|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теория народного суверенитета Ж. Ж. РуссоНовое направление общественной мысли — политический радикализм — связано с именем выдающегося французского философа, писателя, теоретика педагогики, драматурга и композитора Жан Жака Руссо (1712-1778). Его программа коренных преобразований общественного строя отражала интересы и требования масс, городской бедноты. Центральное место в мировоззрении Руссо занимали его социально-политические идеи. Наиболее полное их изложение и обоснование содержали его исторический очерк «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.) и знаменитый трактат «Об Общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.). Проблемы общества, государства и права мыслитель начинает решать, изучая естественное и гражданское состояние человека. В естественном состоянии, по Руссо, все свободны и равны, отсутствует частная собственность. По мере совершенствования навыков и знаний человека складывались общественные связи, зарождались социальные формирования — семья, народность. Семья, по его мнению, — самое древнее из обществ и единственно естественное, прообраз политических обществ Однако развитие цивилизации, по Руссо, привело к появлению и росту общественного неравенства, регрессу свободы. Имущественное неравенство явилось следствием установления частной собственности на землю. На смену естественному состоянию с этого времени пришло гражданское общество. Это привело к появлению богатых и бедных, между которыми разгорается ожесточенная борьба, и, как следствие, возникает политическое неравенство, учрсжденис публичной власти. С ее установлением все согласились, внимая «хитроумным» доводам богатых, надеясь обрести свободу и, обманувшись, «бросились прямо в оковы». Так появилось государство. Теперь общество поделилось на правящих и подвластных. Таковы последствия первоначального договора об учреждении государства, безвозвратно уничтожившего естественную свободу, превратившего ловкую узурпацию в незыблемое право. Правительство и законы здесь утратили правовой характер. Сила заменила право, а рабство — свободу. Необходимо справедливое, настоящее общественное соглашение «подлинный договор между народами и правителями». В результате такого правильного и законного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, в совокупности они получают имя народа, в отдельности — граждан как участвующих в верховной власти, подданных как подчиняющихся законам государства. Отчуждение по общественному договору естественной свободы и равенства возмещается каждому в виде договорно установленных прав и свобод. Общественный договор, по Руссо, служит в государстве основой всех прав. Благодаря ему все становятся «равными в результате соглашения и по праву». Если в естественном состоянии свобода индивида, согласно Руссо, ограничивалась лишь его физической силой, то в республике свобода гражданская ограничена общей волей. Только одна общая воля, считает мыслитель, может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо. Общее благо как цель государства, по его убеждению, может быть выявлено только большинством голосов. Пределы государственной власти в ее взаимоотношениях с подданными, согласно его учению, ставятся границами общественного договора. Верховная власть, какой бы неограниченной, священной, неприкосновенной она ни была, не переступает и не может переступить его условий. Так что суверен никак не вправе наложить на одного из подданных большее бремя, чем на другого. Гражданское равенство, в трактовке Руссо, — это равенство всех как личностей и равенство перед законом. Вместе с тем, суверен, по мысли Руссо, не связан собственными законами. Он вправе изменить и условия договора. Более того, по Руссо, власть суверена включает право на жизнь и смерть подданных. Итак, по Руссо, общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами во имя общего блага — свободы и равенства. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом. Суверенитет трактуется им как «осуществление общей воли», неограниченного власти, направляемого общей волей. По условиям общественного договора она принадлежит народу. Идеи народного суверенитета вместе с идеями равенства и свободы (равных прав и обязанностей) выступают у Руссо как основополагающие принципы республиканского строя, центральные пункты его политические программы. Народный суверенитет имеет, согласно его учению, два признака: он неотчуждаем и неделим. Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли «может быть представляем только самим собою». Законодательная власть — воля суверена и принадлежит, по Руссо. только народу. Суверен действует посредством законов. Законы — акты общей воли. Поэтому парламент или другое представительное собрание депутатов, считает мыслитель, не могут являться представителями народа, они лишь его уполномоченные: «они ничего не могут постановлять окончательно». Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. Законы должны соответствовать праву как «разумной воле». Исполнительная власть (правительство) — сила суверена, согласно Руссо, решения которой не относятся к компетенции суверена или области закона. Она — посредствующий организм между подданными и сувереном. Правительство уполномочено лишь приводить в исполнение законы и поддерживать свободу как гражданскую, так и политическую. Соединение власти законодательной и исполнительной делает правление непригодным. В качестве меры, призванной предотвратить узурпацию власти чиновниками, мыслитель предлагал периодически созывать народные собрания для решения вопросов о доверии правительству и должностным лицам. В зависимости от того, кому суверен вручает правление (всему или большей части народа, немногим или одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. В чистом виде, замечает он, эти виды правления не существуют. Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократические — для средних, а монархические — для больших. В условиях народовластия «даже монархия становится республикой». Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, по Руссо, есть худшее. Всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением. «Таким образом, — подчеркивает он, — я называю Республикой всякое государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им». По мнению мыслителя, общественный договор дает жизнь государству, наделяет же волей и движением его законодательство. Соглашения и законы объединяют права и обязанности граждан, возвращают справедливость. Руссо выделяет четыре рода законов: политические (основные), гражданские, уголовные и «наиболее важные из всех» — нравы, обычаи и особенно общественное мнение. Последние законы «запечатлены не в мраморе, не в бронзе, — пишет просветитель, — но в сердцах граждан; они-то и составляют подлинную сущность государства;... когда другие законы стареют или слабеют, они возвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первых установлений и незаметно заменяют силою привычки силу власти». В духе Ш. Монтескье он говорит о необходимости учета в законах географических факторов, нравов, обычаев народа, которые делают «его законы пригодными для него одного». Для перехода к настоящему народовластию необходим мудрый законодатель. Чтобы открыть наилучшие правила общежития, нужен ум высокий, понимающий страсти и природу людей, готовый трудиться в одном веке, а пожинать плоды в другом. «Потребовались бы Боги, — заключает Руссо, — чтобы дать законы людям». Деятельность такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает почву для мудрых актов суверена.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |