божест сознанием и волей. Сознательность социальная = направл-ть деят-ти людей на изм-е или сохр-е существующих общ отнош-й, соц институтов с предвиде-нием хотя бы ближайших последствий (не обяз науч хар-ра) Стихийность общ рзв – протекание социальных процессов помимо воли людей, вне их контроля и вопреки желаниям и намерениям. Социальная свобода – возм-ть и спос-ть соц Sта преобраз-ть об-во, усл-я своего бытия в собст ин-сах на основе познания объ необх-ти и учета ее треб-й (= реальн усл-й и возм-ти осущ) в своих дй-ях. Личностная свбда – на базе соц.свбды [задает «коридор»], возм как расшир индв свбды [твор-во] по сравн с соц. и сужение [ч-к не сумел овладеть свбдой, предоставл общ-вом] Эсхатология – представление о неизбежном «конце истории». К теме «Общество и природа» (сем 2) Географический детерминизм — складывается под влиянием великих географических открытий: счит, что природ среда: ландшафт, климат, наличие полез.ископ, плодород.пашен и тучных пастбищ Демографический взрыв — 1й этап 2й демограф.рев (нов время): = оч. быстрый рост народонаселения <= под влиянием индустр.рев. сниж-ся смерт-ть, а уровень рожд-ти сохраняется прежним (рзв европ.страны пережили в XIXв., рзв-щиеся — в ХХ в). Демографический детерминизм — демограф.процессы (темпы увелич./ сокращ. численности населения) = решающ.фактор обществ развития. Геополитика — теория, обосновывающая осуществление внут и внеш. политики, понятиями «жизненного пространства» и трактующая рзв этносов как «расширение» их жизненного пространства [ср.: немецко-фашистский лозунг «дранг нах остен!», заявл.бывш. гос.секретаря США Мадлел Олбрайт «несправ, что богатствами Сибири владеют малочисл русские]. Демографическая революция — маркс.флс: кач.изм в законах воспроизв-ва народонаселения ≠ био законы, соц детерм-ция, роль прогресса матер.и дух.произв-ва: 1) неолитич (изобрет с/хоз проив-ва: земле-дел, скотовод-во => сокращ смерт-ти => рост числен-ти); 2) нов время = промышл рев (индустриал-ция) => товаров больше, они дешевле (рост произв труда), успехи наук (вкл медиц) и обрзв => сокращ смерт-ти (1этап = демограф взрыв), сокращ рожд-ти (2 этап), уравновеш (3 этап). Евгеника – теория естественно-биолог.соверш-я ч-ка [селекция] Качество населения – совр понятие, оцен: 1) физ здр, 2) ур-нь обрзв, 3) мораль кач-ва, вкл.трудолюбие, целеустрем-ть, выносл-ть и т.п. Коэволюция – (Н.Моисеев) гармонич соразвитие общ-ва с природой (эколог). Мальтузианство, неомальтузианство = демограф.детерминизм = Мальтус, исследуя церк.книги (венчания, рожд, смерти), пришел к выводу: люди размнож в геометр. прогрессии, а средства к сущ-ю - в арифм, поэтому оправданы войны, эпидемии, бедным помогать не надо — это мешает сокращать лишнее население. Народонаселение — население, занятое хоз.деятельностью на опр. террито-рии (страна, регион) = единство самодеят.насел и территории. Ноосфера – букв: «сфера разума» (П.Тейяр де Шарден: мыслит оболочка Земли, результат единодушия, вз/доброжел людей => резонанс сознаний); рац-научн (В.Вернадский: ч-к уже гео-фактор, гео-космич => отв-ть за судьбу природы => науч управл рзв планеты <= моральная зрелость чел-ва) Природная среда – понимали: сначала как географ, затем все более полно вкл лито-, аква-, био-сферу и комплексы, вкл космос (= усл жизни общ-ва) Расизм – расовые (прирлодн) признаки имеют соц-культур значение: полноц и неполноцен расы (= разные виды ≠ единый вид homo sapiens) Римский клуб – сообщ-во ученых мира, впервые сказавших о проблеме исчерпае-мости земных ресурсов на фоне быстр роста насел Земли => концепция «золотого млрда». Социальный дарвинизм – биолгз конц: в общ-ве тоже борьба за существ, побежд в борьбе за жиз ресурсы сильнейший => класс борьба и войны неустранимы Сциентизм – концепц: безгранич вера в науку: вылечит общ-во от всех соц недугов (безработица, соц (вкл имущ) неравен-во и т.п. Человек – 1) соц-культур сущ-во [= спосб жиз-деят-ти, регул-ция повед], даже тело (мозг, рука, гортань и т.п.)= продукт соц/культ эволюции => 2) ч-ка ≠ продукт пр-ды (а труда) ≠ природ сущ-во Экологический кризис – стремит разруш окруж среды, гибель био видов, грозит необрат последств глобальный – мсштб планеты локальный – региональные кризисы К теме «Мат./дух. Производство» (сем 3) Духовное производство – произв-во дух ценностей культуры (в шир смысле вкл еще: распределение, обмен и их потребление) Материальное производство – произв-во матер ценностей культуры (в шир смысле вкл: собств произ-во, распределение, обмен и их потребление) Производительные силы общества – 1) люди => живой труд, 2) средства произв-ва (орудия труда, помещения, коммуникации) = овеществленный труд; направлены на предмет труда (предмет природы, производящ сила природы, нпр, с/хоз = плодород почвы) Производственные отношения общества = отнш в общ-ве, склад между людьми в проц-се про изводства Производство – специф-чел спсб обмена вещ-в между общ-вом и пр-дой (вкл: 1) отнш людей к пр-де, 2) отнш людей др к др в процессе произ-ва мат и дух благ): { (ч-к <=> пр-да) <=> (ч-к <=> ч-к) }. Рабочая сила – люди, спсбн к труду: здр, образов, с профес навыками Способ производства – (К.Маркс) основа разделения общества на типы-ступени рзв (обществ-экон формации) = диалект един-во произв/сил и соотв им произв/отнш): «эпохи различ-ся не тем, что произ-ся, а тем, как произв-ся» Средства производства – орудия труда, помещения, коммуникации Техника – искусств предметы, усиливающие естеств спосбн-ти людей, «продолжение» их органов (рук, ушей и т.п.) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.) |