|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема соотношения сознания и бессознательного в психоанализе Фрейда и в аналитической психологии ЮнгаФрейдизм и неофрейдизм. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа. В работе “Трудности психоанализа” (1921) Фрейд говорил о трех революциях представления о человеке. Первая – революция Коперника, доказавшего, что Земля, меньшая, чем Солнце, вращается вокруг последнего. Вторую совершил Дарвин, доказав животное происхождение человека. Сам Фрейд считал себя ответственным за третью. Так сказать психологическую революцию, которая релятивизировала образ человека и лишила его автономии. Учениками вводиться понятие “психоаналитическая революция” (Юнг, Фромм). Стимулом к разработке психической концепции Фрейда послужили опыты Брейера и Шарко, которые разработали метод лечения неврозов, основанный на вскрытии бессознательных психических травм с помощью гипноза. В 1894 Фрейд вместе с Брейером опубликовал “Исследование об истерии”, где неврозы получили истолкование не в качестве обычных заболеваний, но скорее как порождения общечеловеческих конфликтов и жизненных трудностей, принявших лишь более острые клинические формы. Невроз связывался с проблемой самовыражения личности и нарушения ее идентичности. Все это разрушало положение традиционной психологии о больном как безличном носителе симптомов. Позже Фрейд отвергал гипноз. С тем, чтобы освободить пациента от груза негативных эмоций, надо было пробудить воспоминания. Фрейд действовал методом “свободных ассоциаций”, вытекающих из теории “вытеснении” психических элементов. Больные должны были говорить, что пришло им в голову, первыми пришедшими на язык словами. Из этих фактов, кажущимися бессвязными он создал свою теорию. Когда сознательное “я” блокирует импульсы, не давая им выхода вовне, они вытесняются в сферу подсознательного – таков механизм истерии. Исходя из анализа сновидений, различного рода ошибочных действий (ошибка речи, памяти) Фрейд приходит к понятию бессознательного. Фрейдовская теория это “метапсихология”, которая занимает промежуточное звено между философией и медициной, ибо свойства бессознательного и логически, и хронологически специфичны: они не подвержены времени, не чувственны к противоречию. Новый этап это психосексуальное учение, согласно которой за инстинктами самосохранения следуют сексуальные влечения. В отличии от инстинкта самосохранения, сексуальное влечение не требует непосредственного обладания объектом, который может замещаться другим внесексуальным объектом в процессе сублимации (трансформации в позитивную форму овладения инстинктивными силами). По Фрейду, низшее влечение обладает способностью восхождения к высшему уровню. Развивая свои взгляды на строение психики, Фрейд пришел к выводу, что пространство психики включает три инстанции: бессознательное, предсознательное, сознание. До Фрейда бессознательное толковалась как то, что не сознательно. Фрейд же доказал, что бессознательное наделено своими собственными свойствами. В нем сосредоточены наследственные психические образования, а также все то, что внесено в течении жизни индивида. Предсознательное является посредником меду сознанием и бессознательным. Это не сознание (например: воспоминания), но и не бессознательное, т.к. оно не отделено от последней цезурой, барьером вытеснения. Позднее Фрейд сформулировал принцип удовольствия, которому подчиняется деятельность бессознательного, и принцип реальности, которым руководствуется предсознательное. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, предсознательное сопротивляется ассоциативным, сексуальным, эгоистическим желаниям и инстинктам, стремящимся проникнуть в сознание, и вытесняет их обратно в бессознательное. После Фрейд классифицировал: “Я”, “Сверх-Я” и “Оно”. Сознательное “Я” (Эго) является как бы полем борьбы двух сил: “Оно” (ИД) – исходящего из биологической сферы влечений и “Сверх-Я” (Супер Эго) – установок общества. Оно – относится к врожденным, а “Сверх-Я” зависимость от социума. Отсюда “Я” переживает от прошлого и от заданных обществом. Чтобы понять трудности во внутренней жизни индивида, надо вернуться к ранним этапам детства. Иначе говоря: смысл сегодняшних событий заключен в далеком прошлом. Онтогенез есть повторение филогенеза. В заключении Фрейд сводит свое учение к вечной борьбе двух мировых сил – Эроса и Танатоса, т.е. влечение к жизни и к смерти. Разногласия учеников с Фрейдом приводит к разрыву с Адлером и Юнгом. Альфред Адлер полностью отказывается от понятия “сексуального бессознательного” и “вытеснения”. Свою систему он назвал “индивидуальной психологией”. Сосредоточив внимание на “стили жизни”, который, приобретается в первые годы жизни ребенка и оставаясь постоянным. Опыт неудачного решения жизненных проблем, рождает комплекс неполноценности. Динамика развития ребенка, свидетельствует о его метаниях между “комплексом неполноценности” и стремлении к самоутверждению. Следовательно, ребенку нужно дать полную свободу, чтобы он достиг “сверхполноценности”. Аналогично Карл Юнг (1875-1961) отказывается от связи с детской сексуальности и связи с этим неврозов. Юнг создатель “аналитической психологии”. Его произведения “Архетип и символ”. Центральным является освобождение бессознательного от сексуальности, но обладающего универсальной, надперсональной природой. Он предположил, что бессознательное вновь и вновь продуцирует некоторые схемы, формирующие представления человека. Пытаясь классифицировать схемы, Юнг называет эти символические сцепления то как “изначальные образы”, то как “архетипы бессознательного”. Архетипы являются выражением всеобщих человеческих нужд, инстинктов, потенций. “Архетип, - пуст и абсолютно формален, он есть не что иное, как способность репрезентации, данная априория. Наследуются не сами репрезентации, а лишь формы. Архетипы являются априорными формами мифологической фантазии. Как бы Архетип – сверхсознание предков или фрагменты определенных миров, “Коллективное бессознательно”. Юнг пытается идти к объяснению глубинных связей, существующих между индивидом и обществом – “коллективного бессознательного”. Он разделяет две душевные инстанции: Первая – дневная маска (“Свех-Я”), которую человек одевает при встречах с другими. Вторая – “самость”, часть души, объединяющая сознательное и бессознательной. Свойство души Юнг назвал “трансцендентной функцией”, освобождаясь от чувственных и мыслительных ассоциаций, она помогает человеку “видеть вещи и их имена” и ориентироваться на непостижимого Бога. Он ввел термин “Индивидуация” - обозначающий согласованность психических структур души, чтобы человек мог прозреть трансцендентное и действовать согласно этим знанием. В этом итог размышлений Юнга. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |