|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие мировоззрения, его роль в жизни общества и человека. Мировоззрение как феномен культурыФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Тема 1. Философия как форма мировоззрения и культуры. Понятие мировоззрения, его роль в жизни общества и человека. Мировоззрение как феномен культуры. К мировоззренческим размышлениям нас побуждают осознание реальности мира, собственного существования. Человека отличает от животных способность рефлексии. Животные тоже переживают происходящее вокруг них в той мере, в которой это непосредственно затрагивает их существование, сказывается на их состояниях. Переживания не отделяют животных от среды обитания а, наоборот, выражают всякий раз определённую связь с ней. Человек, будучи в здравом уме, способен мысленно выделять себя из окружающего мира, отвлекаться от наличных обстоятельств и думать о чём-то другом, осмысливать и обобщать свой опыт. Он может осознавать самого себя как личность, отдавать себе отчёт в своих мыслях, переживаниях потребностях и поступках. Человек стремится к осмысленному существованию. Мы не просто видим, слышим, осязаем, но и осознаём, что это именно мы видим, слышим и осязаем. Наличие сознания и самосознания – огромное эволюционное приобретение человека. Человек склонен подчинять себе мир. Наличие мышления создаёт перед человеком много проблем, которых не знают животные. Не осознавая своей индивидуальности, животное избавлено от сомнений и раздумий, связанных с поиском смысла всего происходящего в их жизни. Способность человека выделять себя из окружающего мира сопряжена с опасностью, совершать ошибки. Человек, как мыслящее существо, нуждается в прочных, надёжных отправных посылках, которые бы ограничили его от цепи бесконечных объяснений. Человеку нужны прочные убеждения, которые бы ориентировали его. Они нужны для того, чтобы цепь обоснований не была слишком длинной. Совокупность самых важных убеждений, устанавливающих наше понимание того, что есть окружающий мир, кто мы такие, какова наша связь с миром – есть человеческое мировоззрение. Мировоззрение состоит из убеждений, а не просто знаний. Знание может быть нейтральным. Знание становится элементом мировоззрения, когда оно имеет достаточную широту и обретает личностную значимость. Мировоззрение – это основа жизни, стержень, на который нанизываются наши чувства. Человек по сути таков, каково его мировоззрение. Мировоззрение с трудом поддаётся самонаблюдению. Жизненный смысл мировоззрения заключается в том, чтобы ориентировать наши мысли и действия. Эти ориентиры должны быть прочными, иначе человек не будет иметь представлений о базовых ценностях. Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизненную позицию и ценностную ориентацию. Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию. Миф – самая древняя форма мировоззренческого обобщения человеческого опыта. Слово «миф» (от греч. mythos – сказание, предание) многозначно. В древнегреческих мифах повествуется о деяниях героев и богов, творении мира и его познании человеком, происхождении людей и животных, важнейших событиях человеческой жизни, некоторых знаменательных исторических событиях. Миф обычно совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Миф опирается на художественно-образное мировосприятие, на внушение, а не на доказательство. На место явлений действительности миф ставит мифологических существ. Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религия основана на мифах и здесь нет чёткого разграничения, но нет и полного тождества. Однако не все мифы религиозны. Отличительный признак религии – это феномен веры. Вера – это убеждённость в чём-то недоказуемом. Вера появляется тогда, когда что-то не поддаётся объяснению. Например, мы часто верим людям, транспорту и т.д. Это так называемая житейская или практическая вера. Религиозная вера – это вера в реальность сверхъестественных сил, управляющих миром и требующих поклонения. Естественными мы называем природные силы и явления, а сверхъестественные – это более могущественные силы. В людях также есть что-то сверх природное (мысли, сознание, духовность). Изначально боги мало чем отличались от людей. В толпе богов не все были нравственными. Но со временем появилась идея единобожия. Она утвердилась в иудея-палестинской среде. Монотеистические религии освящают нормы морали. Религиозное мировоззрение может быть рассматриваемо на двух уровнях: теоретическом и обыденном. Теоретический уровень предполагает концептуальное осмысление религиозных учений, создание правил и норм жизни верующих и духовенства, доказательства сверхестественного происхождения священного писания, богодухновенности священного предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. На обыденном уровне религиозное мировоззрение проявляется в эмоциональной сфере, в переживании личностного религиозного опыта. Одной из из характерных черт религиозного мировоззрения является удвоение мира на человеческий, реальный и божественный, идеальный при приоритете последнего, что в свою очередь проявляется в идеях провиденциализма, телеологии и креационизма. Провиденциализм – это теологическая концепция истории как промысла божьего, согласно которой любое общественное событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, утверждают присутствие Бога в мире и являются проявлением его воли. Телеология утверждает, что всё существующее развивается согласно изначально предустановленных целей, при этом данные цели имеют сверхъестественный источник. Креационизм – религиозное учение о творении мира Богом из ничего. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего сущего. Причём это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание духовного над телесным, чего нет в мифологии. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделённых сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и др.). Религиозное мировоззрение связывает людей в социальное целое. Религия даёт готовый набор мировоззренческих убеждений. В этом и есть сила религии. Но она имеет и обратную сторону – религия догматична. Символы веры догматичны, в них нужно верить и не подвергать их сомнению. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |