|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Антропология фейербаха
Последним крупнейшим представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах (1804 - 1872). Основные сочинения Л. Фейербаха: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основные положения философии будущего». Идеолог радикальной буржуазии, бывший ученик Гегеля, он выступил с развернутой критикой взглядов своего учителя. Вот его характерные высказывания: «Мыслимое бытие не есть действительное бытие», «Философия Гегеля - рациональная мистика».
Влияние Фейербаха на философскую мысль было колоссальным. Фейербах продолжил материалистическую линию Демокрита, Эпикура, Спинозы, французских материалистов XVIII в. «Материя есть существенный объект ума». Природа создала не только «мастерскую желудка», но и «храм мозга», утверждал Фейербах. Основой познания он считал чувства, именно они «читают книгу природы». Но он не был узким эмпириком, сенсуалистом, так как высоко оценивал значимость разума. Признавал он и роль практики в познании (она разрешает сомнения), но в то же время практику он сводил к чувственной деятельности. И все же и этот замечательный мыслитель остался на уровне метафизического материализма. Диалектику Гегеля он просто отбросил, не пытаясь ее переработать. Это значит, что рациональное «зерно» гегелевской диалектики он не разглядел из-за общего отрицательного отношения к философии своего предшественника.
В трактате истории Л. Фейербах опирается на антропологический принцип (антропос - человек). Реально существующий дух, по его мнению, имеет только земную основу, и этой основой является человек: «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек». Вместе с тем сущность человека понимается им как исключительно жизнь человеческого разума и сердца (чувств). Люди просто совершали ошибку, приписав свою собственную сущность богу или абсолютной идее, считал Фейербах. Он утверждал, что надо теперь создать истинную религию - религию самого человека, основной заповедью которой будет всеобщая любовь людей друг к другу. Но почему раньше люди ошибались, а теперь все вдруг станут любить друг друга? Только потому, что философ все им объяснил? Сама духовная сущность человека, ее формирование и изменение должны получить объяснение из собственной материальной основы общества. Но Фейербах, рассматривая человека в отрыве от исторических условий и социальной среды, не сумел найти эту основу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |