АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение о государстве и праве Цицерона

Читайте также:
  1. A) государственное ценообразование
  2. B. обучение образам правого полушария
  3. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  4. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  5. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. получение наслаждения
  8. II. СВЕТСКИЙ УРОВЕНЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  9. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  10. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  11. II.1. Основы государственности
  12. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Выдающимся идеологом римского государствоведения и право­творчества, чьи труды оказали решающее воздействие на всю римскую политическую и правовую мысль и стали известны всему миру, был знаменитый древнеримский оратор, адвокат и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н э.). Следуя Платону, Цицерон создает свои диалоги «О государстве», «О законах», где дает свое толкование их природы, сущности, предназначения.

Основную причину возникновения го­сударства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (как Полибий, Эпикур), сколько в их «врожденной потребности жить вме­сте». По Цицерону благодаря согласию людей образуется общество и государство. Поэтому последнее он рассматривает как «достояние на­рода», «дело народа» (res publica, res populi) — «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общно­стью интересов». Второй важной причиной образования государства Цицерон на­зывает охрану собственности.

Формы государства. Цицерон их различает по числу правящих, «характеру и воле того, кто правит». По этим критериям он различал три простые, «чистые» формы правления: царская власть, власть оптиматов (т. е. аристократия) и народная власть (т. е. демократия). Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. При царской власти «все прочие люди совсем отстранены от общего для всех зако­нодательства». При господстве оптиматов «народ едва ли может поль­зоваться свободой», он лишен и участия «в совместных совещаниях и во власти». При власти народа равенство становится несправедливым, «раз при нем нет ступеней в общественном положении».

Поэтому, считает Цицерон, заслуживает наибольшего одобрения четвертый вид государственного правления, образованный «путем равномерного смешения трех его видов». «Благоволением своим, — пишет он, — нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Достоинства смешанной формы государственного устройства — в правовом равенстве граждан, в прочности государства. Такими достоинствами, полагает Цицерон, обладает сенатская респу­блика: царская власть здесь представлена полномочиями консулов, власть оптиматов — полномочиями сената, народная власть — полно­мочиями народных собраний и народных трибунов. Он выступал за взаимное равновесие властей в республике, «равномерное распределе­ние прав, обязанностей и полномочий», отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений.

Править в государстве, по Цицерону, должны наилучшие. Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, спра­ведливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно быть сведу­щим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив». Управление государством Цицерон считал сочетанием науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага.

Право. Как и природу государства, природу права Цицерон видит в природе человека и выводит право из понятия закона, соответствующего естественному праву. Такой закон «есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещаю­щий противоположное». Основой права по Цицерону является справедливость. Цицерон формулирует важный правовой принцип. Основной закон республики — «Salus populi suprema lex!» («Благо народа — высший закон!»).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)