АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение о государстве Ж. Бодена. Теория государственного суверенитета

Читайте также:
  1. A) государственное ценообразование
  2. B. обучение образам правого полушария
  3. ERG – теория Альдерфера
  4. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  5. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  6. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  7. I. Теория естественного права
  8. I.1.5. Философия как теория и
  9. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  10. II. получение наслаждения
  11. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  12. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы

В своем главном труде «Шесть книг о госу­дарстве» Боден изложил взгля­ды на государство, пути и методы упрочения централизованной монар­хической власти, обосновал понятие суверенитета как неотъемлемого признака государства.

По Бодену, «государ­ство есть осуществление суверенной властью справедливого управле­ния многими семьями и тем, что находится в их общем владении».

Основанием и ячейкой государства у Бодена является семья, из которой и происходит государство. Государство — совокупность семей, а не индивидов. По своему статусу глава семьи — прообраз и отражение именно государствен­ной власти. Но она отличается от семьи суверенностью. Суверенитет — определяющий признак государства, возникшего по принуждению сильнейших или же в результате договора. Главная цель справедли­вого управления государством — высшее благо государства, человека и гражданина.

Суверенитет, утверждает Боден, есть абсолютная и постоянная власть, означающая высшую власть повелевать. Абсолютность суве­ренитета означает, что суверенная власть не подчиняется повелениям других, не знает каких-либо ограничений для проявления своего могу­щества, кроме подчинения человеческим законам. Постоянство суверенитета означает, что суверенная власть — не временная, а неизменная, «веч­ная» власть. Суверенная власть является также властью единой, т. е. ее прерогатива принадлежит только ей. Источником суверенитета, по Бодену, является народ: «суверенитет кроется в совокупности свобод­ных и разумных существ, составляющих народ». Носителем сувере­нитета является государь, которому народ делегировал власть.

Ж. Боден выделяет пять признаков суверенитета (полномочий суверена): право верховной власти издавать и отменять законы; решать вопросы войны и мира; назначать должностных лиц; осуществлять верховный суд и право помилования; чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати. Суверен издает законы, но не создает право: право «несет с собой справедливость, а закон — приказ». Право само выступает целью бытия государства. Закон — приказ суверена, обязательный для исполнения.

Ограничения суверенной власти: 1) суверен не вправе действовать произвольно, но лишь в соответствии с началами справедливости; 2) Суверенная власть не может нарушать божественные и естественные законы, ибо не распространяется на них; 3) частная жизнь граждан — вне полномочий суверена.

Ж. Боден убежденный сторонник суверенной монархической вла­сти. Как во вселенной над всем властвует Бог, а на небе солнце, так и у общности людей должен быть один правитель. Но допускает наличие в монархии отдельных элементов аристо­кратической и демократической форм правления. Поэтому, наилучшей формой государства он считал королевскую монархию, где верховная власть целиком принадлежит монарху, а управление страной сочетает в себе принципы аристократические (на ряд должностей, преимуще­ственно в суде и войске, король назначает только знатных) и демокра­тические (некоторые должности доступны всем сословиям). Француз­ский юрист против выборной монархии — это ведет к смутам и усо­бицам.

К демократии и аристократии Боден относился отрицательно. В демократическом государстве много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ — «зверь многоголовый», не может поставить что-то хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших. В аристократии власть принадлежит знатным, здесь умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с борьбой партий и группировок.

По мнению Бодена, устройство государства прямо направлено про­тив закона Бога и природы, если в нем общность имущества и нет частной собственности. «... Если нет ничего частного, то нет и ничего общего».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)