|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Аристократическое учение о государстве и праве Ф. НицшеНемецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма в философии, один из самых загадочных и скандальных мыслителей XIX века Фридрих Ницше (1844-1900) рассматривал вопросы государства и права в работах «Греческое государство», «Так говорил Заратустра» (1883-1884 гг.), «По ту сторону добра и зла» (1886 г.), «Воля к власти». Мир, согласно Ницше, есть становление, движение, «вечное возвращение одного и того же». Он отрицает общественный прогресс, противопоставляя ему amor fati («любовь к судьбе»). В основе мира лежит «воля» как движущая сила становления, страсть, стремление к власти, к расширению своего «Я», к экспансии. По Ницше, у человека «воля к власти» тождественна «воле к жизни», в основе которой инстинкт самосохранения и борьба за существование. Согласно философу, вся социально-политическая история это — борьба двух культур — аристократической и плебейской, двух воль — воли сильных, аристократов духа и воли слабых: толпы, рабов, «стада». Аристократическая воля к власти («в ком воля льва») — это инстинкт подъема, воля к жизни. Рабская воля к власти — инстинкт упадка, воля к смерти, ничто. В истории с подъемом связано властвование аристократии (в древних Индии, Греции, Риме), опирающееся на низшие касты или рабов. Это было время героев. Исторический период борьбы народа за демократию Ницше называет периодом упадка, длящегося свыше тысячи лет. Он отвергает идеи равенства и развивает элитарную концепцию устройства «здорового общества». Оно делится на: 1) «высшую касту» (вожди, руководители, гении), имеющую право «воплощать счастье, красоту, добро»; 2) исполнителей их воли (стражи права, порядка и безопасности; 3) остальная масса «посредственности», которую сама природа предназначила быть «общественной пользой, колесом, функцией». Человечество — не цель, но средство. Ф. Ницше критикует существующие теории происхождения государства («это — ложь!»). Родоначальниками народов, по его мнению, были созидающие — они наделили верой и любовью своих соплеменников. Государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение пирамиды власти, подчинения, культуры. Власть — высшая ценность. Когда в государстве воплощается воля аристократии «к проявлению власти или применение власти», тогда политика, законодательство, право — инструментарий культуры, проявление силы и воли, подъема. Высокая культура аристократична, власть толпы ведет к вырождению культуры, декадансу. Современность, по его представлениям, принадлежит черни: арифметическое серое большинство, господствующее в условиях буржуазной демократии, подавляет потенциал «лучших». Человеческий эгоизм стал мерилом всех ценностей — «Бог умер!» Поэтому нужна новая аристократия, враждебная толпе и всякой тирании, аристократия, которая снова напишет слово «благородный на новых скрижалях». Право, по Ницше, — производно, вторично от власти и силы. Он делит право на обычное (традиции) и «произвольное», «приказное». Первое — «легче всего понятое». Второе — «полнее всего продуманное». Нынешний правопорядок в европейских государствах является результатом разных воль к власти, компромиссом, договором борющихся сил: «без договора нет права». Оно — преимущество, привилегия сильных. «Высший человек», «сверхчеловек» у Ницше — символ человека будущего, преодолевающий нынешний мир и нынешних людей, вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью. Культ сильной личности, одержимой волей к власти, противопоставляется идолопоклонству «лишних людей» — почитанию государства. Время королей, мелкой политики миновало, пророчествовал Ницше. Следующее, двадцатое столетие будет временем большой политики — борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Война необходима. По его мнению, не интересам народов, а интересам слиянию европейских наций могут оказать помощь немцы. Он призывал к уничтожению наций, «по крайней мере европейских», так что из всех их, в результате непрерывных скрещиваний, должна возникнуть смешанная раса — раса европейского человека. Социализм немецкий философ отвергает — это «фантастический младший брат почти отжившего деспотизма». Другое дело — социализм как исторический эксперимент. Нужно только выбрать страну, «которую не жалко». Восстания угнетенных, революции — это праздник «черни».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |