АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТРЕТЬЯ СКРИЖАЛЬ

Читайте также:
  1. ВТОРАЯ СКРИЖАЛЬ
  2. Глава 6. Третья Государственная Дума. 1907-1909 (т. 16-19)
  3. Глава Двадцать Третья
  4. Глава Третья
  5. Глава Третья
  6. Глава Третья
  7. Глава третья
  8. Глава третья
  9. Глава третья или Последний рывок
  10. Глава третья.
  11. Глава третья.
  12. Глава третья. ВИБХУТИПАДА, ИЛИ О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

Мы решили, что не бу­дем откладывать об­суждение третьей Скрижали до завтрашнего дня. Но чтобы не сидеть в душном помещении, вышли на улицу. Андрей предложил прогулять­ся по парку, и мы с Данилой согласились.

— Постой, но разве в книге «Возьми с собой плеть» сформулирована суть третьей Скри­жали? — спросил я Андрея. — Я сейчас опять вспоминал историю Ильи. По-моему, ничего подобного там нет.

— Думаешь? — улыбнулся Андрей. — А ты не помнишь, что написал в «Эпилоге»? Точнее, что тебе в «Эпилоге» сказал Данила...

— Данила?.. — я попытался припомнить и об­ратился к другу: — Данила, а о чем там «Эпилог»?

— О «точке отсчета», — укоризненно покачал головой Данила.

— Ах, да! — вспомнил я. — Точно!

Действительно, Данила рассказал мне тог­да о своей «теории». Идея о «точке сборки» не пришлась ему по вкусу. Она казалась ему слишком странной и непонятной. Но мои объяснения натолкнули его на одну очень интерес­ную и важную мысль.

Все, что происходит с человеком, — это только события. Как к ним относиться, как вос­принимать эти события — он решает сам. Он может видеть «проблемы» во всем, что с ним случается, и мучиться. Но у него всегда есть выбор, он может думать об этом и иначе.

«— Слушай,сказал мне тогда Дани­ла,ну вот мир посылает тебе какого-то человека, хорошего или плохого, за помощью или с помощьюневажно. В этом должен быть какой-то смысл.

Наверное, должен...ответил я.

А я теперь уверен, что должен! Я как прочел вторую Скрижаль, сразу во мне что-то переменилось. Во всем есть смысл! Этот чело­век, которого тебе мир послал, очень важное в твоей жизни событие. Может быть, он испы­тание для тебя, а может быть — тайна, ко­торую тебе предстоит открыть. Общаясь с ним, ты, возможно, узнаешь что-то для себя важное, или что-то про себя самого, о чем рань­ше и не догадывался. Все это мир дает тебе через него! И благодаря этой случайной встре­че ты можешь стать сильнее, умнее, больше, тоньше, глубже... Все это преображает тебя!

— Одна и та же ситуация может восприни­маться и как бремя, и как подарок! Как же это просто быть счастливым!воскликнул я тог­да.Просто пойми: все, что ты делаешь, и все, что происходит с тобой, — это подарок!» Именно об этом и рассказала нам третья Скрижаль Завета.

— Ну что, анатомировать третью Скри­жаль? — спросил Андрей и подмигнул Даниле.

— Безусловно! — ответил тот и рассмеялся.

Я не знаю, что из всего этого было на самом деле, а чего не было, — начал Андрей. — Но это и неважно. Я отношусь к вашим книгам как к головоломке. И трудно не заметить, что «Эпилог» «Возьми с собой плеть» перекли­кается с «Прологом» «Учителя танцев».

В первом случае Данила рассказывает о «точке отсчета», то есть о том, что мир во­круг нас — это отражение нашего внутрен­него мира. У счастливого человека и мир счастливый. А у несчастного и страдающе­го и мир такой — несчастный, полный стра­дания.

Во втором случае Данила «перевирает» ис­торию Будды, рассказанную в книге академи­ка С. Ф. Ольденбурга. Я взял это издание в библиотеке и посмотрел, что именно «пере­врал», а точнее — перерассказал Данила.

«Чем Мара искушал Будду?» — вот во­прос, по которому у Данилы и Ольденбурга возникли разногласия. Досточтимый академик утверждал, что Мара воспользовался услуга­ми своих дочерей. Их имена — Вожделение, Неудовлетворенность и Страсть.

А Данила настаивает на том, что Будду ис­кушала Иллюзия. Не знаю, откуда у Данилы такие точные сведения, — улыбнулся Андрей.

— Но он изложил самую суть подлинных искушений. С точки зрения буддизма, конечно.

Человека искушает Майя — то, что отсут­ствует, то, что, по словам Агвана, не имеет значения. На самом деле, Майя — это как раз то, что мы видим, о чем думаем и что чувствуем. Но это — ничто по сравнению с тем, что стоит за всей этой мозаикой жизни...

Буддист знает, что нет ничего, кроме веч­ности, кроме Нирваны. Он знает это так же хорошо, как суфий, знающий о том, что нет ничего, кроме Аллаха. Все остальное для них — тлен и метания духа. Настоящее и нена­стоящее — вот о чем третья Скрижаль.

Я замер. Замер, потому что до этого мо­мента я все еще сомневался. Мне казалось, что Андрей все-таки не сможет правильно «уга­дать» все известные нам Скрижали. Но сей­час я понял, что он не ошибется. И это даже испугало меня. Как ему это удается?!

— Хотя ваши читатели, я думаю, — до­бавил тут же Андрей, — решили, что третья Скрижаль посвящена страданию и счастью: «отрекись от страдания, выбери дорогу к счастью». Третья Скрижаль этому, конечно, не противоречит, но ее суть в другом...

Он прочел мои мысли! Да, так было со все­ми книгами, и особенно с «Учителем танцев». Когда я писал тексты, сами собой возника­ли разные уровни смысла. Это получалось не специально. Смысл Скрижали, словно желая остаться неузнанным, прятался за мыслями, которые в конечном счете и становились лей­тмотивом книги.

Иногда я намерено опускал некоторые под­робности. Например, с определенного момента мы с Данилой решили не давать географичес­ких привязок нашим поискам. Но в остальном тексты книг сами собой становились «ребуса­ми». Я как раз пытался добиться большей по­нятности... Но как Андрей их разгадывает?

— Когда я думаю о ваших героях, — про­должал Андрей, — о Кристине, Илье, Макси­ме — обо всех, я вспоминаю одну мою знако­мую. Она искренне верит в перерождение душ и в подобные вещи, к чему я, понятно, отношусь скептически. Но когда она начинает все это объяснять, даже у меня, несмотря на всю мою предубежденность, дух захватывает! Так вот, о таких людях, как ваши герои, она говорит — «старая душа»...

Что это значит, я могу рассказать только «теоретически». «Старая душа», как я понимаю, это человек, который уже множество раз перерождался. Его душа прошла мириады ис­пытаний, познала взлеты и падения. И в кон­це концов обрела мудрость. В новое перерож­дение «старая душа» приносит свой прежний духовный опыт. И развивается не от нуля, а уже с высокого уровня. Примерно так.

Так вот, сейчас я должен составить психо­логический портрет Максима, а у меня на языке крутится одно и то же — «старая душа», «ста­рая душа», «старая душа». И какую же, черт возьми, Скрижаль было бы правильно спря­тать в «старой душе»?! В такой старой!

Андрей продолжал шутить и смеяться. Причем делал он это необычайно светло и радостно, даже когда иронизировал. Я смотрел на него и удивлялся этой его загадочной способности легко думать. Он размышлял о слож­нейших вещах без духа тяжести. Он делал их прозрачными и вглядывался в них, словно ре­бенок, любовался ими. Старая душа...

— И что я думаю?.. Я думаю, что старой душе всего сложнее даются простые решения. Сложить два и два на примитивном каль­куляторе и те же два и два на самом совре­менном компьютере — это не одно и то же! Понимаете, что я имею в виду? Калькулятор справится с этим заданием в два счета, ком­пьютер еще даже не успеет операционную систему загрузить!

С другой стороны, ведь мы с вами хорошо знаем, что одна и та же мысль в устах мудре­ца и дурака — это две разные мысли. Про­стое решение «старой души» — это завершение круга. «Молодая душа» может сказать: «Страдание — это ерунда!» Но что она зна­ет о страданиях? Нет, это лишь бахвальство.

Когда же «старая душа» говорит, что страда­ние иллюзорно, мы видим величие духа.

Я слушал Андрея и думал. Я думал о нем самом, о Даниле. Они — «старые души». Очень трудно писать о «старых душах». Ка­жется, такой человек говорит простые и понят­ные вещи. Но из его уст они звучат совсем по-другому. Передают ли мои книги эту глубину? Боюсь, что нет, А мне бы так хотелось, чтобы многие люди могли прикоснуться к этой глубине, ощутить ее.

— Ну что ж, все необ­ходимые предвари­тельные пояснения сделаны. И я читаю очень важный кусок... — Андрей достал из карма­на пиджака «Учителя танцев» и начал читать. «Я все же, я — стоик,говорит Макси­милиан Сексту,И я верю, что мудрый, чьи суждения истинны, является единствен­ным хозяином своей судьбы. То, что я почи­таю — добродетель, справедливость, мою лич­ную ответственность перед небом, — не мо­жет быть у меня отнято, и это моя судьба.

Никакие внешние силы не могут лишить меня моей добродетели, моего справедливого рассуждения, моей личной ответственнос­ти за мои поступки. Яцарь и господин своего внутреннего мира, и он неприкоснове­нен ни для императора, ни для черни.

Меня можно убить, обесчестить, ли­шить всего, что я нажил за сорок пять лет жизни. Но в главном: я — город, ко­торый нельзя взять штурмом, нельзя сжечь или разорить. Римможно, а менянет. И поэтому я ничего не боюсь».

Перед моими глазами пронеслись ужасаю­щие картины.

Горящий Рим. Сначала всполохи пламе­ни в разных частях города, а потом все разрастающееся зарево, подобно гигантскому огненному зверю, пожирающее саму жизнь. Крики, стоны людей, паника, смерть.

Рим горит еще несколько дней. Но винов­ники пожара уже названы. Начинаются гонения на христиан. По приказу Нерона людей хватают прямо на улицах, разыскивают среди обгоревших развалин, отряды преторианцев прочесывают окрестности Рима.

А тем временем на пепелище «вечного го­рода», как грибы после дождя, растут амфитеатры — места будущих пыток и казней. Здесь люди будут умирать без счета. Рим хочет увидеть кровь, много крови. Рим хочет забыть о своем ужасе.

Максимилиан заточен в императорской тюрьме. Его камера похожа на огромную двор­цовую залу — каменные полы, высокий свод­чатый потолок и большие арочные окна, гля­дящие на руины когда-то блиставшей величием столицы мира.

Нерон решил свести с Максимилианом сче­ты. Свободолюбивого сенатора нельзя запугать. Его легче убить, чем сделать послуш­ным. И случай представился. Теперь сенатор-стоик обвинен в симпатиях к христианам, и будет казнен вместе с ними.

— Максимилиан бесстрашен, — говорит Андрей. — Ведь он в ладу со своей совестью. Он честен с самим собой и верен самому себе. Ему просто нечего бояться. Как можно бояться, если ты не сделал ничего предосуди­тельного? «Нет, страх — это слабость, — рассуждает Максимилиан. — Страшась, ты предаешь самого себя. Это недостойно». То же самое и Максим: «Будь самим собой, и те­бе нечего будет бояться». Но оба страдают... В чем же причина их страдания? «Потому что я не знаю, в чем смысл страдания!» — говорит Максимилиан. Он спрашивает себя об этом — и наталкивается на пустоту. За дверью его камеры уже стоит смерть, а он так и не понял этого! Какой в нем смысл?! Зачем это дано человеку?! Ради какой цели?! Нет ответа. Пустота. И то же самое Мак­сим. Он нашел себя, свое дело. И вдруг жизнь отнимает у него это — он парализован.

Я вспомнил Максима. Танец был для него всем. Еще в детстве знахарка сказала его ма­тери: «Он будет у тебя учителем... учителем танцев! Только этим и спасется!» И танец, действительно, открыл ему жизнь. Максим вы­порхнул в нее благодаря танцу, словно птица через малюсенькую дверцу золоченой клетки.

«Легкие, семенящие, как капель, шаги к краю сцены, парящие, почти невесомые руки. И вдругбудто бы вырвавшийся из груди крикрезкий прыжок...

Через мгновение Максим снова потерял себя. Он не чувствовал собственного тела, не контролировал своих движении и даже не понимал, что именно он делает. Он просто жилвдруг, внезапно, по-настоящему.

Пробежка, фуэте, изгиб тела, гран бат­ман, прыжок жетеодин, другой, третий, падение, и снова, снова полет.

Нет, не натянутые струны напрягали в этот момент резонаторы скрипок и виолончелей. Нет, это его душа — чистая, еще со­всем юнаярвалась на свободу. И каждый миг, каждое движение открывали ее чему-то высшему, чему-то, у чего нет названия.

Танец был его жизнью, его внутренним миром, его Вселенной.

Максим не танцевал — он священнодей­ствовал, являя в танце чудо собственного преображения. Из угловатой, нерасторопной гусеницы он вдруг превратился в парящую бабочкувеличественную, царственную в своем утонченном изяществе».

— Да, трудно представить себе более под­ходящую кандидатуру на роль хранителя третьей Скрижали, — расслышал я голос Анд­рея сквозь пелену нахлынувших на меня воспоминаний. — И Максим, и Максимили­ан — они превозмогли свою боль. Один от­лучен от танца, которым он жил, другой при­говорен к смерти. Но они держат удар. Их беспокоит только судьба женщины — Ани, Анитии.

— Но почему ты думаешь, что именно в таком человеке нужно было прятать третью Скрижаль? — перебил его Данила.

— Очень просто, — улыбнулся Андрей. — Сказать, что все иллюзия, может кто угодно. Большого ума для этого не требуется. Но от Максима и Максимилиана нужно было боль­шее. Это «утверждение» должно было стать частью их самих. Но как?! Они победили стра­дание в своей жизни. Они воины. Они умеют держать удар. Они не сдаются. Они знают, как это — быть. Они Учителя! И теперь частью их самих должна стать фраза: «Все иллюзия». Немыслимо!

— Да, действительно, — согласился Да­нила. — Я как-то об этом не подумал.

— Они боролись со страданием, это был их душевный труд. Они искали выход и на­шли его. Но когда они победили страдание, когда они смогли отодвинуть его от себя, на­учились смотреть на него со стороны, оказа­лось, что они боролись с иллюзией! Проблема простого решения.

— Выбрать дорогу к счастью? — уточнил Данила.

— А что может быть проще? Не бороться со страданием, а пройти мимо него — ответил Андрей. — Я слышал историю про одного ду­ховного учителя. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь была словно бы исполнена ароматом праздника...

И даже на смертном одре он продолжал весело смеялся. Казалось, что он наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели во­круг — озадаченные, растерянные — и не­доумевали.

Наконец, один из них не вытерпел и спросил:

— Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решились спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы продолжаете смеяться! Но что же в этом смешного?!

И старик ответил:

— Много лет назад я пришел к моему Учи­телю. Я был тогда молод и глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем — измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: «Как Вам это удает­ся?» И он ответил: «Я свободен в своем вы­боре. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: „Что ты выберешь сегодня — блаженство или страда­ние?"» И так получается, что с тех пор и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так естественно!

И каждому из них — и Максиму, и Макси­милиану — эту истину помогла понять жен­щина, — Андрей покачал головой. — Муж­чины боролись со страданием, а женщины, исполненные силой своей любви, сами того не понимания, чутьем своего сердца, выбрали дорогу в обход страдания, дорогу к счастью.

Помнишь, Данила, ты сказал, что страда­ние — это препятствие человека на пути к самому себе. И это правда — мы не рождены для страдания, мы рождены для радости. Но многие ли знают об этом? И Аня говорит тебе потрясающие слова: «Счастье и страдание — это просто две разные дороги. Совсем разные! Остается только выбрать, по какой идти...»

И вдруг я заплакал. Заплакал, вспомнив эту картину — Максимилиана и Анитию на залитой кровью сцене римского амфитеатра. Максимилиан истекает кровью, у него выр­ван язык, тело распято на кресте и подвеше­но над клеткой с голодными львами. Анития идет к своему учителю по тонкому подвесно­му мосту, словно по воздуху.

«Почувствовав приближение Лнитии, львы вдруг присмирели. Их гривы еще топорщились, они еще хрипели, вдыхая ноздря­ми воздух, но уже не рычали. Они скулилижалобно, словно потерявшиеся котята.

— Она святая! Святая!покатилось по трибунам шелестом тысяч губ.

Над пропастью страданий лежит до­рога к счастью,прошептала Анития, лаская нежным взглядом лицо любимого учите­ля.И пока чувства живы, нет этой пропасти. Есть только однадлинная-длиннаядорога к счастью. Слушай мое сердце, Максимилиан...

Но он не мог ей ответить, не мог вымол­вить ни единого слова, просто открыть рта. Он лишь качнул головой и улыбнулся одними губами, на которых багровела запекшаяся кровь. Нежность и благодарность его души была в этой странной улыбке.

Женщины на трибунах тихо плакали, муж­чины встали со своих мест и напряженно вгля­дывались в лица приговоренных.

Тревожный гудок сигнального рога разор­вал тишину. Тысячи грудей схватили воздух на глубоком вздохе. Сейчас рабы перерубят веревки, удерживающие крест над клеткой. Он упадет, и свирепые хищники в считанные секунды разорвут сенатора на части.

Раздался звук ударов по колодкам. Лебед­ки жалобно взвизгнули. Блоки на веларии за­трещали. Крест легонько качнулся, словно подбитая в полете птица, и пошел вниз.

Ааа...протяжным стоном надор­вались трибуны.

Стоя на краю клетки, Анития держала огромный дубовый крест с распятым Максимилианом на своих тонких вытянутых руках. Казалось, время остановилось, замер­ло, не желало двигаться дальше.

Люди не верили своим глазам, тысячи глаз не верили самим себе.

„Отпусти... — шептала душа Макси­милиана. — Ты не можешь..."

„Я могу... — отвечала душа Анитии. — Я могу..."»

— Да, — растерянно протянул я. — Дей­ствительно, речь в третьей Скрижали не о страдании и не о счастье. Речь о страхе пе­ред смертью. Он как тень ходит вокруг чело­века и не позволяет ему чувствовать себя сча­стливым. Но стоит понять иллюзорность всех этих метаний, и ты...

— Да, — подхватил мою мысль Анд­рей, — страх владеет нами, только пока мы верим в опасность. Страх владеет нами только до тех пор, пока мы боимся. А смерти нельзя бояться. Не «не нужно», а именно «нельзя», «невозможно». Мы ничего не знаем о смерти. Нам известно, что мы не сможем продолжать свое прежнее существование. Но и что с того? Что в этом ужасного?!

Мы боимся, предполагая худшее? Но почему мы не думаем о смерти иначе? Ну, например, как о новом рождении? Мы сами придумали себе эту опасность. С равным успехом мы мог­ли бы придумать и радость. Это наш выбор. И это говорю я — атеист, материалист и еще бог знает какой зануда! Даже я так говорю! Как же могут бояться смерти те, кто утверж­дает, что верит в Бога, в загробную жизнь?! Как?! Объясните мне!

— Буддисты же в Бога не верят, они ве­рят в Нирвану. Так? — уточнил Данила. — И они не думают о смерти. Они думают о новых рождениях.

— Данила, мне кажется, не совсем так, — ответил Андрей. — Нирвана, как и счастье, не могут быть «теоретическими». Человек или живет с этим, или нет. Поэтому в Нирвану нельзя верить — в ней можно только быть. И чем «старше душа», тем легче в нее по­пасть.

Сказав это, Андрей улыбнулся. А я поду­мал о нем. Я подумал о том, как деликатно он обходится с реальностью. Он не принима­ет на веру то, что требует доказательств и не имеет их. Но он точно так же не отвергает того, чего не может отвергнуть за отсутстви­ем контраргументов. «Человек или живет с этим, или нет. Поэтому в Нирвану нельзя верить — в ней можно только быть».

— Ну, теперь, я думаю, у нас есть все три критерия, чтобы сказать о сути третьей Скрижали, — Андрей в задумчивости остановился посредине парковой аллеи и смотрел себе под ноги. — Начало в предыдущей кни­ге, психологический портрет Максима-Макси­милиана — главного героя в этой и, наконец, те перемены, которые произошли в нем к са­мому концу «Учителя танцев».

Вы написали, что Максим слышал то мое интервью на радио. Тогда я сказал: «Если вы смотрите на вещи поверхностно, вы неизбеж­но попадаете в западню. Так устроен наш разум — то, что на поверхности, его путает. Поэтому мы должны научиться видеть суть вещей, не то, что на поверхности, а то, что за этой поверхностью. Страдание — это испытание, да. Но у самого страдания нет сути. Оно — пустышка. А у счастья есть суть, тут даже объяснять нечего. И так во всем».

Я правда так думаю. И мне кажется, что Максим понял, что имеет значение, а что — нет. Сгоревший Рим, сгоревший дотла «веч­ный город» — это как символ, как воплоще­ние всего мирского — проходящего, суетного, сиюминутного. Никакое земное величие ни­когда не сравнится с тем, что стоит за ним, что было и есть в начале всего. И как за личнос­тью каждого из нас стоит наша сущность, так и за всем этим миром стоит его сущность. И это сущность Света.

«Все суета сует, все суета» — Максим-Максимилиан словно вторит Екклесиасту, с завещания которого вы начнете следующую книгу. «Но эта правда не обесценивает мир, — добавляет Максим-Максимилиан. — Ведь за всей этой суетой скрывается то, что поис­тине имеет смысл». Вот он — урок страда­ния. И смысл страдания в этом уроке. По­знавший эту истину может впредь страдать, а может чувствовать себя счастливым. Теперь это уже его собственный, личный, свободный выбор.

Только сейчас Андрей поднял глаза и улыбнулся:

— Кстати, — сказал он, — вот и горя­щий Рим.

— Где? — не понял Данила.

— Да вот! — Андрей указал рукой куда-то в сторону.

Мы с Данилой, словно по команде, обер­нулись. На стенде театральных афиш кра­совался огромный плакат с лицами Макси­ма и Ани.

В небольшом, но очень уютном театральном зале было не протолкнуться. Молодые лица — красивые, умные, полные воодушевле­ния и оптимизма. Все они пришли на этот спектакль не случайно. Они пришли на него, потому что у них живые души. Я не знаю, как сказать об этом по-другому.

Но так есть — бывает, смотришь на чело­века, и понимаешь, что у него душа мертвая. Молодой или старый — все равно, он мерт­вый. А в другой раз смотришь на человека и видишь, что ему, несмотря на его шестьдесят или семьдесят — двадцать, а то и меньше. У него душа живая. В этом зале не было мер­твых душ.

Конечно, ни я, ни Данила не верили своим глазам, когда смотрели на этот плакат в пар­ке. Нам казалось, что это обман восприятия. Не может быть! Вчера мы совершенно случайно встречаем на улице Никиту, сегодня мы натыкаемся на афишу, объявляющую о пре­мьере балета, поставленного Максимом.

— Вас надо поздравить! — шутит Анд­рей. — По вашим книгам уже балеты ставят!

Это они по своей жизни балет ставят! — тем же тоном отвечает ему Данила.

— Они им живут, — добавляю я.

Третий звонок. Публика расселась по ме­стам и замерла. Свет становится все более при­глушенным и гаснет.

Звук внезапно врывается в зал, подобно ураганному шторму. Черная до того сцена озаряется вдруг солнечно желтым светом. Он режет глаза, ослепляет. Несколько абстракт­ных геометрических форм создают полное ощущение панорамы целого города.

Это пиршествующий Рим, центр мира — праздный, беспечный, влюбленный в самого себя. Ничто не предвещает беды. Слава, бо­гатство и власть — что еще нужно, чтобы не думать больше ни о чем, кроме игр и развле­чений? Люди счастливы!

И пока одни торгуют заморским товаром, другие выгуливают свои новые наряды, а тре­тьи соревнуются перед публикой в ораторском мастерстве, двое — мужчина и женщина — рядом. Да, просто рядом.

Что бы они ни делали, они делают это вме­сте. Их шаг — это одно движение, мужская рука и рука женщины — словно одна пара крыльев, полуоборот головы его и ее — один полный круг. Они рядом — вне времени, вне пространства, вне мира.

Тревожные звуки наполняют пространство, они исходят откуда-то из глубины зрительного зала, из-за наших спин. Некоторые зрите­ли даже оборачиваются, не понимая, что про­исходит. Огненно-рыжие прожектора разре­зают воздух над нашими головами.

Рим полыхает. Паника. Истошные крики обезумевшей толпы. Величественные здания рушатся, складываются, словно карточные до­мики. Царственный Рим, едва вспыхнув, превращается в жалкую горстку пепла. Смерть.

И посредине кипящего огненного моря — двое, мужчина и женщина — над этим пламе­нем, над этой смертью. Душу нельзя опалить огнем, сердцу, познавшему высший свет, не страшна смерть. Суета мирских катастроф не касается двух.

Смерть и воскрешение. Кто умирает, если душа способна воскреснуть? Чего мы боимся, если смерть крадет лишь оковы? Что есть сама смерть, если она не способна коснуться души? Избавление от иллюзий — не потеря, но об­ретение.

Иногда танец может сказать куда больше слов. Максим с Аней танцевали именно так — рассказывая. Конечно, это не был спек­такль по книге «Учитель танцев». Они рас­сказывали свою историю, себя.

Научившись отличать истинное от внеш­него и потому ложного, они обрели свободу. И не заметить этого, глядя на их танец, было невозможно. Они танцевали...

Когда спектакль закончился, я вдруг по­нял, что зал молчит. Занавес опустился, а в зале словно и нет никого. Абсолютная тиши­на. Оцепенение. Я испугался — не понрави­лось, не поняли? Почему такая тишина?!

И тут грянул шквал аплодисментов. Люди в зале словно выдохнули все вместе. И тут же задохнулись от переполнявших их чувств. Мы все, глядя на сцену, пережили настоящее по­трясение. Теперь пришло время восторга и ис­кренней радости.

— Пойдемте за кулисы, — предложил нам Данила.

За кулисами было шу­мно. Люди галдели, воодушевленно переговаривались друг с другом, обсуждали увиденное. У гримерок толпи­лись поклонники с цветами.

— Данила, — послышалось откуда-то сзади.

Он автоматически обернулся, и я услышал его крик:

— Катя, ты?! Не может быть!

Да, за нами стояла Катя! Та самая — ос­тавшаяся в этом мире половинка Ильи.

— Данила! — воскликнула Катя и, не в силах сдержать себя, кинулась в его объятья.

— Как я рад! — шептал Данила, глядя ей в глаза. — Как я рад тебя видеть!

Она ничуть не изменилась. И грусть по-прежнему была в ее глазах, но теперь в них была и вера. Нет, не вера, а уверенность. Рань­ше она только хотела быть частью Ильи, разделить с ним и жизнь, и смерть. Теперь она чувствовала себя им.

«Илюшенька, — говорила ее душа, обра­щаясь к любимому,милый мой, прислушайся к моему сердцу... Оно бьется ради тебя. Каждый день, каждую минуту, оно трудо­любиво стучит, чтобы ты мог жить. У нас с тобой одна душа на двоих. Я знаю это.

Почему ты не слышишь его? Это же так просто — только прислушайся к моему серд­цу, как я прислушиваюсь к твоему дыханию. Ведь ты дышишь, чтобы я могла жить. Я знаю это. Моя любовь сделает тебя счаст­ливым. Она сделает тебя таким... Только прислушайся...»

— Катя, как ты здесь оказалась?! — я не верил своим глазам.

— Я на спектакль пришла — к Максиму и Ане, — ответила Катя.

— Ты их знаешь? — удивился Данила.

— Да, конечно, — тихо улыбнулась Ка­тя. — Я же читаю все ваши книги. Спасибо вам!

— За что спасибо? — не понял Данила.

— За то, что вы делаете, — ответила Катя, и в глазах ее зажегся лучик надежды.

— Господи, да что мы такого делаем? — Данила смутился.

Катя замолчала, опустила глаза. И я по­нял — она вспоминает Илью. Она живет им, живет с ним. Ей одиноко и временами, наверное, очень больно.

— Я читаю ваши книги и не чувствую себя одинокой. Понимаете?.. — Катя смотрела на нас своими большими голубыми, как небо, глазами и плакала слезами радости, слезами силы. — Я вижу теперь, что хотя все мы раз­ные, но у нас одна душа на всех. Понимаете?.. Одна на всех. Общая.

Вы написали, что у меня с Ильей одна душа на двоих. Это правда. Я так чувствую. Но если смотреть глубже, то ведь каждая душа с каж­дой другой душой связана. И даже если люди не знают друг друга, это ведь еще ничего не значит. Стоит им заговорить, просто посмо­треть друг другу в глаза без страха — и эта связь, она чувствуется.

И вот я читаю ваши книги и словно смотрю этим людям в глаза. От этого тепло на душе и появляются силы. Я теперь хочу жить. Еще до смерти Ильи не хотела, а теперь хочу. Все это благодаря вам. А еще я познакомилась с Максимом и Аней. Посмотрела им в глаза и словно узнала, как будто видела их, пока чи­тала «Учителя танцев».

От переполнивших меня в эту минуту чувств — нежности, сочувствия, заботы — я словно потерялся. Я не мог сказать ни единого слова, только что-то мычал и улыбался, наверное, как какой-то дурак.

Катя схватила нас с Данилой за руки и по­вела в гримерку к Максиму и Ане. Их радость трудно описать словами. Они были ошара­шены нашим появлением. И счастливы, очень счастливы, и мы были счастливы.

Максим узнал Андрея, он помнил его голос. И долго благодарил его за те слова, в том ноч­ном эфире на радио. Аня буквально повисла у Данилы на шее и все время что-то говорила, говорила, смеялась, плакала и снова говорила.

Я уже плохо понимал, что происходит. Что мы делаем, куда идем. А мы куда-то все вме­сте пошли. Я был как в забытьи, словно ра­створился в этих отношениях между всеми нами — мной, Данилой, Катей, Андреем, Мак­симом, Аней.

Никогда раньше я не понимал этого стран­ного русского слова — «братание». Но те­перь, кажется, понял. «Братание» — это ког­да радость одна на всех. Не просто общая, а одна. Когда все как один. Общая душа. Одна.

Мы были в гостях у Максима и Ани. Все о чем-то разговаривали, шутили, смеялись. По­дробностей я почти не помню. Помню только, как Максим говорил Андрею:

— Знаете, что я тогда понял? Ведь дело даже не в том, что страдания не существует, что оно — иллюзия. Будда просветлился не от этой истины. Он увидел счастье. Это было мигом его просветления. Счастье, которое он называл Нирваной. Нужно не просто отречь­ся от страдания — нужно принять счастье. Поверить в то, что оно есть. И есть уже сей­час, уже в этот момент бытия. Миллионы, миллиарды людей мечтают о счастье. Но ведь по-настоящему они в него не верят. Они ду­мают о нем, как о вечно удаляющемся гори­зонте, или как о небе, которое всегда недо­стижимо высоко над головой. Но горизонт здесь — под ногами, а небо — вот оно, на­чинается от земли.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)