|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политико-правовая мысль в условиях кризиса древнегреческой государственностиВ последней трети IV в. до н. э. греческие полисы теряют свою независимость и подпадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в философии и доктринах Эпикура, стоиков, Полибия. Эпикур (341-270 гг. до н. э.) — автор многих философский произведений, основатель школы в Афинах. В философии придавал первостепенное значение этике. Эпикурейцы стремились указать человеку правильный путь в жизни, следуя которому он приобретал бы безмятежность, удовольствие, свободу и счастье — первые прирожденные блага человека. Главная цель государства и основания политического общества состоит, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалению от толпы, независимости от общества. С таким пониманием смысла свободы связана и эпикурейская трактовка государства и права как договора людей между собой об общей пользе и взаимной безопасности. Эпикуровская договорная трактовка государства и права подразумевает равенство, свободу и независимость в умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов. Против философии индивидуализма Эпикура выступили стоики. Зенон (ок. 336-264 гг. до н. э.) — основатель школы стоицизма, пришел к выводу: над миром господствует необходимость, или фатум. Зенон и его ученики развивали космополитические воззрения о том, что все люди и по своей природе, и по закону мироздания — граждане единого мирового государства (космополиса), граждане Вселенной. Рабство не имеет оправдания. Любовь к себе подобным — требование высшего закона. Зенон и его ученики развивали космополитические воззрения о том, что все люди и по своей природе, и по закону мироздания — граждане единого мирового государства (космополиса), граждане Вселенной. Рабство не имеет оправдания. Любовь к себе подобным — требование высшего закона. Учение стоиков оказало заметное влияние на древнегреческого историка и политического деятеля Полибия (ок. 205-128 гг. до н. э.). Автор знаменитой «Всеобщей истории» в сорока книгах развил учение Платона, Аристотеля и их последователей о государстве, его происхождении и эволюции, формах и т. д., изложил исторический подход к вопросам государства и права. Полибий утверждал: подобно живым организмам всякое общество проходит в своем развитии четыре стадии — зарождения, расцвета, упадка и, наконец, гибели. Развитие общества трактуется как бесконечное движение по кругу, исторической спирали, где «формы правления меняются, переходя одна в другую, и снова возвращаются». Следуя Платону и Аристотелю, Полибий считал форму государства олицетворением верховной власти в обществе. В зависимости от числа правящих он различал «правильные» формы (царство, аристократия, демократия), внутреннее состояние которых характеризуется спокойствием, гармонией отношений между правящими и управляемыми, господством «добрых» законов и обычаев. Но при наличии одного признака (числа правящих) они в историческом развитии изменяются на противоположные. Так, первоначальный вождь, царь, «выделившийся из толпы своей силой и отвагой», с течением времени превращается в тирана (особенно извращается царская власть его наследниками). Тирания — время упадка власти, беззакония, произвола, которые не желают терпеть люди благородные и отважные. При поддержке народа они свергают тирана и учреждают аристократию. На первых порах ее правители пекутся о всеобщем благе, но постепенно перерождаются в олигархов, злоупотребляют властью. В олигархии царит беззаконие, стяжательство, корыстолюбие, пьянство и обжорство. Успешное выступление народа против олигархов приводит к демократии, где при жизни первого поколения правителей высоко ценятся равенство и свобода. Но постепенно толпа, привыкшая кормиться за счет подачек, выбирает себе в вожди демагога, а сама устраняется от государственных дел. Демократия вырождается в охлократию. С точки зрения круговорота государственных форм охлократия является не только худшей, но и последней ступенью в смене форм. При ней «водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет властителя и самодержца». Так исторический круговорот государственных форм замыкается и соединяется снова с исходным. Неустойчивость простых форм государства, хотя и правильных, где воплощается лишь какое-то одно начало, со временем вырождается, что приводит Полибия к выводу: «Несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименованных выше», т. е. царство, аристократия и демократия. Главное преимущество смешанной формы правления он видел в обеспечении устойчивости, долговечности государства, предотвращении перехода к извращенным формам правления. Таким наилучшим устройством, по его мнению, отличается римское государство. Устойчивости государства здесь придают полномочия «трех властей» — власти консулов, сената и народа, выражающих царское, аристократическое и демократическое начала.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |