АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы исторической геологии

Читайте также:
  1. II. Методы непрямого остеосинтеза.
  2. IV. Современные методы синтеза неорганических материалов с заданной структурой
  3. А. Механические методы
  4. Автоматизированные методы анализа устной речи
  5. Адаптивные методы прогнозирования
  6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
  8. Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента
  9. Активные групповые методы
  10. Активные индивидуальные методы
  11. Акустические методы
  12. Акустические методы контроля

Исходя из некоторых принципов диамата, можно сделать выводы о концепции человека:

"Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" – К. Маркс, "К критике политической экономии".

· Исходя из принципа преобразования мира, историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества;

На основе принципа развития, обобщая человеческий опыт, человек решая внутренние противоречия идёт к образованию качественно новых явлений и процессов.

 

 

3) Что рассматривается как основа всемирной истории в философии марксизма? Как в этой философской системе решается вопрос о цели и "конце" истории?

 

А) Основа истории по Марксу – «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Труд сделал из обезьяны человека. Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

 

Цель философии истории – ответить на вопрос об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.

 

Б) Рефлексия разрушает органическую целостность, так как самоанализ не тождественен самосознанию, а анализ противостоит синтезу, «собиранию». В результате философия истории выступает как определенное завершение оригинального органического развития. Органичность же возможна только тогда, когда отдельная национальная культура не обладает рефлективным историческим сознанием и способна нерефлективно, т е. отчасти бессознательно осуществлять одну определенную идею, полагая ее истинной и универсальной. С появлением рефлексии органическое историческое творчество становится невозможным; конституирование философии истории означает конец органической истории.

 

Идея "конца истории", также связанна с отголосками легенд и мифов (гибель Атлантиды, Великий потоп), космогоний (борьба Хаоса и Порядка), эсхатологических учений, которые дополнились научными концепциями (коллапс Вселенной), философскими системами глобального кризиса и т.д. Магия идеи "конца истории" в различных ее вариациях, как магия самой смерти, на уровне общественной и индивидуальной психологии осмысливается давно. Человек единственное животное способное на убийство "ради ничего" и самоубийство. Может ли человечество уничтожить само себя, создав для этого предпосылки? Подобные апокалипсические настроения возникли еще на заре цивилизации. Историческая рефлексия по этому поводу отсылает нас к мифологической культуре древности, хранящей первообразы эсхатологического содержания.

Современный человек как и его предки не "видит" противоречий в идее "конца истории", он его "ожидает" уже несколько тысячелетий.

 

Прочитав несколько статей, у меня сложилось мнение, что самого «конца» истории в философии не существует. По мнению некоторых философов, например Ф.Ницше с его мифом возвращения, жизнь постоянно повторяется. «Идея вечного возращения, как и камень абсурдного Сизифа А. Камю, означает определенную перспективу, где вещи предстают в ином свете, без облегчающего обстоятельства своей быстротечности».

Сама идея «конца» может являться специфической формой активации совести человечества, в определенные моменты истории, осознающим аморальность и безнравственность своего существования. И ведёт она к идее Страшного суда, к осмыслению человеком его поступков и уклада жизни.

 

У истории нет «конца». Сама история предстаёт в виде сменяющих друг друга этапов. Даже в опыте высокоцивилизованных стран, народов, наций – и как раз в период взлета цивилизации – могут длительное время существовать и даже нарастать варварские, то есть разрушительные, иррациональные тенденции (накопление ядерного оружия, техногенная катастрофа, выливается в экологический кризис и т.д.). Поэтому история может представлять линейно ориентированный временной процесс, расчлененный эпохальными однородовыми событиями: грехопадением, искуплением, вторым пришествием.

Можно рассмотреть идею «конца» истории как конечность человеческой жизни, и как конечность существования человечества в целом, возможную вследствие катаклизмов, не последнюю роль, в возникновении которых может сыграть сам человек. Тут можно заглянуть в область фантастики и рассмотреть произведение Павла Нечаева «Цена свободы». В нём представлен всеобщий катаклизм, который уничтожил большую часть человечества. Остались только разрозненные группы или отдельные люди. После катастрофы в первый год выжили те, кто мог себя обеспечить, т.е. люди «с руками». Так вот, если бы человечество постигла такая участь, оно либо выжило, но многое начало строить сначала, история получила бы новый виток, либо пришёл бы действительно конец. И это был бы физический конец истории человечества. Но это скорее биологическое понимание конца, а не философское.

 

Можно рассмотреть такой вариант «конца» с точки зрения философии:

История – наказание, человека “испытывают” историей, а в этом смысле ее конец – это грандиозная задача, прорыв в позитивное инобытие, которую человечеству придется решить. Тогда, на завершающей стадии исторического процесса, человек вернется к бла­женному состоянию своего доисторического бытия.

 

В заключении можно сказать, что, по одной из версий, всему в мире отведено определенное время, и все об­речено на гибель. Но только человек знает, что он может уйти с исторической арены. Наталкиваясь на эту пограничную ситуацию, он познает вечность во времени, историчность как явление бытия, уничтожение време­ни во времени. Его осознание истории становится тождественным осознанию вечности.

История — это постоянное и настойчивое продвижение вперед. Но некая огромная сила инерции как будто постоянно парализует все порывы. История и ее конец — это проблема, еще не по­лучившая решения, которая будет решена не мыслью, а только са­мой действительностью; проблема эта сводится к тому, “является ли история в своем порыве лишь мгновением, промежуточным звеном между неисторическими существованиями, или это прорыв глу­бинных возможностей, которые даже в образе безграничных не­счастий, подвергаясь опасностям и постоянным крушениям, в це­лом ведут к тому, что бытие будет открыто человеком, а он сам в непредвидимом взлете обретет свои неведомые дотоле возмож­ности”. Однако, история философской мысли дает блестящие образцы попыток четко и однозначно решить эту проблему, предлагая различные, часто взаимоисключающие модели «истории» и ее «конца» и продвигая рефлексию человечества в данном направлении вглубь – к сущности.

 

Остаётся надеяться, что человечество не постигнет катастрофа, после которой все погибнут, не произойдёт деградация общества до уровня первобытного человека, либо «конец истории» не будет ознаменован каким-нибудь новым этапом развития человека.
Литература

 

 

1) http://5fan.ru/wievjob.php?id=8487

2) http://www.psychologos.ru/articles/view/dialekticheskiy_materializm

3) ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

под редакцией доктора философских наук, проф. А С Панарина

4) http://library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1108502841&archive=0211&start_from=&ucat=1&

Ю.Л.Ломоносов,
кандидат философских наук
Идея “конца истории”: социокультурные истоки и смысл.

 

Методы исторической геологии

Тема 1. Методы стратиграфии.

Содержание темы

Предмет и задачи стратиграфии. Принципы Н. Стенона, лежащие в основе любого стратиграфического исследования.

Расчленение разрезов, т.е. выделение в нем единиц, отличающихся друг от друга: а) по вещественному составу – литологический и минералого-петрографический методы; литостратиграфические вспомогательные подразделения – слои, пачки, толщи; б) расчленение разреза на историко-геологической основе; местные и региональные стратиграфические подразделения - свиты; серии, горизонты; в) роль перерывов при расчленении и сопоставлении разрезов; типы перерывов и их роль в воссоздании истории развития геологической структуры; г) геофизические методы в стратиграфии – каротаж, сейсмостратиграфия и ее все возрастающая роль в геологии; понятие о секвентной стратиграфии; палеомагнитный метод. Циклостратиграфия.

Особая роль палеонтологического метода в расчленении разрезов; принцип необратимости эволюционного процесса – как основа науки биостратиграфии; биостратиграфические подразделения – слои с фауной и зоны; региональные стратиграфические схемы.

Сопоставление (корреляция разрезов разных регионов и определение относительного возраста горных пород при помощи литологических, геофизических и палеонтологических методов. Ведущая роль биостратиграфии при корреляционных построениях. Климатостратиграфия.

Международная стратиграфическая (геохронологическая) шкала – МСШ, принципы ее построения. Стратиграфические и геохронологические категории МСШ. Роль зон для стратиграфии кайнозоя. Магнитостратиграфические шкалы. Стратотипы и их роль в стратиграфии.

Определение относительного геологического возраста магматических образований.

Тема 2. Методы абсолютной геохронологии

Содержание темы

Радиометрические методы: свинцово-урановый, калиево-аргоновый, радиоуглеродный - в определении абсолютного возраста горных пород. Значение геохронометров, связанных с осадочными толщами.

Последние данные об абсолютном возрасте Земли и продолжительности геологических периодов.

Тема 3. Методы восстановления палеогеографических обстановок

Содержание темы

Работы А. Грессли и понятие “фация”. Принцип униформизма Ч. Лайеля и метод актуализма. Роль метода в восстановлении условий осадконакопления прошлых геологических эпох.

Фациальные области современных океанических и морских бассейнов. Особенности осадконакопления и характеристика органического мира этих областей.

Факторы, контролирующие процессы осадконакопления в морских бассейнах: температура, соленость, газовый режим, течения, глубина и освещенность, критическая глубина накопления карбонатов.

Понятие о стенотермных и эвритермных, стеногалинных и эвригалинных организмах. Роль анализа комплексов фауны и флоры для палеогеографических реконструкций: а) количественные параметры микропалеонтологических комплексов как основа для реконструкции палеоглубин; б) флористические ассоциации как основа для установления палеоклиматической зональности.

Фациальные области современных континентов. Климат и рельеф как основные факторы, определяющие характер осадконакопления и расселения организмов на суше. Типы континентальных отложений.

Фации и тектоника. Формирование турбидитов и их ископаемые аналоги. Типы фаций, характеризующие основные тектонические обстановки.

Физико-химические методы в палеогеографии. Определение абсолютных значений палеотемператур и палеосолености. Изотопные сигналы в раковинах микроорганизмов как основа реконструкции палеотемператур.

Фациальный анализ. Графические методы фациального анализа: литолого-фациальные и палеогеографические карты, палеогеографические профили. Принципы палеогеографического районирования.

Тема 4 Методы восстановления тектонических движений прошлого.

Содержание темы

Движения вертикальные или эпейрогенические. Методы реконструкции эпейрогенических движений. Графические методы изучения эпейрогенических движений.

Движения орогенические (складкообразовательные). Определение характера орогенических движений путем изучения складчатых структур и разрывных нарушений. Определения возраста складчатости по угловым несогласиям.

Представление о значительных горизонтальных перемещениях крупных блоков земной коры и литосферных плит. Методы их выявления.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)