|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Идеалистическое и материалистическое понимания истории (Гегель, Маркс)Идеализм (от греч. – идея) – учение признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин был введен немецким философом Лейбницем в начале 18 в. Образцом и родоначальником для его философии стал греческий философ Платон. Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный идеализм. Представители (Платон и неоплатоники, философы средник веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Субъективные идеалисты (Беркли, Юм, Мах) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Крайней формой субъективного идеализма – солипсизм (от лат. – один сам существую) – предполагает, что реально лишь мое сознание, существование же всего, что меня окружает, - проблематично. Т еология, неоплатонизм, позитивизм, неореализм, неопизитивизм, экзистенциализм, феноменология, прагматизм. Теология (греч. – бог и слово, учение), или богословие – систематизация вероучения данной религии. Неоплатонизм – идеалистическое направление идей Платона, принявшая форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного. Высшая ступень философии достигается путем мистического экстаза. Неопозитивизм – субъективно идеалистическое направление, согласно которой знание о действительности дается лишь в конкретно-научном мышлении, а философия возможная лишь как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления. (Мах). Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, “положительного” знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. (О. Конт, Г. Спенсер). Экзистенциализм (от лат. exsistentia - существование) - “философия существования”, явившая собой “самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безисходности. Согласно экзистенциализму, задачи философии – заниматься вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, “осветить” экзистенцию и приблизить человека к трансценденции. (К. Ясперс, Ж. П. Сартр). Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – немецкий мыслитель, родоначальник одного из направлений современной философии – феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. Философия – наука о феноменах сознания. Прагматизм (греч. – действие, практика). - Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи -Прагматист не склонен рассуждать о постижимости или непостижимости внутреннего смысла бытия. Он предпочитает думать о том, что ведет к успеху в жизни, а отсюда следует, что задача человека заключается в том, чтобы наилучшим способом устроиться в жизни, в мире, а задача философии – помочь ему в этом. Неореализм – течение в англо-америк. философии 20 в. (Мур, Рассел) – в основе идея “имманентности независимого”, признание того, что познаваемая вещь может непосредственно войти в сознание, но и в то же время не зависит от познания. Иррационализм (неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку. Материализм (от лат. – вещественный) – философское направление, противоположное идеализму. Материалисты утверждают первичность материального и вторичность духовного, идеального. Материалисты считают сознание продуктом материи, рассматривая его как отражение внешнего мира, утверждая, т.о. познаваемость природы. Термин материализм также введен Лейбницем. Для Лейбница наиболее ярким выражением первого материализма, наивного материализма, был античный атомизм. Существует так называемый “ механистический ” материализм, основное свойство материи усматривается в протяженности (Гольбах, Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе (Бюхнер), материализм естественнонаучный, обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический (марксизм). Представители диалектического материализма, подчеркивая генетическую связь между материей и сознанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так, то не есть ли она разновидность материи. Так полагали вульгарные материалисты (Бюхнер, Фогт, Молешотт). Они считали будто мысль находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени. С именем Маркса (1818-1883) связан марксизм – философское и социально-экономическое учение. Возникновение и предпосылки связаны с кризисом капитализма того времени и революцией 1848 г. Маркс обращался не к “верхам”, а к “низам” общества, пролетариату. Человечество должно освободится от частной собственности. По мнению Маркса, человек “сам по себе”, взятый изолированно от коллективных форм, своей истории, - ничто. Как социальное существо человек стремиться стать хозяином природы. В человеке все социальное: даже “образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей истории. Сущность человека – это его социальные “родовые” характеристики. “Родовой” человек – это человек, способный “быть всем”, способный в своей деятельности, а она есть совокупность всех общественных отношений. Только в деятельности проявляется “сущность человека”, родовая сущность. В своей трудовой деятельности человек создает “вторую природу” - искусственный материальный мир, мир культурных ценностей, политических организаций; создает язык, искусство, науку. В ранних работах “Экономическо-философские рукописи” 1844 г. Маркс развивал учение об отчуждении. Отчужденный труд (труд по принуждению) он рассматривал в 4-х аспектах: 1) исходный материал и продукты не принадлежат человеку, чужды ему; 2) сам процесс трудовой деятельности для трудящихся принудителен; 3) он отнимает у него “родовую жизнь”, жизнь по природе; 4) подневольный труд порождает отчуждение между людьми, эксплуататорские отношения. Преодолеть отчуждение можно только посредствам уничтожения частной собственности, что возможно в связи с революционными преобразованиями общества и самого человека. Суть материалистической истории: “Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих”, “Люди авторы, и актеры своей драмы”. Концептуальное изложение Маркс дал 1859 г. в “Критике политической экономики” введя понятия: производственные силы, производственные отношения, базис и надстройка, социальная революция. – резюмируя: Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Общественное производство есть как материальное производство, так и духовное производство (производство сознания). Новизна марксизма – человек не просто существует в природе, а практически ее преобразовывает, изменяясь в этом процессе сам. Труд, практика, первичны и исходны по отношению к духовному миру, культуре. Мировоззрение не творит и не создает, а только выражает и через деятельность людей воздействует на жизнь. Он первый сформировал учение о коммунизме, свободной от антагонизмов между людьми и между людьми и природой. Богатство такого общества определяется уже не товарами, а свободным временем, необходимым для всестороннего развитии личности, для высших видов творчества. Маркс, призывал к классовой борьбе и диктатуре пролетариата. Маркс 40 лет занимался написанием “Капитала”, где развивал теорию прибавочной стоимости. Трудовая теория стоимости открыла основной закон товарного производства – закон стоимости, согласно которому обмен товаров на рынке совершается в соответствии с общественно необходимым рабочим временем, воплощенным в продуктах труда товаропроизводителей.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831). Кантовской “вещи в себе” он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит “мировой разум”, “абсолютная идея” или “мировой дух”. Это деятельное начало, давшая импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме “инобытия” в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Эта позиция Гегеля отражает панлогизм (от греч. Pan – все и logos – мысль, слово). Дух Бога, по Гегелю, не есть дух над звездами, за пределами мира, но Бог присутствует вездесущно. Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Все находится в процессе – не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть “корень всякого движения жизненности”, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено, т.е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступеней – самопознанием, реализация которой является сама философия Гегеля. Разум в истории. Поиски этого разума привели Гегеля к обнаружению исторической закономерности, в которой реализуется диалектика необходимого и случайного. Согласно Гегелю, история развивается не как автоматический процесс; история человечества слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремиться реализовать свои собственные интересы и цели. Понимание истории заключается в активности человека, ибо ничто великое не совершается без страсти. В результате действий людей, преследующие свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем люди вынуждены считаться в своей дальнейшей деятельности как с объективной предпосылкой. Так, по Гегелю, случайность становиться необходимостью. Согласно Гегелю разум в истории осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в процесс восходящего самопознания мирового духа. Но процесс этот не хаотический. Гегель устанавливает критерий периодизации всемирной истории, которым является процесс в сознании свободы. Ему соответствуют четыре этапа: восточный мир, греческий, римский и германский. Где германский воплощение полной свободы. Т.о. по Гегелю всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов. В наличном бытии народа субстанциональная цель состоит в том, чтобы быть государством. Народ без государства не имеет истории. История как саморазвитие мирового духа, есть высший этап объективно-идеалистической философии. Лишь путем труда, человек создает средства для удовлетворения своих потребностей. Так возникает экономическая система и отношения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |