АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт

Читайте также:
  1. CASE-технология создания информационных систем
  2. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  3. I. Определите, какое из этих высказываний несет психологическую информацию.
  4. I. Основная форма: помешательство.
  5. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  6. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  7. II. Соціальні відносини як форма прояву соціальних взаємодій.
  8. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  9. III. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
  10. IV ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
  11. IV. Заочная форма обучения (среднепрофессиональное образование)
  12. IX. Найдите и переведите предложения, где –ing форма переводится существительным:-

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей (мрамор содержит возможность различных статуй). Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи форму. Форма – активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма – это стимул, цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материи как глина. Для того чтобы из нее возниклт разнообразные вещи необходим гончар – бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом. Т.о. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и эйдоса(формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор – возможность статуи, а высеченная статуя единство формы и материи. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Категории философии

Соотношение материи и эйдоса, акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом Аристотель улавливает причинную зависимость явления сущего: все имеет причинное объяснение. Он делит причины: есть действующая причина – это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющий наряду с действующим началом и целевой смыс: “то, ради чего”. Здесь мы имеем дело со смысловым началом Аристотеля всего сущего, а также иерархия его уровней – от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее – от неорганических образований к миру растений и наконец к человеку. Стало быть у Аристотеля пространство и время выступают не как субстанция, а как “место” и число движения, т.е. последовательность реальных и мыслимых событий и состояний. Он разработал иерархическую систему категорий, в которой основой была “сущность”, или субстанция, а остальные считались ее признаками. Затем он признал только три категории: сущность, состояние, отношение. Он также ввел принцип развития путем опровержения апории элейцев (сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего) ибо в первом случае сущее уже не существует и нечто не может возникнуть из ничего, следовательно возникновение или становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к небытию. Тем самым он ввел категории возможности и действительности, а это и есть акт и потенция.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее исходя из причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это космологическое доказательство бытия Божия. Бог есть первопричина движения, начало всех начал. Причина всех причин! Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Бог есть чистая форма и первая сущность.

Идея души

Душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник регуляции организма. Душа энтелехия (движущая сила, превращающая возможность в действительность) тела. Душа не может существовать без тела, но сама она нетелесна. (дуализм). “Именно душа придает смысл и цель жизни”. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Теория познания и логика

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое значение начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятии в силу изменчивости вещей. Истинное знание есть понятия, постигающие сущность вещей.

Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употреблятся в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия (“не противоречь сам себе”) и закон исключенного третьего (А или не А истинно, третьего не дано”)

Этические взгляды

Согласно Аристотелю государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых не может осуществлять свои права и быть полезным обществу: добродетельно, то что служит интересам и пользе общества.

Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность. Счастье – это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Справедливость.

Об обществе и государстве.

Человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к “совместному жительству”. Он не отделял общества от государства.

Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

Он выделял 3 формы гос. правления: монархия, аристократия, и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потресений лежит имущественное неравенство.

Наилучшее государство – это такое общество, которое достигается через средний элемент (между рабами и рабовладельцами), чем больше средний элемент, тем наилучший строй.

 

Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - гимнасии (Ликей).

До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому не явл. текстами самого А.. Например “Метафизика” по-видимому представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны для поним. А. его сочин.: “О душе”, “Физика”, “категории”. Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теори познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти крит. введения представляют б. ценность.

Критика П. теориии “идей”, Логика. Учение А. - объективный идеализм. Оно сложилось в рез. критики учен.П. об идеях. Эта теор.(об идеях) несостоят. по ряду причин:

1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить отнош идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей быть непоср. сущностями вещей.

3.Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П. впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, кот. и будет ее сущностью.

4.П. учение о сущ. идей независимых по отнош к вещам чувств мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по П., для всего сходного должна сущ едея, то кроме идеи, наприм. чел. и кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного, что сущ между ними. Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первой идеи и ее вещей должна сущ еще одна - третья - идея...

5.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств. мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по А. является медь. Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего явл. материя. Согласно. в пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборо. Категориии эти т.о. становятся текучими.

каждая форма можнт рассм. и как материя для кот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы.

Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает, что в разуме нет ничего, что е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах мышления, необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) а на индукциюобращ. мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель).

Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть, наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов - земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним среднезажиточнуе классы общесва.

А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)