АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логика. Учение о сущности

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. V3: Тепловое излучение
  7. А) Первичное обучение
  8. Аристократическое учение о государстве и праве Ф. Ницше.
  9. Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
  10. Атомистическое учение Демокрита
  11. Атомно-молекулярное учение
  12. Б) Обучение на рабочем месте.

Если в целом в рамках «науки логики» учение о бытии есть тезис, то учение о сущности представляет собой антитезис. Сущность постигается размышлением. Переходя от бытия к сущности, мы осуществляем рефлексию. Первый раздел учения о сущности (тезис) – это сущность как основание существования. Антитезис – это явление. Переход к постижению явления – это синтез. К явлению Гегель подходит диалектически, если есть явление, то есть и сущность. Явление – это обнаружение сущности. Каждая вещь характеризуется содержанием и формой. Содержание – это то, что входит в состав вещи. Гегель различает форму внешнюю и внутреннюю. Таким образом, в явлениях есть существенное – закон. Всякий закон выделяет устойчивое в явлениях. Однако Гегель разъясняет, что значение законов не следует преувеличивать. Закон фиксирует устойчивость, но в мире не всё устойчиво.

Единство внутреннего и внешнего, сущности и существования есть действительность. Действительность – это синтез в учении о сущности. Обычно, как отмечает Гегель, действительность противопоставляют мышлению. Но подлинная действительность разумна в своей сущности. Гегель был мастером парадоксов. По Гегелю, не всё, что есть это действительность. Действительность может быть скрытой, или потенциальной. В этом случае говорят о формальной возможности. Например, турецкий султан может стать папой Римским. Однако это будет очень трудно сделать, шансы есть, но они невелики. Действительность, рассматриваемая как возможность, есть случайность. Но бывают обстоятельства, которые делают возможность реальной. Например, возможность пообедать.

В свою очередь, развитая действительность есть необходимость. Задача познания состоит в том, чтобы выявить необходимость, скрытую под покровом случайности. Всякий случай есть реализация необходимости. Например, сдавать экзамен по философии – это необходимость, а вот какой билет попадётся – это уже случайность.

Необходимость может быть абсолютной. Такая необходимость есть субстанция как причина самой себя. Субстанция выступает как причина, которая порождает следствие. Пока необходимость нами не познана, она слепа и мы её рабы. Но если необходимость постигнута нами в понятии, то мы обретаем свободу. Истина необходимости есть свобода, свобода осуществляется в понятии.

Логика. Учение о понятии представляет собой синтез по отношению к учениям о бытии и о сущности. Точка зрения понятия утверждается Гегелем как точка зрения абсолютного идеализма. Гегель решительно возражает против позаимствованного из практического опыта представления о том, что предметное бытие предшествует образованию понятий. Занимая позицию абсолютного идеализма, он убеждён, что понятие является самостоятельной творческой действительностью.

Триадическая структура учения о понятии включает в себя следующие разделы: субъективное понятие (тезис), объект (антитезис), идея (синтез). В свою очередь, учение о субъективном понятии охватывает круг проблем традиционной формальной логики (понятие, суждение, умозаключение). Смысл заключается в том, что сами объекты предстают перед нами в форме понятии, суждения и рассуждения. Объекты бывают троякие: механические, химические, телеологические (биологические). В мире объектов есть движение по направлению от механики к живому. Живой объект содержит в себе цель.

Завершает учение о понятии раздел об идее. Идея есть абсолютное единство понятия и объективности. Идея есть процесс, и как таковая проходит в своём развитии три ступени: жизнь, или идея в форме непосредственности; познание; абсолютная идея как синтез познания и жизни. Здесь Гегель ставит точку. Идея достигла полноты своего содержания. Идея, достигшая своей полноты, превращается в природу. Что это означает понять непросто. Природа представляется как инобытие идеи, что является яркой манифестацией мировоззренческой позиции абсолютного идеализма.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)