|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Интересные факты
13. 14. Развитие форм феодального государства в период позднего феодализма в странах Востока изучено недостаточно. В некоторых странах (Япония) эти формы были близки к европейскому абсолютизму. В ряде стран происходила, по-видимому, постепенная эволюция деспотии в сторону абсолютизма, но ввиду замедленности здесь развития элементов капиталистических отношений этот процесс происходил уже в новую историческую эпоху, что наложило существенный отпечаток на государственное развитие этих стран. Деспотия (по-гречески неограниченная власть) – форма государства, при которой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю, наследственному монарху, правящему при посредстве сложного военно-бюрократического аппарата. Деспотии были характерны для большинства древневосточных государств (Египет, Ассирия, Вавилония, Персия, Индия, Китай и др.). При деспотии воля деспота считалась законом. Его личность нередко обожествлялась при жизни и после смерти (примером может служить обожествление древнеегипетских фараонов). Власть деспота признавалась неограниченной, хотя фактически он принимал решения, нередко учитывая интересы представителей окружавшей его знати. В эпоху средневековья классической восточной деспотией была Османская империя – многонациональное государство под управлением султанов, просуществовавшее с 1299 по 1923 год. В Европе Османскую империю часто называли Оттоманской империей, Высокой (блистательной) Портой или просто Портой. В период расцвета в XVI-XVII веках в Османскую империю входили Малая Азия (Анатолия), Ближний Восток, Северная Африка, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы. В правление Сулеймана Великолепного (1520-1566) империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. В Анатолию (Малую Азию) предки современных турок пришли из Средней Азии. Арабские халифы приглашали тюркские племена на военную службу для борьбы с Византией. Тюрки-огузы первоначально селились на границах Ирана. По имени их вождя Сельджука, получившего землю для поселения и организовавшего успешные военные походы в XI в., одну из ветвей тюрок-огузов называли турками-сельджуками. Из их среды вышел основатель новой могучей мусульманской империи Осман I (1299-1324). При нем небольшое тюркское княжество (бейлик) в Северо-Западной Анатолии превратилось в султанат, а Турция – в лидера всего мусульманского мира в борьбе с христианской Европой.
Турки-оттоманы (имя Осман произносилось и как Оттоман) в своих завоеваниях превзошли арабов. Они разгромили Византию, утвердились на Балканах, подчинили себе Крым и Причерноморье. К середине XVI в. государство Османов простиралось на 8 млн. квадратных километров с населением в 20-25 млн. человек. Осуществлению агрессивной внешней политики и сохранению своего господства на занятых территориях была подчинена вся организация жизни турецкого общества. Султан Сулейман II (1520-1566) вошел в историю Турции как Кануни-Законодатель, провел реформы, укрепившие милитаристское теократическое государство. В административном отношении страна была разделена на 21 вилайет и 250 санджаков. Армия состояла из трех частей. Костяк составляла пехота из янычар, пленных юношей в основном христианского происхождения, воспитанных в духе слепой преданности султану и находившихся в привилегированном положении. Наместники провинций, князья, правители отдельных территорий формировали феодальное ополчение. Значительную по численности и важную по роли часть войска составляли кочевники. За феодалами в Турции, как и в Европе, закреплялись участки земли (тимар, зиамет, хас). Военные несли службу, получая доходы с закрепленных владений. Военное сословие (аскери) выполняло военно-административные функции. Райя (пасомые, стадо), т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, платили государственные налоги, налоги на недвижимость, скот, воду и т. д. Султан считался халифом – главой ислама. Он советовался с диваном – совещательным органом из высших сановников. Он назначал визиря и шейх-ул-ислама, возглавлявшего улему – корпорацию высшего духовенства. Большую роль в жизни турецкого общества играли муфтии (законоведы), кадии (судьи) и имамы (духовные руководители). Все они заканчивали медресе (от арабского изучать), учебные заведения при мечетях (от арабского – место поклонения). Турецкое государство постоянно осуществляло захватнические действия. Натиск оттоманов на Европу был остановлен в 1683 году у Вены. В XVIII-XIX вв. Турция понесла ряд тяжелых военных поражений. Причиной стало растущее экономическое отставание от ведущих европейских государств, показателями которого были преобладание натурального хозяйства, распыленность ремесел, слабость городов и промышленность. Милитаризм и паразитизм лежали в основе косности, неподвижности, характерных для восточных деспотий. 15. Иван IV Грозный вступил на престол трехлетним мальчиком (1533). Семнадцатилетним юношей (1547), впервые в русской истории венчавшись на царство, он начал править самостоятельно. В июне того же года грандиозный пожар спалил едва ли не всю Москву; восставшие горожане явились к царю в село Воробьеве с требованием покарать виновных. «Страх вошел в душу мою и трепет в кости мои», — писал позднее Иван. Между тем от царя многого ждали: годы его малолетства, особенно после смерти матери, Елены Глинской, прошли в тяжкой атмосфере вражды боярских группировок, заговорен и тайных убийств. Жизнь поставила перед ним сложные задачи. Процесс создания единого Российского государства в основном завершился. Необходимо было его централизовать — создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами страны. Предстояло осуществить важные внешнеполитические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности южных, восточных и западных рубежей России. 16. Смутное время в России. Причины, сущность, этапы, итоги. Причины: 1) Установление 5-летнего срока сыска и возврата беглых крестьян – еще один шаг на пути к крепостному праву. 2) Три неурожайных года подряд (1601-1603), которые привели к голоду, до предела обострившему внутреннее положение в стране. 3) Недовольство всех – от крестьян до бояр и дворян – правлением Бориса Годунова. 4) Масса крестьян и посадских людей центральных и северо-западных районов, разоренных войной, эпидемией чумы и опричниной. 5) Уход крестьян из сел и городов; упадок хозяйства. 6) Обострение классовой борьбы. 7) Развитие противоречий внутри господствующего класса. 8) Ухудшение международного положения государства. 9) Кризисное положение в экономической и политической жизни страны. Первый этап (1598-1605 гг.) На этом этапе появились первые признаки дестабилизации системы, но управляемость сохранялась. Такая ситуация создавала условия для осуществления контролируемого процесса изменений путем реформ. Отсутствие претендента с твердыми правами на престол после смерти Федора Иоанновича было крайне опасным при самодержавной, ничем не ограниченной власти. Важно было обеспечить непрерывность власти. В 1598 г. состоялся Земский Собор, его состав был широким: бояре, дворяне, приказные, гости (купцы) и представители всех «хрестьян». Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова, который фактически правил страной. Боярская дума собралась отдельно от Земского собора и призвала присягнуть Думе как высшему органу власти. Таким образом, возникла альтернатива: либо избрать царя и жить по-прежнему, либо присягнуть Думе, что означало возможность изменений в общественной жизни. Исход борьбы решила улица, высказавшись за Бориса Годунова, который согласился на царство. Положение большинства народа было бедственным. В начале XVII века сельское хозяйство пришло в упадок, к этому добавились стихийные бедствия. В 1601 году разразился страшный голод, который продолжался три года (только в Москве погребли в братских могилах более 120 тыс. человек). В трудных условиях власть пошла на некоторые послабления: был восстановлен Юрьев день, организована раздача хлеба голодающим. Но и эти меры не сняли напряженности. В 1603 года восстания приняли массовый характер. Второй этап (1605-1610 гг.) На этом этапе страна погрузилась в пучину гражданской войны, произошел распад государства. Москва утратила значение политического центра. Кроме старой столицы, появились новые, «воровские»: Путивль, Стародуб, Тушино. Началась интервенция западных стран, привлеченных слабостью Российского государства. Вглубь страны стремительно продвигались Швеция и Польша. Государственная власть оказалась в параличе. В Москве сменялись Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Боярская дума, правление которой вошло в историю под названием «семибоярщины». Однако власть их была эфемерна. Находившийся в Тушино Лжедмитрий II контролировал чуть не полстраны. На этом этапе возможность европеизации России связывают с именем Лжедмитрия I. В 1603 году в пределах Речи Посполитой появился человек, назвавшийся именем сына Ивана IV Дмитрия, который уже двенадцать лет считался убитым. В России было объявлено, что под этим именем скрывается беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. В 1604 году Лжедмитрий I с небольшим наемным войском, насчитывавшим всего 2 тыс. человек. и разбегавшимися при первой же военной неудаче, вторгся в пределы России. Перед этим он тайно принял католичество и обещал польскому королю и некоторым польским магнатам значительные территории России за военную поддержку. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Восстания потрясали Россию и зачастую казаки и посадские люди сдавали города самозванцу без боя, вливаясь в его вооруженные силы. Распри в высших слоях общества после смерти Годунова облегчили продвижение Лжедмитрия I к Москве. В Москве Лжедмитрий I был признан действительным сыном Ивана IV и летом 1605 года был коронован. Вместе с ним короновалась польская аристократка Марина Мнишек, которая согласилась стать его женой, чтобы обрести царскую корону. Перед Лжедмитрием I стояла проблема организовать управление страной, остановить распад. Он считал первостепенно важным водворение в стране порядка и справедливости, борьбу с бюрократизмом и коррупцией чиновников. Запретив взятки в приказах, он заявил, что два раза в неделю в Кремле будет лично принимать жалобы от населения. Высказываются мнения, что Лжедмитрий I намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости. Он обдумывал проекты учреждения в России Академии и школ, проповедовал свободу совести. Была введена свобода торговли, невиданная в Московском государстве, сняты запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни. Предпринимались попытки раскачать догматическое русское православие. Василий Шуйский, принадлежавший роду Рюриковичей, находился на престоле в 1606-1610 гг., хотя его власть была непрочной и не распространялась дальше Москвы. Он известен тем, что впервые в России присягнул народу, подписав крестоцеловальную грамоту при восшествии на престол. Он боялся всего нового, гибкостью ума не отличался. В 1610 г. Василий Шуйский, добровольно сойдя с престола по требованию народа, был пострижен в монахи, а затем оказался в польском плену. Власть перешла к Боярской думе. В том же году Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге. На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все слои общества. Серьезной силы, способной стабилизировать ситуацию, фактически не было. Третий этап (1610-1613 гг.) Это время выбора путей развития. В эти годы предпринимались активные попытки возродить европейское устройство в русских землях. Они исходили от западных государств, прежде всего от Польши. В 1612 году от польских войск была освобождена Москва, ополчение выполнило свою роль против иностранной интервенции и было распущено, повлиять на принятие политических решений оно уже не могло. 7 февраля 1613 года состоялся Земский собор. Было принято решение о том, что царем должен быть человек из российских земель. Земский собор остановился на кандидатуре Михаила Романова. Избрание царем Михаила Романова свидетельствовало о том, что большинство в обществе высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями. Смута принесла важный урок: большинство было привержено традициям общинности, коллективизма, сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться. Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему, разрушенную в период Смуты. Последствия Смуты: 1) Временное усиление влияния Боярской Думы и Земского Собора. 2) Были усилены позиции дворянства 3) Потеряны побережье Балтийского моря и земли Смоленска. 4) Экономическая разруха, нищета народа. 5) Сохранена независимость России 6) Начала править династия Романовых 17. После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 в. Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб, - Поволжья, Сибири, Черноземья. В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала. В это время происходят изменения в правительственной политике: 1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство; 1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье. В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура. Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле. Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня. Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии. В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу. Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими. В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем. В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви. Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен. 18. В 1569 г. южная половина великого Литовского княжества, в которую входили Киевская земля, Волынь и Подолье, была присоединена к Польше (образовалась Речь Посполита). Польская шляхта стремилась ввести на Украине и в Белоруссии крепостное право, а церковь пыталась насадить католицизм в православие. В 1596 г. в г. Брест-Литовске состоялся церковный собор, на котором киевский митрополит Михаил Рагоза и западные епископы приняли решение о соединении католической и православной церквей. Украина и Белоруссия становятся ареной борьбы за свои национальные, религиозные и социальные права. В начале 16 в. у днепровских порогов сложилась вольная казачья республика - Запорожская Сечь. В Запорожье не было феодальной зависимости. Казаки имели свое самоуправление, выборного гетмана и «кошевого атамана». Польское правительство пытается взять под свой контроль украинское казачество и привлечь его на службу. С 16 в. начинаются казацкие восстания против поляков. Усиление религиозного, национального и социального гнета приводит к началу освободительной войны. В 1648 г. ее возглавляет Богдан Хмельницкий. Он изгоняет из Сечи польский гарнизон, избирается гетманом и обращается к казакам с призывом к восстанию. Заключив военный союз с крымскими татарами, Хмельницкий нанес полякам поражения под Желтыми Водами, Корсунем и Пилявцами. В августе 1649 г. казацко-татарское войско одержало победу под Зборовом. Был заключен мирный договор, согласно которому Польша признала автономию Правобережной Украины. В 1650 г. польские войска начали новый поход против Хмельницкого и в 1651 г. в результате измены крымского хана Ислам-Гирея (уведшего войска с поля боя) им удалось одержать победу под Берестечком. Поляки восстановили свою власть над Украиной, ограничив число казаков до 20 тысяч. Б. Хмельницкий, понимая невозможность противостояния Польше в одиночку, неоднократно ставит перед царем Алексеем Михайловичем вопрос о воссоединении Украины с Россией. Земский собор 1 октября 1653 г. принял решение о принятии Украины в русское подданство. Царские послы отправились к гетману Хмельницкому. 8 января 1654 г. Переяславская Рада постановила принять подданство и принесла присягу на верность царю, подтвердив согласие на вхождение Украины в состав России. Это вызвало войну 1654-1667 гг. между Речью Посполитой и Россией. Война имела затяжной характер и закончилась Андрусовским перемирием 1667 г. К России отошли Смоленщина, Левобережная Украина и Киев. В 1686 г. был заключен «вечный мир» с Польшей, который закрепил условия Аттдрусовского перемирия. Белоруссия осталась в составе Польши. Воссоединение Украины и России экономически, политически и в военном отношении укрепило Российское государство, предотвратив уничтожение Украины в результате польской или турецкой интервенции. Одновременно Россия вела войну со Швецией. В 1661 г. по Кардисскому миру Россия вынуждена была вернуть Швеции свои земли в Ливонии, и оказалась без выхода в море. Российскому государству приходилось оказывать сопротивление активной и агрессивной политике Османской империи. Понимая долгосрочность военной угрозы, Россия в 30-40-е гг. строит линию обороны - Белгородскую засечную черту, а за ней - вторую линию - Тульскую засечную черту. В 1637 г. донские казаки взяли турецкую крепость Азов, но, не имея возможности для длительной обороны, вынуждены были ее сдать. В 1677 г. началась война с Турцией за Украину. Турецкие войска планировали захват Киева и всей Левобережной Украины. Но, столкнувшись с героическим сопротивлением русско-украинской армии при обороне крепости Чигерин, измотанные турки подписали в Бахчисарае договор (1681 г.) о перемирии на 20 лет. Турция признала за Россией левобережье и Киев. Земли между Днепром и Киевом оставались нейтральными. 19. XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа. XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре. Первая попытка модернизировать страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая - Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую империю. Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий. Однако итоги модернизации экономики страны и ее социальной структуры, были противоречивыми. Причина состояла в том, что и Петр I, и Екатерина II вели преобразование страны на крепостнических основах. Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В результате мечты Петра I о государстве “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой. XVIII столетие стало веком утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета. Самодержавие сосредоточило в своих руках неограниченную государственную власть. Важнейшие черты и элементы бюрократического государственного аппарата и абсолютизма в России в XVIII веке явились основой последующего развития русского самодержавия. Вместе с тем абсолютизм XVIII века сыграл прогрессивную роль в истории российского государства, так как способствовал становлению буржуазных отношений и превращению России в ведущую мировую державу. модернизация просвещение абсолютизм внешняя политика Эпоха просвещения в Западной Европе. XV—XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в. XVIII в. в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе. Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями. Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде. Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма. Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.—С. 16). Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями. В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни. Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро. XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах. Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов. Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры — земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии. В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм — форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается — значит перестает им быть. Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма. XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение. Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в. 20. Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам! " XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта. 21. Главное направление - борьба со Швецией за выход на Балтику. Начало Северной войны было неудачным для России. В августе 1700 г. король Швеции Карл XII, высадив десант под Копенгаген, вывел из войны Данию. Затем шведские войска высадились в Прибалтике, отбив попытку Августа II взять Ригу. Осенью 1700 г. русские войска осадили крепость Нарву. Но взять ее не смогли. 19 ноября, подошедшие к Нарве войска Карла XII разгромили русскую армию. 22. Эпохой дворовых переворотов в отечественной историографии принято называть ту властную чехарду, которая наступила сразу после смерти Петра I в 1725 году и закончилась только с восшествием на престол Екатерины II в 1762 году. Именно таких хронологических рамок придерживался известный русский историк В.О.Ключевский. Вместе с тем, его точка зрения уязвима, поскольку в 1801 году император Павел Iбыл свергнут и убит также в результате дворцового переворота.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |