АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Американские просветители о государстве и праве в период борьбы за независимость США

Читайте также:
  1. A) государственное ценообразование
  2. I период (сентябрь — ноябрь)
  3. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  4. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  5. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  6. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  7. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  8. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  9. II. СВЕТСКИЙ УРОВЕНЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  10. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  11. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  12. II.1. Основы государственности

Бенджамин Франклин (1706-1790), ставший известным в Европе благодаря своим научным открытиям и трудам, дипломатии, уже в конце 60-х годов отстаивал идею политического самоопределения се­вероамериканских колоний (гомруля), впервые назвал их штатами (государствами), выступал за их конфедерацию.

Вслед за Вольтером Франклин отстаивал право народа на рево­люцию. В общетеоретических вопросах Франклин отстаивал естественное равенство людей. Возникновение неравенства, собственности и за­конов связывал с созданием общества и государства.

В вопросах конституционного устройства США просветитель-демократ выступал за юридическое равенство граждан, конституцион­ное закрепление их прав, равенство голосов штатов, полномочий Се­ната и Конгресса США. Он заложил демократические традиции аме­риканского конституционализма и федерализма.

Радикально-демократическое направление освободительного дви­жения североамериканских колоний воплощали творчество и полити­ческая деятельность Томаса Пейна (1737-1809). Он первым в работе «Здравый смысл» (1776 г.) обосновал вывод: вопрос о независимости колоний является всего лишь вопросом целесообразности и экономи­ческой выгоды. Обосновывал наличие и сочетание в английской кон­ституции остатков тирании и республиканских элементов (короля и парламента), защищал идеи республиканского самоуправления шта­тов. Именно Пейн предложил название нового независимого государ­ства — Соединенные Штаты Америки.

Пейн проводил четкое различие между обществом и государством («правительством»), «общество создается нашими потребностями, — писал он в «Здравом смыс­ле», — а правительство нашими пороками... Первое — это защитник, второе — каратель». Первое — благо, второе — «зло, а в худшем слу­чае — зло нестерпимое...» Нужда в законодателе, средствах защиты собственности, безопасности делают необходимым государство и пред­почтительной ту его форму, которая все это обеспечит «с наименьшими затратами и с наибольшей пользой». Для Пейна природа и существование власти зависят исключительно от согласия управляемых.

Все формы правления радикальный демократ делит на два вида: 1) власть на основе избрания и представительства; 2) власть, основан­ная на наследовании. Последняя (монархия, аристократия), по его мнению, не имеет права на существование. Республиканское правле­ние должно быть основано на принципе избрания и народного пред­ставительства. Республика, утверждал Пейн, обеспечивает лучшие гарантии права граждан, защиту личности, а равенство — гарантии для собственности.

В знаменитой брошюре «Права человека», написанной в револю­ционной Франции (1791 г.), в соответствии с естественно-правовой теорией того времени автор различает естественные и гражданские права человека. Первые присущи «по праву его существования». К ним Пейн относил «все интеллектуальные права» или «права духа» — право на благоденствие, свободу совести и мысли. Гражданские пра­ва — «суть те, что принадлежат человеку как члену общества». Человек и вступил в общество не затем, чтобы иметь меньше прав, чем прежде, а затем, чтобы лучше обеспечить эти права. Автор формулирует важные теоретические выводы: 1) каждое гражданское право вырастает из права естественного (или получено в обмен на естественное право); 2) граж­данская власть — соединение естественных прав, которые личность не в силах осуществить самостоятельно; 3) эту власть нельзя использовать для посягательства на естественные права, сохраняемые личностью. Ибо правительство — результат общественного договора. Таким об­разом, развивая теорию прав человека и общественного договора, Пейн определяет природу и важнейший принцип республиканского правле­ния. Он выступал за всеобщее избирательное право, отмену имуще­ственного ценза, за равноправие женщин, прогрессивное налогообло­жение и социальные гарантии населения (помощь многодетным семьям, пенсии по старости и др.), которые позже были закреплены в законода­тельных актах большинства штатов.

После возвращения в Америку (1802 г.) Пейн критиковал Консти­туцию США 1787 г. за недостаточный демократизм: он был против двухпалатного законодательного органа на основе цензового избира­тельного права, слишком большого срока полномочий сенаторов (6 лет), президентского, а не коллегиального руководства исполнительной вла­стью. Возражал он и против наделения президента правом вето, не­сменяемости судей, использования в судах прецедентного права. Все эти недостатки демократ считал отступлением от принципа республи­канизма. Его демократические взгляды отражали интересы широких слоев народных масс, их стремление к равенству и сохранению своих гражданских прав

Существенный вклад в трактовку естественных прав человека и теорию республиканизма внес и автор Декларации независимости, третий президент США Томас Джефферсон (1743-1826).

Основной автор проекта Декларации о независимости, Джефферсон исходил из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образование независимого государства. Изложение есте­ственных и гражданских прав человека, обоснование народного суве­ренитета и права народа на революцию делало Декларацию выдающим­ся теоретическим и политическим документом эпохи.

Каковы важнейшие пункты политических и правовых устремлений автора Декларации независимости США?

1. Для Джефферсона являются очевидными истины — все люди со­творены равными, наделенными неотъемлемыми естественными правами: на жизнь, свободу, стремление к счастью.

2. Право народа на справедливую государственную власть, по мнению Джефферсона, — следствие естественных прав людей, «со­гласия управляемых». Народ-суверен вправе изменять или упразднять существующую форму правления (правительство), если «обнаружива­ет намерение передать этот народ во власть неограниченного деспотиз­ма».

3. Автор Декларации последовательно отстаивал республиканское устройство США, основанное на всеобщем избирательном праве, равном представительстве в законодательных учреждениях, выборно­сти исполнительных органов власти и судей, сменяемости судей, при­сяжных, шерифов, на широком самоуправлении. Он сторонник четкого разделения компетенции трех властей в респу­блике (законодательной, исполнительной и судебной), баланса их пол­номочий.

4. Подлинной основой республиканского правления, утверждал Джефферсон, является равноправие «каждого гражданина, равные личное и имущественное права и распоряжение ими». По его мнению, равноправие опирается на волю народа и должно быть последователь­но проведено в каждом пункте конституции.

5. Джефферсон полагал: право становится таковым потому, что оно есть воля нации. Однако видел опасность унификации законодатель­ства для всех штатов, угрозу его самоуправлению. Соблюдение зако­нов — одна из важнейших обязанностей граждан, «но не самая высокая». Высший долг — законы самосохранения граждан и страны. Таким образом, абсурдно жертвовать целью ради средств.

6. Джефферсона не оставляет надежда на то, что человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя». Неэффективность власти, ее злоупотребления могут и порождают коррупцию. «Следует ожидать того времени, — писал он в «Заметках о штате Виргиния», — а оно недалеко, когда коррупция в нашей стране, как и в той, от которой мы происходили, охватит стоящих во главе правления и распространится от них на весь народ, когда они станут покупать голоса народа и за­ставят его заплатить себе полной ценой». Она будет оставаться одина­ковой при влиянии одних и тех же причин. Джефферсон твердо от­стаивал принцип правления большинства. Полагал, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом мень­ше, чем от правящего меньшинства.

Т. Джефферсон критиковал капитализм, который набирал силу в США, вел к разорению и обнищанию широких слоев населения. Его идеалом была демократическая республика свободных и равно­правных фермеров.

 

 


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)