АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Буддизм. В VI в. до н.э. в Северной Индии возникает буддизм – учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н

Читайте также:
  1. II.4.2.Буддизм
  2. II.4.3.Три драгоценности буддизма
  3. II.4.4.Чань-буддизм
  4. Благородні істини буддизму
  5. Буддизм
  6. БУДДИЗМ
  7. Буддизм
  8. Буддизм
  9. Буддизм
  10. Буддизм
  11. Буддизм

В VI в. до н.э. в Северной Индии возникает буддизм – учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29 лет он ушёл из дворца и занялся аскетической практикой (нарушив тем самым законы кастового деления общества). Согласно легенде, этот поступок был вызван осознанием того, что жизнь людей полна страданий и желанием найти путь к избавлению от них. После нескольких лет занятий аскезой, завершившимся 40-дневной медитацией, Сиддхартха Гаутама достиг

просветления, то есть стал «буддой» (пробуждённый, просветленный). Долгие истязания плоти и отречение от мирских благ не принесли ему желаемого духовного мира. Гаутама приходит к выводу, что ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни сидение на корточках не ведут к очищению души и преодолению сомнений. У Будды было много учеников, но сам он ничего не писал, поэтому у историков философии есть проблемы с определением исходного содержания учения Будды.

Общепризнанной основой его учения считаются четыре «благородные истины», изложенные Буддой в его первой (Бенарезской) проповеди. Суть этих истин состоит в следующем:

  • жизнь есть страдание (рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это всё ведёт к страданию);
  • причина страданий – желания: жажда жизни, жажда смерти, жажда удовольствий;
  • чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (жажды);
  • чтобы избавиться от желаний надо следовать путём Будды.

Будда предлагает восьмеричный путь спасения:

1. правильное воззрение на вещи;

2. правильное намерение, т.е. дружественность по отношению ко всему живому;

3. правильная речь, т.е. воздержание от лжи, клеветы, сплетен;

4. правильное действие, т.е. воздержание от убийства, воровства и недозволенных половых связей;

5. правильная жизнь, т.е. воздержание от добывания средств к существованию способами, могущими принести вред другим существам;

6. правильное усилие, т.е. старание освободиться от неблагоприятных состояний сознания;

7. правильное внимание, т.е. пристальное наблюдение за собственным телом, чувствами, умом, состояние глубокой концентрации;

8. правильное сосредоточение, т.е. углубленный поиск истины.

Свой путь Будда назвал «срединным», то есть отличным как от пути аскета, так и от пути обыкновенного человека. Истина не в жадном наслаждении жизнью и её удовольствиями, но и не в полном отказе от жизни. Путь Будды – это путь совершенствования своей человеческой природы, вплоть до её преодоления и раскрытия в себе абсолютного, божественного начала. Достижение этого происходит в нирване.

Нирвана (дословно – угасание, затухание) – это чистое, безобъектное состояние сознания, полное преодоление страдания. Нирвана достигается при жизни, а не после смерти (в отличие от мокши), точнее, нирвана есть выход «по ту сторону» жизни и смерти, обретение бытия.

Нирвана – это и психическое состояние и, одновременно, высшая реальность. В ней происходит снятие противоположности объективного и субъективного, духа и материи. Нирвана может быть достигнута представителем любой касты. Это положение, как и предыдущее, противоречит учению Вед и делает буддийскую философию неортодоксальной.

Достижение нирваны – длительный труд, предполагающий последовательное прохождение по всем ступеням так называемого «восмеричного пути».

Таким образом, философия раннего буддизма есть, прежде всего, этическое учение. О многих философских проблемах Будда, как свидетельствуют его ученики, принципиально не хотел высказываться. Он настаивал на практическом значении своего учения, скептически относился к абстрактному теоретизированию, трактующему далекие от жизни вопросы.

Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления и школы буддизма, которые развивают исходное учение и стремятся ответить на вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые направления ассимилируют многочисленные элементы других религий, в частности индуизма, провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских.

Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна («малая колесница»), в котором путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Другие школы буддизма указывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину, не подходящую для распространения учения Будды. В учении махаяны («большая колесница») важную роль играет культ бодхисатв – индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует своё предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трёх телах, из них только одно проявление Будды - в образе человека - наполняет всё живое. Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения (например, некоторые ступени восьмеричного пути) наполняется новым содержанием.

Кроме хинаяны и махаяны - этих главных направлений - существовал и целый ряд других школ. Буддизм вскоре после возникновения распространился на Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.

В завершение следует отметить то, что философские идеи мыслителей древнего Китая концентрировались, главным образом, вокруг проблемы рационализации государственного устройства и морального совершенствования человека. В древней Индии мыслителей интересовали проблемы смысла жизни, сверхъестественных способностей человека, совершенного образа жизнедеятельности. Осмысление древневосточными мыслителями этих и других проблем сыграло положительную роль в истории философии.

 

Тема 3. Древнегреческая философия  

1. Социокультурная обусловленность феномена древнегреческой философии. Милетская школа.

2. Философия Гераклита.

3. Учение элеатов. Проблема бытия.

4. Материалистический атомизм Демокрита.

5. Философские воззрения софистов.

6. Философия Сократа.

7. Объективный идеализм Платона.

8. Философия Аристотеля.

9. Философия эпохи эллинизма (кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)