|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные концепции сознания и его структураСознание – высшая способность психического отражения, присущая только человеку, целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения. Носителем сознания является отдельный человек, обладающий особым органом – мозгом. Сознание человека складывается на основе психики высших животных. Для формирования сознания необходимы определенные биологические (увеличение размеров, структурное усложнение мозга древних антропоидных обезьян) и социальные (общение, трудовая деятельность) предпосылки. Сознание возникает в деятельности и общении людей. Предполагается, что древние люди постепенно научились выделять и фиксировать обьективные свойства и отношения предметов природы, т. е. производить простейшую сознательную операцию – обобщение. Результат обобщения закреплялся в определенном знаке и мог быть передан другим представителям первобытного сообщества. Очевидно, что процессы формирования сознания и языка происходили параллельно. Первоначально сознание древних людей было наглядно-действенным, внутренняя логика идеальных манипуляций с образами вещей отсутствовала, ее место занимала логика внешнего предметного действия. Качественное изменение характера труда, его усложнение и дифференциация привели к трансформации сознания первобытных людей. Постепенно логика внешних манипуляций с предметами сменилась идеальной логикой манипуляций с обобщенными образами этих вещей. Такое мышление называют наглядно-образным. Наглядно-образное мышление становится тем основанием, на котором формируются примитивные верования, первобытное искусство и мифология. Наглядно-образное мышление исторически предшествует абстрактно-логическому – способности оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями, которая считается высшей сознательной способностью человека. В науке и философии существуют различные описания структуры сознания и входящих в нее элементов. Набор элементов, который выделяется в целостной системе сознания, зависит от мировоззренческих предпочтений исследователя и тех задач, которые он стремится решить. Так, А.Г. Спир-кин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы: • когнитивную (познавательную); • эмоциональную; • волевую. Когнитивную сферу составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т. е. сами знания. Традиционно выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и сенситивную. Рациональная познавательная способность – это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Сенситивная познавательная способность – это способность к ощущениям, восприятиям и представлениям, которые выступают базой для рациональных знаний. Помимо интеллекта и сенситивной способности в познавательную сферу входят внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и составляют содержание когнитивной сферы. Долгое время философы и ученые отождествляли сознание только с когнитивной сферой, а все субьективные проявления человека сводились к мышлению. Такое представление о сознании характерно для классического научного мышления и постепенно преодолевается в современной постклассической науке. Эмоциональная сфера сознания – это сфера потребностей, интересов и целей. Элементами эмоциональной сферы являются: аффекты (ярость, ужас), элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти разнопорядковые явления обьединяются понятием «эмоции». Эмоция представляет собой отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или, напротив, снижая его эффективность. Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в единстве со способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы – воля, т. е. способность человека к достижению своих целей. Один из самых известных психологов и философов XX в. К. Г. Юнг предлагает иную концепцию структуры сознания. Главной функцией сознания (и бессознательного) он считает адаптацию. Понятие «адаптация» шире понятия «познание», поскольку адаптация осуществляется не только за счет познавательной деятельности субьекта. По мнению К. Г. Юнга, понятие адаптации помогает лучше постичь природу человека и характер его взаимодействий с миром. В глубинной психологии сознание рассматривается в тесной связи с бессознательным, тем самым не просто констатируется, а обосновывается единство и целостность всех психических проявлений человека. К.Г. Юнг выделяет четыре психические функции, которые проявляются как на сознательном, так и на бессознательном уровне: • мышление – способность интеллектуального познания и формирования логических заключений; • чувство – способность субьективной оценки; • ощущение – способность восприятия с помощью органов чувств; • интуиция – способность восприятия с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Для полной ориентации и адаптации человеку необходимы все четыре функции: мышление осуществляет познание и выносит рациональное суждение, чувство говорит о том, в какой степени та или иная вещь является важной или неважной для человека, ощущение передает сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет угадывать скрытые возможности. Однако все четыре функции у одного человека никогда не развиты одинаково. Как правило, одна из них играет ведущую роль, является полностью сознательной и подконтрольной воле, другие существуют на периферии в качестве дополнительных способов приспособления к окружающей действительности, будучи полностью или частично бессознательными. Ведущую психическую функцию К. Г. Юнг называет доминирующей. В зависимости от доминирующей функции выделяются ощущающий, интуитивный, мыслительный и чувствующий психологические типы личностей. Каждый из психологических типов есть односторонность. Так, например, ощущающий тип на сознательном уровне ограничивает себя восприятием наличной ситуации, без размышлений по поводу ее дальнейшего развития или оценки. Мыслительный тип не способен адаптироваться к обстоятельствам, которые он не понимает интеллектуально. Чувствующий тип ориентируется исключительно собственным чувством приятного – неприятного. Интуитивный тип не обеспокоен ни идеями, ни эмоциональными реакциями, ни реальностью предметов, он целиком находится во власти возможностей, которые, кстати, не может проинтерпретировать рационально. При этом каждый из психологических типов знает о наличии у него других способностей, но отвергает их ценность и необходимость, заявляя, что они не оказывают на поведение никакого влияния. Поэтому проявление периферийных психических функций неуправляемо и осуществляется спонтанно, часто имеет разрушительные для личности последствия. Психологическая односторонность сознания могла бы приводить к утрате адаптационного равновесия, если бы не компенсировалась бессознательной контрапозицией. Понятие психологической контрапозиции К. Г. Юнг вводит следующим образом. Чувствующий и мыслительный типы являются рациональными, так как личности этих типов осуществляют суждение для ориентации и адаптации к реальности; ощущающий и интуитивный типы – иррациональными, т. е. не осуществляющими рационального суждения и оценки. Соответственно, контрапозиционной психической функцией, компенсирующей сознательную односторонность, является для рациональной функции другая рациональная функция, для иррациональной – иррациональная. Контрапозицией для мышления выступает чувство, для ощущения – интуиция. Подавляется в бессознательное всегда противоположная функция: мыслительный тип подавляет чувство, ощущающий – интуицию и т. п. Кроме четырех психических функций К. Г. Юнг выделяет две фундаментальные установки сознания: экстраверт-ную – направленность вовне, на обьективную реальность, интровертную – направленность вовнутрь, на субьектив-ную реальность. У каждого человека проявляются обе установки, но одна из них доминирует. Если сознательная установка интровертна, то бессознательная – экстравертна, и наоборот. Экстравертная или интровертная установка проявляется всегда в связи с одной из доминирующих психических функций. Таким образом, различие людей в соответствии с доминирующей функцией дополняется различием в связи с преобладающей психической установкой, т. е. можно выделить экстравертный и интровертный мыслительные типы, экстравертный и интровертный ощущающие типы и т. п. Если сознательная адаптация осуществляется с помощью экстравертного мышления, то бессознательной является интровертная чувствующая функция, если на уровне сознания человек – чувствующий интроверт, то в бессознательном проявляется экстравертная мыслительная функция, и т. п. Остальные функции существуют на грани сознательного и бессознательного и проявляются тем или иным образом в зависимости от конкретной ситуации. Противоположность сознательного и бессознательного не перерастает в конфликт, пока личность не отрицает тех своих проявлений, которые не полностью сознательны. Понятие гармоничной, целостной личности в концепции К. Г. Юнга предполагает единство ее сознательных и бессознательных проявлений. Бессознательное, таким образом, совершенно необходимо для адаптации человека к реальности, поскольку позволяет наиболее полно использовать все психические инструменты. Однако, в отличие от сознания, бессознательные функции не поддаются контролю воли и действуют спонтанно, когда сознательных приспособлений оказывается недостаточно. Концепция структуры сознания, предлагаемая К. Г. Юн-гом, позволяет объяснить многообразие существующих между людьми личностных и психологических различий и при этом не ограничиться простой констатацией этого многообразия. Кроме того, в глубинной психологии К. Г. Юнга абстрактное понятие целостной гармоничной личности наполняется конкретным психологическим содержанием. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |