|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема человека в экзистенциализме. Подлинное и неподлинное существованиеЭкзистенциализм (от лат. exsistentia - существование) - “философия существования”, явившая собой “самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безисходности. Согласно экзистенциализму, задачи философии – заниматься вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Карл Ясперс (1883 – 1969) – выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр. По Ясперсу, настоящая философия – это прежде всего сам процесс философствования. Истинное философствование состоит в поиске. Существование есть сознание, - писал Ясперс, - и я существую как сознание. Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, “осветить” экзистенцию и приблизить человека к трансценденции. Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия. Первый уровень членения бытия – предметное бытие (“бытие-в-мире”), или “существование”. Это внешний уровень бытия. Перед его лицом философствование достигает лишь “ориентации – в – мире”, по существу это и есть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция открывается человеку в состоянии тяжелого страдания, смертельной болезни, ощущения вины. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги и конечности своего существования. Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир. Второй уровень членения бытия – это озарение, прояснение экзистенции, осознание дущи. И наконец третий уровень – чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осознанием Бога. Это не страдающий Христос, опыта материального он не имеет. Путь человека к себе настолько тяжел, что Бог здесь не помощник человеку. Человек сам должен приближаться к Богу. Задача приближения – личная, творческая. Каждый ожидает бога. Итогом философствования выступает философская вера, и если религиозная вера основана на откровении, то философская является результатом размышления. Ясперс стремился доказать, что духовный процесс человечества не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условии существования особого бытия, трансцендентного мысли. Скептическое не знание вместе с тем есть своего рода знание о существовании особого рода бытия. Трансценденция – это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываются слиянными. Ясперс различает два вида мышления: философское, которое устремлено “за явления” и может рассчитывать лишь на “удовлетворенность”, и рациональное (научное) мышление, устремленное на сами явления. Соотнесенность экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в акте коммуникации, а соотнесенность ее с трансценденцией – в акте веры. Коммуникация – это универсальное условие человеческого бытия. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Вне коммуникации немыслима человеческая свобода. Коммуникация есть центральное понятие миропонимания Ясперса, она возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. “Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью ”. Социальное, интеллектуальное и моральное зло – это глухота к “окликанию” со стороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии. Второй предел, на который наталкивается и благодаря которому приходит к себе экзистенция, - это, как уже говорилось, трансценденция. Она выступает как абсолютный предел всякого бытия и мышления: трансценденция “столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена, пребывая непознаной”. Если “бытие – в – мире” есть “Все”, а экзистенция противостоит “Всему” на правах “Единственного”, то трансценденция бытует во “Всем” и в “Единственном” как их объемлющее “Единое”. Мыслить трансценденцию можно лишь весьма неадекватным образом, “вмысливая” ее в предметное. Жан Поль Сартр (1905 – 1980) – французский философ, представитель экзистенциализма. Основные проблемы его философских размышлений – суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, человеческого существования как “принципиальной неполноты” и самосознательности, случайности нашего бытия в мире. У Сартра “безрассудочному молчанию мира” и “бунту человека” против него соответствует “бытие-в-себе”, “бытие-для-себя”. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. Только для человека, впавшего в отчаяние, мир становится бескачественным, ничего не выражающим. Человек впадающий в апатию, убивает мир. Только если человек отважится на бунт – мир оживает в акте самоутверждения. От личной нравственной ответственности не могут спасти ссылки на внешние обстоятельства. Индивид должен сам конструировать себя. Возможности, которые несет человек, есть само предназначение человека. “Быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя” - основная идея экзистенциализма Сартра. В работах “Воображение”, “Воображаемое”, Сартр рассматривает феномен воображения как средство отрыва сознания от мира и полагание несуществующего. Самосознание – некая прозрачность для субъекта сознания. Сартр говорит о “пустом сознании”, но фактичность сознания должна быть постоянным уделом личности. Человек выбирая эпоху, выбирает и себя в ней. Человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей. Человеку ничего не дано, он сам должен строит свой универсум. Человек всегда натыкается на свою ответственность и что у него нет алиби. Человек постоянно осуществляет “суверенный выбор” в своих поступках и вообще в поведенческом акте. Для политических воззрений Сартра характерно смешение несмешиваемого: позиции гуманизма, демократизма и левого экстремизма. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |