|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные концепции античной натурфилософииНатурфилософия является попыткой рационального объяснения действительности и считается исторически первой формой философии. Она может быть определена как умозрительное истолкование природы. Натурфилософские концепции античности Один из основных вопросов античной философии был вопрос истинного бытия. Что является первоначалом бытия? Что существует в абсолютном смысле, то есть несмотря и вопреки повсеместному разрушению и изменению окружающих нас вещей материального мира? На вопрос о том, что же остается существовать, когда вещь распадается на части, и тем самым существует истинно, в отличие от самой вещи, разные философы давали разные ответы. Рассмотрим концепцию, выдвинутую Анаксагором.
В основу своей физики Анаксагор положил "элементы", которые он назвал "семенами". Это такие чистые, максимально однородные проявление материи, как например, чистое золото, чистое дерево, чистая краснота, чистая квадратность или даже чистое мясо, как единый вид материи. Чистота и однородность приводит к тому, что любая их часть суть тоже, что и они сами. Выделяя это их свойство как основополагающее, Аристотель позже назвал их "подобочастными" или гомеомериями. Однако Анаксагор говорит, что сами эти гомеомерии не встречаются в природе отдельно. Они всегда являтся в сочетании, причём в любом сочетании есть сразу все они. Анаксагор постулирует, что "Все содержится во всем" - имея в виду, что любая реальная вещь состоит из всех возможных гомеомерий одновременно. То же, как мы в действительности воспринимаем вещь - мясом, стулом, чем-то деревянным или золотым, красным или белым - это зависит от пропорций содержания гомеомерий, от того, какие гомеомерии преобладают в данной вещи.
Однако введя одни лишь гомеомерии, Анаксагору не удается описать все свойства всех наблюдаемых вещей. Он вводит ещё "противоположности" - пары противоположенных качеств, которые одновременно в разной степени присущи каждой вещи. Это пары типа "холодный - теплый", "плотный - редкий". У каждой вещи по Анаксагору есть свойства, обусловленные её пропорциями её гомеомерического состава, а есть свойства, обусловленные соотношением противоположность в нем. Так в деревянном стуле преобладают гомеомерии дерева и стульности, а то, какой он температуры определяется соотношением присущих ему теплоты и холода. Принимая за первоначала существование таких двух родов вещей, Анаксагор строит физику всего чувственно-постигаемого мира.
Другие философы иначе решали вопрос истинного существования, "первосуществования". Так Демокрит предлагал концепцию, согласно которой, истинным существованием обладают атомы. По Демокриту любая вещь состоит из атомов, между которыми пустота. Демокритовские атомы - это минимальные единицы материи, они неделимы. Число атомов бесконечно, они ни откуда не появляются, и никуда не исчезают, существует бесконечное число различных типов атомов. Хотя как и Анаксагор, Демокрит постулирует закон "сохранения материи", его концепция содержит ряд существенных отличий от анаксагоровской. В отличие от гомеомерий атомы Демокрита не несут собственных свойств, сообщаемых вещи. Свойство вещи появляется от определенного сочетания разных типов "строительного материала", как следствие не самого материала, а "сборки". К тому же в физике Анаксагора возможно бесконечное деление вещи. По Демокриту же деление имеет предел.
В свою очередь Платон в диалоге "Федон" предлагает в качестве основы существования, основы устройства мира, взять взаимный переход противоположностей. Все качества делятся на пары противоположенных и непрерывно происходит переход одного качества в противоположенный. Такого рода процессы, говорит Платон, и составляют устройство мира. Платоновские противоположности суть те же противоположности, что у Анаксагора, однако, в отличие от последнего, Платон выделяет их как основную первопричину, не упоминая никаких материальных первоначал и добавляет в картину мира динамику. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |