АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропологический материализм Людвига Фейербаха

Читайте также:
  1. Английский материализм 17 века.
  2. Антропологическая философия Л. Фейербаха.
  3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
  4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  6. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  7. Антропологический материализм Фейербаха
  8. Антропологический материализм.
  9. Антропологический материализм» Л.Фейербаха
  10. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).
  11. Антропология фейербаха.

Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872) принадлежал к числу наиболее известных представителей немецкой классической философии. К созданию своей философской концепции, которая, по его замыслу, должна была стать «новой философией», философией будущего, Фейербах приходит через критическое осмысление

гегелевской философии. В последней его не устраивает ряд аспектов: 1) притязание Гегеля на создание универсальной философской системы на все времена; 2) идея тождества бытия и мышления; 3) идеалистический панлогизм, утверждающий, что мир – это проекция логики, это самоотчуждение логической идеи в природу; 4) гегелевский вариант решения проблемы соотношения религии и философии, согласно которому эти две формы проявления человеческого духа вполне согласуются между собой. Следствием этого критического осмысления явилось стремление Фейербаха перевернуть гегелевскую философию, заменив её исходные положения противоположными идеями. Так, анализируя тезис о тождестве бытия и мышления, он отмечает, что подобное тождество является истинным только в том случае, если в качестве его основания будет взят конкретный, реальный человек, поэтому сверхчеловеческий разум не может являться исходной точкой философии, как это было в гегелевской системе. Фейербах считает, что философия должна обратиться к природе, в том числе и к её вершине – человеку, что именно природа есть подлинное начало философии. Он стремится устранить из философии всё сверхприродное и всё сверхчеловеческое путём соединения человека и природы. При этом природа становится человеческой сущностью, а человек понимается как психофизическое существо. Не проблему природы, а проблему человека Фейербах начинает рассматривать в качестве исходной, основополагающей в своём теоретическом анализе.

Философ в своих размышлениях стремился исходить из целостности индивидуальности человека, поэтому ни материализм, ни идеализм не были для него приемлемы. Идеализм отвергался Фейербахом потому, что искажает действительность. Выступая против материализма, философ делает вывод о том, что материализм представляет собой слишком упрощённое решение философских проблем. Единственной истиной для него становится антропология. И всё же в таких работах, как «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего» Л. Фейербах излагает именно материалистические взгляды, создаёт свой вариант материализма, основным принципом которого становится антропологизм. Антропологизм – философская концепция, согласно которой исходной мировоззренческой категорией является понятие «человек». Для Фейербаха человек – это существо природы. Природа первична по отношению к человеку и его сознанию, именно она определяет его сущностные характеристики. Тем самым немецкий мыслитель становится родоначальником антропологического материализма. Вместе с тем его материализм имеет ряд недостатков. Фейербах не признаёт влияния общества и культуры на процесс формирования личности. Он предлагает теоретическую модель абстрактного человека, живущего вне социального времени и пространства. Согласно его подходу, человеческая сущность раз и навсегда задана природой, а не является результатом общественно-исторического развития. Фейербах не учитывает то обстоятельство, что человек связан с природой не столько фактом своего рождения, сколько своей преобразующей природу деятельностью.

Для Фейербаха человек является не столько существом мыслящим, сколько в первую очередь существом ощущающим и чувствующим. Мыслитель признавал только тождество бытия и чувственности.

Строя свою модель познания, немецкий философ опирается на идею сенсуализма. По его мнению, процесс познания в своей основе опирается на чувственное восприятие, вызванное воздействием объектов на наши органы чувств. Процесс познания рассматривается Фейербахом изолированно от практической деятельности, трактуется как пассивный акт восприятия субъектом воздействий окружающего мира, т.е. познание носит созерцательный характер.

В своей философии Фейербах уделяет пристальное внимание религии. Предпринимая критику религии, немецкий мыслитель не пытается доказать, что Бога нет, а стремится проникнуть в суть данного феномена. Фейербах не ставит перед собой цель устранить религию, он хочет усовершенствовать её, создать её глобальную концепцию. Фейербах обнаруживает психологические корни веры в Бога. Человек, отмечает он, боится смерти и жаждет бессмертия. Религия обещает ему исполнение этих желаний. Религия делит мир надвое: мир естественный и мир сверхъестественный, причём второй господствует над первым. Обращаясь к религии, человек, по мнению Фейербаха, признаётся в своём несовершенстве и закрепляет его. Философ отмечает, что тайной идеализма Гегеля является религия. Абсолютная идея Гегеля – это философский псевдоним Бога, и вообще идеализм – это наукообразно поданная религия. Религия, по Фейербаху, есть превратное человеческое самопознание. Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчуждённый от самого человека смысл. Образ Бога – это собирательный образ высших человеческих достоинств. Измыслив Бога, люди ставят его над собой. Религия, по мнению Фейербаха, нравственности не придаёт. Анализируя сущность христианства, немецкий философ использует исторический подход. В христианстве его не устраивает ряд положений. Прежде всего то, что христианство заменяет подлинное действующее лицо религии – человека, являющегося настоящим богом, вымышленной идеей бога. Вера фактически лишает человека свободы. Сама вера противоречит морали, поскольку порождает у верующих чувство превосходства и тщеславия. Вера не только не объединяет людей, она их делит на друзей и врагов, она является олицетворением добра по отношению к верующим и зла по отношению к неверующим. С точки зрения Фейербаха, религия антигуманна по своей сути. Вера в бога обесценивает реальную земную жизнь, делает бессмысленными любые человеческие действия. Фейербах выступает против христианской формулы «Бог есть любовь». Бог не может быть любовью в полной мере, поскольку он предполагает веру, а она ограничивает любовь. Данное утверждение подтверждается практически. Христианство запятнано кровью тех, кто не принимал его идеи. Вместе с тем немецкий философ не может отказаться полностью от религии, он предложил собственный вариант новой религии – религии без Бога, в основе которой лежит тезис о том, что «человек человеку бог». Каждый человек – это Бог, т. е. для каждого из нас любой человек, наделённый всеми самыми хорошими качествами, является Богом.

Сконцентрировав внимание на проблеме человека, Фейербах не создал оригинальную философию природы. Последовательно осуществляя антропологический подход к философии, немецкий мыслитель сосредотачивает внимание не на природе самой, а на отношении к ней человека. Философ отмечает, что взгляды на природу и отношение к ней в разные периоды и у разных народов были различны. Греки смотрели на природу теоретически, они считали её вечной. Для них природа – это истина, которую нужно изучать, чтобы восхищаться ею. Израильтяне, подчёркивает он, относились к природе с точки зрения утилитаризма и пользы. Немецкий мыслитель призывает восстановить утраченное отношение к природе как к истине и источнику красоты.

Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека. Человек для него не только духовное, но и телесное существо. Дух и материя слиты, нераздельны в человеке. Данная философская концепция получила различные интерпретации: марксизм признал её одним из своих источников, подчёркивая материализм и атеизм, а немарксистские историки философии считают её предшественницей философской антропологии.

Тема 8. Становление и основные направления неклассической философии.  

1. «Воля к жизни» Артура Шопенгауэра.

2. «Воля к власти» Фридриха Ницше.

3. Экзистенциализм в XX в. Учения Жана-Поля Сартра, Альбера Камю.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)