|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Французский либерализм: Б. Констан, А. де ТоквильРешение проблемы свободы в либеральном духе нашло отражение в трудах французского публициста, ученого и политического деятеля Бенжамена Констана (1767-1830). Основное внимание Констан уделяет обоснованию личной свободы, которую трактует как личную независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Он различает личную и политическую свободу. По мнению Констана, древние народы (греки, галлы, римляне) знали лишь политическую свободу. Здесь было полное подчинение индивида авторитету сообщества. Как гражданин индивид оставался рабом в частной жизни. Пользуясь правом участвовать в осуществлении коллективного суверенитета, граждане античных республик, располагая коллективной свободой, были подчинены государственной регламентации и контролю в частной жизни. Современный мир являет совсем иную картину, считает ученый. И дело не в обширности современных государств, а в обширности личной, гражданской свободы, в известной независимости индивидов от государственной власти. Какой смысл Констан вкладывает в понятие свободы? 1) Это право каждого подчиняться одним только законам; 2) право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; 3) право распоряжаться своей собственностью, даже злоупотребляя ею; 4) свобода передвижения; 5) право на объединение с другими индивидами (для обсуждения своих интересов, для отправления культа, проведения досуга и т. д.); 6) право каждого влиять на осуществление правления — путем ли назначения чиновников или посредством представительства, право петиций, запросов, которые власть в той или иной мере вынуждена учитывать. Итак, у Констана на первом месте стоят правовая защищенность личности, ее материальная и духовная автономия. Личная свобода, по Констану, — «торжество личности над властью». Это — подлинная современная свобода: политическая свобода выступает ее гарантом, условием и средством совершенствования и расширения. Ценностям личной свободы должны быть подчинены, полагает публицист, организация политической жизни, пределы компетенции институтов власти. В отличие от древних, нынешние правительства, опирающиеся на легитимные основания, имеют меньше, чем прежде, прав на всевластный произвол. Чем больше времени осуществление политических прав оставляет для частных интересов, согласно Констану, тем «драгоценнее для нас свобода». Но в таком соотношении политической и личной свободы таится угроза для самой свободы. Последствием политической пассивности неизбежно будет стремление носителей власти, по мнению Констана, «избавить нас от любых хлопот, за исключением уплаты налогов и послушания». Не меньшую опасность для свободы он усматривает и во власти большинства, предъявляющего «право на подчинение себе меньшинства». Таким образом, неограниченная власть народа опасна для индивидуальной свободы не менее, писал ученый, чем суверенитет абсолютного монарха. «Суверенитет народа не безграничен, он ограничен теми пределами, которые ему ставят справедливость и права индивида». Исходя из этого, Констан по-новому ставит вопрос о форме правления. Он осуждает любую форму государства, где существует «чрезмерная степень власти» и отсутствуют гарантии индивидуальной свободе. Такими гарантиями, по его мнению, являются общественное мнение, а также разделение и равновесие властей. Условием выражения общественного мнения, по Констану, является представительная система правления, а органом его выражения — представительное учреждение. Современному государству в форме конституционной монархии, как полагал Констан, должно быть присуще разделение властей, «которое обычно является гарантией свободы». Он обосновал необходимость создания шести конституционных властей: 1) королевской — как власти нейтральной, регулятивной и арбитражной. Ему принадлежит право вето, роспуска выборной палаты, он назначает членов наследственной палаты пэров, осуществляет право помилования; 2) наследственного палаты пэров, как «представительной власти постоянной»; 3) выборного законодательной палаты, которую автор проекта называл «властью общественного мнения». Он отстаивал высокий имущественный ценз ее депутатов: только богатые имеют образование и воспитание, необходимые для осознания общественных интересов, «только собственность делает человека способным к пользованию политическими правами», лишь собственники «проникнуты любовью к порядку, справедливости и к сохранению существующего». Бедняки же, рассуждал Констан, «не обладают большим разумением, нежели дети, и не более, чем иностранцы, заинтересованы в национальном благосостоянии»; 4) власти исполнительной, осуществляемой министрами, ответственной перед парламентом; 5) судебной власти, называемой Констаном самостоятельной; 6) муниципальной власти, подчиненном исполнительной, но являющейся местным самоуправлением как противовес центральной власти. Такая сложная схема разделения властей, очевидно, была призвана гарантировать гражданские и политические свободы, вписать модернизированный институт монархии в устройство правовой государственности. У Констана гарантом личной свободы выступает и право. Оно призвано противостоять произволу, покушающемуся на свободу, стать «единственно возможной основой отношений между людьми». Но закон, в отличие от Монтескье, не представляется ему абсолютной ценностью. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может сыграть эту роль. Концепция права и государства Констана долгое время была общепризнанной доктриной государствоведов Франции. В значительной мере под влиянием Констана и великого французского историка Ф. Гизо сложились взгляды на свободу и представительную демократию их младшего современника Алексиса де Токвиля (1805-1859). В своей работе «О демократии в Америке» Токвиль исследует принцип народовластия и его наиболее полное воплощение в США. По его мнению, здесь общество действует вполне самостоятельно, управляя собой само. К демократическим установлениям Токвиль относит разделение властей, местное самоуправление, в котором он усматривает истоки народного суверенитета. Его внимание привлекли такие демократические институты, как независимость судей, самостоятельность «блюстителей закона» (чиновников, полиции), свобода печати, веры и т. п. А. де Токвиль показывает преимущества и недостатки реальной демократии в сфере исполнительной власти. Следствие демократических принципов он видит в том, что источником силы американского государственного чиновника является не должность, а функция, которую он исполняет в государстве, не принадлежность к государственной власти, а зрелость, личные качества. В демократическом государстве все граждане имеют равный доступ к государственной службе и лишь количество и качество выдвигаемых кандидатур ограничивает выбор избирателей. Недостаток демократии в США, по его мнению, в том, что талантливые люди, как правило, отстраняются от власти, направляя свои силы на достижение богатства. В результате на государственных постах «часто сидят люди заурядные, обыватели». Однако принцип выборности и частой сменяемости чиновников все же в значительной мере компенсирует эти издержки демократии. Для Токвиля несомненны позитивные последствия народовластия: процветание гражданского общества в США, активная защита гражданами своих прав; общность интересов граждан и правителей, почему пороки и коррупция здесь индивидуальны и не могут носить массового характера; демократия способствует благосостоянию большинства; законы здесь не могут выражать интересов, противных народу. Главное — простые американцы понимают несложную истину: «счастье каждого зависит от общего процветания». Автор «Демократии в Америке» убежден: гражданственность способна преодолеть эгоизм, сохранить и упрочить в обществе свободу. Пороками и слабостями американской демократии Токвиль называет несовершенство и неполноту законов, произвол блюстителей закона, правители здесь не всегда достаточно честны и разумны, а граждане — просвещенны и сознательны. Но непрерывный процесс улучшения управления «в целом приносит пользу». Сердцевина демократии — принцип равенства. Токвиль пишет, что любовь американцев к равенству больше, чем к свободе. Это идеал, к которому стремятся все демократические народы. Люди предпочитают равенство свободе еще и потому, что радости от нее «не требуют ни жертв, ни усилий... и, чтобы наслаждаться ими, человеку надо просто жить». Свобода же, согласно Токвилю, требует от человека больших усилий, связанных с необходимостью быть самостоятельным, делать свой собственный выбор, отвечать за его последствия. «Нет ничего труднее, чем учиться жить свободным». Поэтому современная демократия возможна лишь в единстве равенства и свободы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |