|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствияПонятие «социального государства» впервые было сформулировано немецким ученым Лоренцом фон Штайном (1815-1890) в 1850 г. Он писал, что такое государство «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного (индивида) выступает условием развития другого и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». Государство — высшая форма общества. В нем устанавливается органическое единство самых разных индивидуальных воль и действий людей, образующих общество. Оно, считал Штайн, есть персонифицированный организм общей воли и потому должно служить только общему, обеспечивать свободу. Неприкосновенность блага и свободы и есть право. Доктрина социального государства — составляющая теории правового государства. В XX веке теория правового государства значительно обогатилась, а ее отдельные положения были существенно пересмотрены. В условиях нараставшего влияния социал-демократического и революционного движения с конца XIX в. правящие круги ряда стран Западной Европы и США вынуждены были развивать социальное законодательство, учитывать в своей политике запросы и требования неимущих, реализовать многие положения социалистических идей. Под политикой социального благоденствия в 40-50-е годы понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе прожиточный минимум. В последующие годы расширялось законодательство о демографической, экологической, культурной политике государства. Понятие «социальное государство», стало конституционным принципом, интерпретировано как особенный тип государства и впервые закреплено в программных документах многих политических партий, а также в Конституциях ФРГ 1949 г., Франции 1958 г. и Испании 1978 г. В программах либерально-демократических партий оно трактуется как «государство социальных услуг», «государство всеобщего благоденствия». Идеологи неолиберализма выдвигают лозунги общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи малоимущим, утверждения в общественной жизни отношений солидарности и партнерства. Социал-демократические партии рассматривают социальное государство как этап перехода к социальной демократии, а социальную политику государства как прямую обязанность, вытекающую из предоставленных гражданам социальных прав. Теория государства благоденствия, отражавшая настроения и интересы средних слоев, начала активно разрабатываться в 50-е годы в условиях экономического подъема в странах Западной Европы, США, Японии. Одним из ее создателей был шведский экономист и государственный деятель Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987), автор известных книг «За пределы государства благоденствия», «Мировая экономика». Г. Мюрдаль утверждал, что всеобщее благоденствие уже достигнуто в индустриальных странах Запада. Суть теории общественного благоденствия, как он ее формулировал, заключается в том, чтобы «мирно и без революции — а фактически взамен революции — проводить в капиталистическом государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику страны в соответствие с интересами большинства граждан». Такие государства будут обладать рядом общих признаков: сочетание рыночной экономики с государственным планированием, необходимым для поддержания равновесия и стабильного роста экономики; тенденцией к демократизации политической жизни, позволяющей перейти к децентрализации государства и передаче части его функций органам местного самоуправления и добровольным объединением граждан; обеспечить их участие в распределении социальных благ и в «расширяющемся народном контроле». Мюрдаль предлагал выйти за рамки организации благоденствия в национальных масштабах и положить идеи социальной политики в основу межгосударственных отношений. Будущее, по его мнению, — за мировым порядком социального благоденствия. Люди способны направить развитие общества в соответствии со своими идеалами. Как полагает французский социолог Мишель Крозье (1922 г. р.), современное социальное государство нуждается в трансформации, превращении в «скромное государство», стремящееся поставить себя на службу обществу, а не командовать им. «Главной функцией такого государства должно было бы стать стремление в первую очередь помочь всем социальным подсистемам, которые составляют общество, возглавить общество, найти наилучшие регуляции изменений и возглавить крестовый поход за инвестирование в качество».
7. Теория “демократического социализма” Теория “демократического социализма”, окончательно сформировавшаяся после второй мировой войны, стала официальной теорией многих социалистических и социал-демократических партий мира. Идейные истоки ее лежат в политических взглядах Э. Бернштейна с его диллемой “реформа или революция”, а также К. Каутского, акцентировавшего внимание на проблеме “демократия и диктатура”. Несомненно и влияние идей солидаризма и институционализма, породивших идеологию плюралистической демократии. Сам термин “демократический социализм” начал входить в политический обиход между первой и второй мировыми войнами как антитеза той модели социализма, которая создавалась в Советском Союзе. Однако обстоятельная разработка основных положений теории была начата во время второй мировой войны, когда появились работы духовных отцов “демократического социализма”: члена исполкома лейбористской партии Англии Г. Ласки “Размышления о революции нашего времени”, председателя социалистической партии Франции Л. Блюма “В человеческом масштабе”, председателя социал-демократической партии Австрии К. Реннера “Новый мир и социализм”. Авторы теории “демократического социализма” исходили из того, что предсказание Маркса и вслед за ним Ленина об обострении классовой борьбы и принятии ею революционных форм, их представления о государстве как организации господствующего класса, орудии его диктатуры, о сугубо классовом и формальном характере демократии не соответствуют современным реалиям, что на смену полярности классовых интересов приходит социальный плюрализм, позволяющий их согласовывать. Рабочие и капиталисты даже перестают быть врагами: капиталисты уже не обладают полновластием в обществе, а рабочие стали полноправными гражданами государства и могут использовать его для защиты своих интересов. Пролетарская революция представляется авторам теории невозможной в современных условиях и нежелательной, ибо препятствует развитию демократии и приводит, как показал опыт, к диктатуре. Демократия и диктатура пролетариата несовместимы. Рабочий класс должен ориентироваться на завоевание парламентского большинства (что английские лейбористы назовут “революцией с согласия”). Это не должно привести к коренным изменениям отношений собственности, поскольку современная концепция социализма несовместима с общественной собственностью на все средства производства: целью должно являться сочетание общественной собственности в ряде важнейших отраслей производства с частной собственностью в значительно большей группе отраслей промышленности. Ведущие идеи “демократического социализма” были закреплены в принятой в 1951 г. во Франкфурте I конгрессом Социалистического интернационала, объединившего около 50 социал-демократических и социалистических партий. Декларации “Цели и задачи демократического социализма”. Коммунизм, по мнению авторов Декларации, является инструментом нового империализма, породившим в Советском Союзе огромные контрасты в распределении богатств и привилегий, создавшим новое классовое общество, в котором отсутствует демократия и господствует “государственная монополия с тоталитарным планированием”. Социализм характеризуется в Декларации как международное движение, участники которого стремятся к одной цели – ”к системе социальной справедливости, лучшей жизни, свободе и миру во всем мире”. Социалисты могут исходить из марксистского или иного метода анализа общества, вдохновляться религиозными или гуманистическими принципами. Главное – расширение свободы индивидуума на основе социальной обеспеченности и постоянно растущего благосостояния. Необходимым условием этого является использование институтов демократии для создания социалистического общества и его развития. Обязательными признаками демократии в Декларации называются свобода слова, образования, религиозных убеждений, свобода выборов при всеобщем голосовании, судебная система, обеспечивающая гласный процесс в независимых судах, партийный плюрализм и право на оппозицию.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |