|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие субъекта и объекта в гносеологии. Познание как «отражение» и как «конструирование» действительностиПознание – отражение действительности в сознании человека. Раздел философии, изучающий познание наз. гносеология. Гносеология – учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рациональной традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. По поводу возможности познания сформировались два направления: Оптимизм – утверждение принципиальной познаваемости мира. Скептицизм – сомнение в принципиальной возможности познавания мира. Агностицизм – полное отрицание возможности познания. В докантовской философии под субъектом понимали единично – оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом, то, на что направлена позитивная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных констукций. Субъект по Канту – это духовное образование, то что лежит в основе предметного мира. Объект – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное внутренне детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект – это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Познание является отражением действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико – материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи оно обладает своими специфическими характеристиками. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводя особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, т.е. сознания. А это значит, что образы сознания будучи объективными по содержанию, субъективными по форме, несут в себе определенные характеристики объекта. Виды познания. Говоря о познании следует обсудить большое разнообразие его видов. Житейское знание -основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Научное знание. Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что оно за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Практическое знание. Цель ученого – открытие закономерности. Цель инженера – создание новой вещи, на основе законов, открытых учеными. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчленненом отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль воспринимается в виде зримых событий. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего и сферу прошлого. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |