АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Начала отечественной политико-правовой мысли

Читайте также:
  1. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  3. II. Мыслить относительно.
  4. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  5. IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  6. V.1. Общие начала правового положения лиц в частном праве
  7. VI. Развитие отечественной промышленности
  8. VIII. Состояние экономической мысли в России
  9. Аксиология в истории методологической мысли
  10. Александрова О.А. Французская географическая школа конца XIX – начала XX в. – М., 1972.
  11. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  12. Борьба за лидерство: Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев. Реформы 50-х – начала 60-х годов

«Слово о Законе и Благодати».

Закон и благодать различаются как по цели, содержанию, так и по действию во времени — это путь прогресса от рабства к свободе. У Илариона закон — предтеча, условие благодати и истины, истинного христианства. Приняв христианство, по Илариону, народы перешли от рабства к свободе, замене закона (иудаизма) благодатью и истиной (христианством).

«Слово о Законе и Благодати» утверждает идею равноправия всех народов: «Вера благодатная на все народы распространилась и до на­шего народа русского дошла». Время богоизбранности одного народа прошло, теперь народы «малые и великие славят Бога». Принятие Ру­сью христианства, по мнению Илариона, положило конец «идольскому мраку», «служения бесам», т. е. язычеству. Русский народ стал вровне с другими христианскими народами как равноправный и не нуждает­ся ни в чьей опеке, в т. ч. Византии.

В следующей части «Слова» Иларион славит великого князя Вла­димира — крестителя Руси. В трактате утверждается законность власти ве­ликого князя, благородство его происхождения — «славный от слав­ных народился, благородный от благородных».

Единовластие с точки зрения древнерусского мыслителя служит опорой христианского вере, которая, в свою очередь, неразлучна с еди­новластием. Решая острый для Средневековья вопрос о приоритете духовной или светский власти в государстве, автор «Слова» сравни­вает великого князя с римским императором Константином, который на Никейсюм соборе оформил союз между императорской властью и цер­ковью. Источник верховной власти в государстве мыслитель видит в божественной воле, называет Владимира «причастником Божественного царства». Иларион — за союз, согласие светской и духовной власти, он — сторонник их общей законодательной работы.

«Поучение» Владимира Мономаха

На первое место в «Поучении» ставятся христианская вера и добро­детель. Они понимаются Владимиром Мономахом как начала мудрого и справедливого правления, заботы о людях. Он ссылается на соб­ственный опыт: охранял христианских людей от всяких бед, не поддер­живал межудельных раздоров и войн. Собственный опыт подтверждал важность следования в управлении государством политическим и нрав­ственным принципам: «Не следуй лиходеям, не завидуй тем, кто тво­рит беззаконие», «избегай зла, твори добро, ищи мира, и иди за ним», «не ленись», «не давайте сильным погубить человека», «а главное — убогих не забывайте». Владимир Мономах завещает эти принципы бу­дущим князьям. Следование им — гарантия мира в государстве.

Эти требования к верховной власти великий князь дополняет тре­бованием ее правильной организации и осуществления. Он совету­ет сыновьям все государственные дела решать с советом бояр и дру­жинников, не допускать в стране усобиц, сохранять единство государ­ства, действовать «по правде» (по закону), осуществлять правосудие.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)