АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социалистические политико-правовые учения: социал-демократия, большевизм, анархизм

Читайте также:
  1. Анархизм
  2. Анархизм
  3. Анархизм о государстве и праве.
  4. Базовые идеи анархизма, национализма, фашизма, пацифизма, феминизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фуендаментализма.
  5. Время обучения: с «23» декабряя 2013 г. по «31» декабря 2013 г.
  6. Европейские социалистические правовые системы
  7. Народничество. Анархизм.
  8. Особенности научного познания. Отличие научного знания от ненаучного. Критерии научности: верифицируемость, фальсифицируемость. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
  9. Политико-правовые идеи Г. Гегеля
  10. Политико-правовые идеи раннего социализма.
  11. Политико-правовые идеи Реформации.
  12. Политико-правовые идеи якобинцев.

На рубеже веков среди сторонников марксизма возникли существенные разногласия об исторических судьбах капитализма и социализма, о способах защиты интересов рабочего класса, в связи с чем в марксизме определились различные направления.

Эдуард Бернштейн (1850–1932 гг.) – один из руководителей германской социал-демократии и II Интернационала – в конце 90-х гг. XIX в. опубликовал в партийной печати серию статей “Проблемы социализма”, изданных затем книгой “Предпосылки социализма и задачи социал-демократии” (1899 г.).

Бернштейн утверждал, что капитализм еще далек от своего конца и завершения. Бернштейн доказывал, что практика не подтвердила ни теории “крушения капитализма”, ни идеи “обнищания пролетариата”. Напротив, растущее профсоюзное и социал-демократическое движение вынуждает буржуазию к ряду уступок, способных заметно улучшить положение рабочего класса, считал он. Это улучшение осуществляется посредством отдельных реформ, из которых ни одна не будет последней, исчерпывающе решающей все проблемы. По мнению Бернштейна, идея социализма как идея далекого будущего отвлекает рабочее движение от борьбы за лучшее настоящее. Отсюда ставшее знаменитым его суждение о социализме: “Эта цель... для меня ничто, движение же – все”.

Бернштейн был оппортунистом в том смысле, что являлся сторонником борьбы за улучшение условий труда и жизни рабочего класса в капиталистическом обществе. С оппортунизмом был связан и его реформизм: Бернштейн выступал за реформы, которые, как он полагал, приведут к врастанию капитализма в социализм.

Классовую борьбу Бернштейн рассматривал как одну из сторон исторического процесса, наряду с которой существует возможность сотрудничества классов во имя общего национального дела. Государство, по его мнению, тоже представляет собой не только классовую организацию, но и аппарат для управления страной. Поэтому социал-демократическая партия, выражая интересы рабочего класса, должна принимать участие в деятельности современного ей государства, участвуя в преобразовании общества посредством демократических и экономических реформ.

Карл Каутский (1854–1938 гг.), один из лидеров германской социал-демократии и II Интернационала, автор многочисленных произведений, посвященных пропаганде марксизма, опубликовал книгу “Бернштейн и социалдемократическая программа Антикритика”, в которой отвергал высказывания Бернштейна против некоторых марксистских идей, писал о неизбежности социалистической революции, возражал против призывов превратить социал-демократическую партию в партию социальных реформ. При сохранении капитализма, утверждал Каутский, реформы временны, частичны, носят поверхностный характер и в конечном счете только содействуют накоплению социальных противоречий, обострению классовых антагонизмов и борьбы, ведущей к преобразованию общества в целом.

Кроме того, рассуждал Каутский, без признания социализма как цели само существование социал-демократической партии лишается смысла.

Основатели и вожди германской социал-демократии (“эйзенахцы”) Август Бебель (1840–1913 гг.) и Вильгельм Либкнехт (1826–1900 гг.), защищая марксизм от критики, отстаивали основные положения революционной теории, но отмечали практическую сложность сочетания борьбы против капитализма за социализм и борьбы за реформы, улучшающие положение рабочего класса при капитализме.

Революционных марксистов, критиковавших реформизм Бернштейна, но не присоединившихся к большевикам, последние называли центристами. Установление политической власти рабочего класса центристы связывали с высоким уровнем развития капитализма, при котором рабочий класс составит большинство населения. Поэтому целью политической борьбы социал-демократии они считали приобретение большинства в парламенте и превращение парламента в господина над правительством.

Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем и вождем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870–1924 гг.). В своих работах опирался на марксистские положения о классовой природе общества, государства и права, о демократии, пролетарской революции и диктатуре пролетариата, отмирании госу­дарства и права и др.

Государство, по Ленину, возникает с делением общества на классы, это — продукт непримиримости классовых противоречий. Государство есть особая организация силы, машина для поддержания господства одного класса над другим. Это господство не может обходиться без насилия.

Сущность государства, по Ленину, независимо от формы — дик­татура господствующего класса. Даже демократия, права и свободы человека, принципы гуманизма с точки зрения идео­лога большевизма всего лишь привлекательные атрибуты, прикрываю­щие классовую, угнетательскую природу государства и вводящие в заблуждение трудящихся.

Основываясь на выводах Маркса и Энгельса, Ленин доказывает: опыт Парижской коммуны подтвердил правоту классиков марксизма: 1) госу­дарственную машину в ходе пролетарской революции нужно разбить; 2) она должна быть заменена «более полной демократией» — уничтоже­нием постоянной армии, полной выборностью и сменяемостью всех должностных лиц, а также уничтожением парламентаризма; 3) «уничтоже­ние паразита-государства».

В книге «Государство и революция» Ленин приходит к выводу: устранение «государства-паразита» требует его замены пролетарским социалистическим государством — орудием диктатуры рабочего класса и беднейшего крестьянства. Оно необходимо не для установле­ния в обществе свободы.

Итак, государство необходимо пролетариату7 для решения пер­воочередной задачи — подавления своих противников, что невозможно без гражданской войны. К их числу Ленин относил не только свергну­тую буржуазию, но и купцов, помещиков, царских чиновников, буржу­азную интеллигенцию, тех, кто их обслуживал. Другой неотложной задачей социалистического государства Ленин считал «руководство громадной массой населения, крестьян­ством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства». Порывая с буржуазным демократиз­мом, такое руководство обеспечит «максимум демократизма для ра­бочих и крестьян».

Высшей, государственной формой диктатуры пролетариата, средством вовлечения трудящихся в политическую жизнь, подчерки­вается в ленинской работе «Задачи пролетариата в данной революции», должна стать Республика Советов. Ленинские соратники назовут та­кую форму государства «величайшим открытием в политической тео­рии».

Советы — инструменты диктатуры пролетариата, правящей партии. Место и роль коммунистической партии в механизме пролетарской государственности Ленин определял так: «Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммуни­стическая партия большевиков».

После смерти Ленина его учение развивали и конкретизировали его соратники. Почти три десятилетия главным охранителем и толкователем ленинских идей выступал Иосиф Сталин (1879-1953).

Сталинское толкование марксизма-ленинизма, теоретических вопросов государства и права представало догматическим, упрощенным и вульгарным, а главное — нацеленным на обоснование тоталитарной модели государства и права. В ленинизме для Сталина главное — «учение о пролетарской рево­люции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особен­ности». Если Ленин вслед за Марксом исходил из необходи­мости кратковременного существования диктатуры пролетариата, то Сталин одобрял закрепление в Конституции 1936 г. «в силе режима дик­татуры пролетариата».

И. Сталин усовершенствовал ленинску ю модель правящей партии. «Руководство партии, — писал он в работе «К вопросам ленинизма», — есть главное в диктатуре пролетариата». Без руководства партии («дик­татуры» партии) невозможна сколько-нибудь прочная диктатура про­летариата. В его модели партия, спаянная железной дисциплиной и укрепляющая железную дисциплину в рабочем классе, подчиняющая­ся единой воле (вождя), превращается в своеобразный «орден меченос­цев», осуществляющий тотальную диктатуру над государством, обще­ством, каждым гражданином. Юридическое закрепление в ст. 126 Конституции («Сталинской Конституции») монопольного положения коммунистической партии как «руководящего ядра всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных» свидетельство­вало о создании Сталиным в рамках ленинизма идеологии тоталитарной политической и правовой системы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)