АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сверхчеловек

Читайте также:
  1. Внутренние и внешние барьеры
  2. Глава 5. Философия XIX века
  3. Занятие 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII ВВ.)
  4. ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
  5. О дарящей добродетели
  6. Особенности философии неклассического периода
  7. Постклассическая философия 19-20вв. Рационализм и иррационализм. С. Кьеркегор,А. Шопенгауэр,Ф. Ницше.
  8. РЕЧИ ЗАРАТУСТРЫ
  9. Словарь основных терминов
  10. Тема №7. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. Философия жизни
  12. Философия и религия сегодня

Кто сможет взвалить на себя ответственность за сохранение рода людского, жизни?

Последуем же за Заратустрой, глашатаем идей Ф. Ницше. С вестью о смерти Бога и с проповедью любви к дальнему отправился Заратустра на поиски способного взять на себя ответственность за сохранение рода людского.

Рыночная площадь – это то место, где весть о смерти Бога оказалась не понятой, поскольку для людей на торжище Бог ещё и не родился. Люди рынка никогда в своей жизни не руководствовались моралью, любовью к ближнему. Их идол – золотой телец. Корысть, злоба к ближнему, стяжательство – их мораль. На рынке – чернь, «жертвы желудка» – дочеловеческие существа (человек общества потребления), у которых тело правит балом, дух же ещё не родился, либо уже погиб под гнётом плоти. Насмешки и ругань – вот что встретил на рыночной площади певец новых ценностей.

Ученики, увязавшиеся в городе за Заратустрой, оказались способными услышать весть о смерти бога, но истолковали её как добро на своеволие. Если Бога нет, человек – Бог, и всё дозволено! Задай себе вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» и, если не пробирает дрожь, распоряжайся жизнью и смертью себе подобных в соответствии с личными склонностями! Это тоже жертвы и слуги, правда, не плоти, а своеволия и честолюбия. Им так же не по силам смерть Бога, не доросли до задачи. Под Богом ходили, но по принуждению, он для них – тюремщик. Пророк прогнал учеников, претендентов на престол Бога. Бог умер не для того, чтобы его место занял какой-либо иной идол или человек. Главное же – со смертью Бога рушится и престол. Нет его больше, некуда карабкаться!

В печали возвращаясь к себе в пещеру, Заратустра услышал крики о помощи. Он повстречал Папу Римского – первого слугу Бога. Знатока пиявки – служителя Истины. Королей – слуг Власти. Падшего человека – слугу Порока. Его гости разочаровались в своих богах и взывали о помощи. От прежних собеседников пророка они отличались, во-первых, тем, что служили не себе, а тому, что превосходит каждого. И, во-вторых, служение богам не было обусловлено корыстью, своеволием, надеждой на награду и пр. Верой и правдой служили гости Заратустры своим идолам. Но помолившись ослу Заратустры, его гости приравняли свои прежние ценности к глупому животному и отреклись от своих иллюзий. Пророк воспрянул духом, ибо увидел, что повстречал человека. Его гостями были если уж не «сверхчеловеки», то отцы и деды сверхчеловека, того, кто взвалит на себя бремя служения жизни рода.

Человек – это тот, кто ходит под Богом, кто не чужд духовного мира, принимает и следует его ценностям не корысти и славы ради (гости Заратустры).

Человек – это канатоходец на канате жизни, концы которого не имеют опоры ни в Боге, ни в бытии, ни в законах природы. Канат – это жизнь среди бездны, начало которого теряется в прошлом, конец же, послесмерти Бога, беспомощно болтается над пропастью. Под улюлюканье черни (торгашей и жертв своеволия) с каната готов сорваться последний человек, а вместе с ним исчезнет и жизнь человеком.

Человек, даже в лучших своих экземплярах, способен лишь менять одного идола на другого и верой и правдой служить им. Сначала – бытие, затем – Бог, теперь – законы. Но это путь нарастания несвободы человека, его порабощения.

Сверхчеловек как идеал, как цель становится смыслом бытия, смыслом истории. Заратустра трактует эту проблему так: «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. …Вы совершили путь от червя к человеку, но многое от вас осталось от червя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь ещё человек больше обезьяна, чем иная из обезьян. …Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек – смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!»

Сверхчеловек – это тот, кто идёт на смену человеку, будет после человека; это тот, кто сам определяет свои ценности и полагает свою волю как закон, имеет волю к власти над зверем в себе, над самим собой, а, стало быть, не нуждается в кнуте и прянике. Творя свои ценности, сверхчеловек не ставит их над собой, подобно божеству.Это тот, кто стоит по ту сторону Добра и Зла (имморалист), для кого дилемма плоти (источник зла) и духа (добро) не имеет значения. Для кого борьба духа с плотью – бессмыслица, глупость.

Сверхчеловек – это ребёнок, играющий смыслами мира, творящий ценности. Тот, кто идёт на смену верблюду (человек, взваливший на себя ценности прежнего мира), льву (нигилисту, бросившему вызов прежним ценностям).

Итак, жизнь под угрозой. Человек не в состоянии взять над нею «шефство», поскольку, по определению, он тот, кто постоянно попадает в зависимость от своих собственных вымыслов. Более того, его последние порождения (наука и техника), похоже, окончательно усмирили человека, не оставили ему ни единого шанса ускользнуть от тирании монастыря-мастерской. Лишь тот, кто идёт на смену человеку, кто свободен от власти плодов рук своих и плодов воображения, способен опекать жизнь. А это – сверхчеловек, творец, но не слуга ценностей.

В целом же философию жизни Ф. Ницше можно рассматривать как манифест свободы человека по отношению к плодам своей неуёмной фантазии, своего творчества и труда. Ступеньки (бытие, Бог, законы), должны оставаться ступеньками лестницы, а не превращаться в потолок, в предел, в надгробную плиту над жизнью рода.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)