|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философский анализ общества.типология обществ
Могут быть выделены следующие основные подходы к объяснению общества: натурализм; идеализм; материализм; конвенционализм; психологизм.
1. Натурализм (от лат. natura -- природа) рассматривает «общество» как естественное продолжение закономерностей природы. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение - торговля, головной мозг - правительство).
В натуралистическом подходе могут быть выделены следующие его варианты:
а) космизм. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений.
б) географический детерминизм (от лат. Determinare -- определять, быть причиной чего-то). Данная философская позиция утверждает, что тип общества и развитие истории определяется особенностью географической и природно-климатической среды.
в) социобиологизм (Э. Уилксон, К. Лоренс. Б. Скиннер и др.) Данные теоретики объясняют тип общества спецификой человека как природного биологического существа, его генетическими и расовыми особенностями.
г) натуралистический социологизм (Бергсон, Зиммель, Шпенглер). В основе жизни людей в обществе лежит биология, потребность жизни. Социальность - это форма организации жизни, найденная самой природой.
2. Идеализм исходит из признания первичности духовной, идеальной стороны общественного развития (логос, Бог, идея, сознание) как основы объединения людей в единый «социальный организм», их социального поведения и действий. Варианты идеализма:
а) идеократизм - источник развития общества независим от отдельных людей и находится в неком Абсолютном Духе, идее (Гегель). Абсолютный Дух творит историю, определяя все действия людей. Люди подобны куклам в театре марионеток. Они связаны многочисленными нитями с Духом-творцом, направляющим и определяющим их деяния;
б)теократизм. Сущность связи в обществе усматривается, прежде всего, в комплексе тех или иных идей, верований, мифов.
3. Материалистические тенденции в обществоведении проявляются в поиске материальных оснований исторического процесса (географические условия, орудия труда, экономические отношения и др.). Наиболее полно и последовательно эти тенденции воплотились в историческом материализме, теоретическая основа которого - материалистическое понимание истории.
Связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эти системообразующие факторы зависят, в свою очередь, от ряда природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и т. д. Однако определяющим является общественное бытие людей, т. е. своеобразная «социальная материя», которая предстает как «реальный процесс» жизни людей. Материалистическое понимание истории делает упор на объективность процессов, происходящих в обществе на принципах детерминизма, согласно которому из определенной формы материального производства «...вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим». (К. Маркс) Общество можно изучать как «естественно-исторический процесс», подобно тому, как естествознание изучает природу и ее законы. Общественные законы, в отличие от законов природы, возникают позже, реализуются только в сознательной деятельности людей, более сложны по механизму проявления и в высокой степени вероятностны («законы-тенденции»).
Технологический детерминизм делает акцент делается на технике или на определенной технологии как основании создания единого общества. Его представители - Ростоу, Арон, Белл.
4.Конвенционализм (фр. convention - договор, соглашение). По-другому эту теорию называют атомистической теорией общества. Согласно этой теории, нет единого основания, объединяющего людей в общество. Хотя в «естественном» состоянии «человек человеку - волк», люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое существование. Люди - это атомы, которые просто договорились друг с другом и чтобы сосуществовать образовали государство и право. Таким образом, общество - это конгломерат индивидов, связанных условными договорными связями (Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций и др.).
5.Психологизм характеризуется стремлением объяснить единство общества и социальных отношений на основе психологических факторов. психологические теории:
Интеракционизм (например, Дж. Мид). Представители этой теории объявляют, что общества нет, а есть только непосредственное психологическое взаимодействие людей между собой (inter - action), считают появление государства и общества фикциями.
Теория Э. Фромма выводит содержание общества и его тип из фундаментальных психологических потребностей, составляющих понятие, «природа человека». Пять основных врожденных психических потребностей составляют человеческую природу: первая - потребность в единении с другими людьми. Из этой невыносимости одиночества вытекает, по Фромму, само существование общества. Вторая - потребность преодоления стремления к пассивности. Это обуславливает либо творческую, либо разрушительную деятельность в обществе. Третья -- потребность в укорененности, безопасности. Из этой потребности Фромм выводит патриотизм, национализм. Четвертая - потребность переживания самотождественности. Эта потребность реализуется через самоотождествление индивида через принадлежность к клану, группе, конфессии. Наконец, пятая - потребность духовно и эмоционально ориентироваться в мире. Эта потребность удовлетворяется нравственностью, религией, наукой, философией и т.п. Итак, по Фромму, общество возникает из действий людей, побуждаемых врожденными потребностями. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |