АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политико-правовые идеи раннего социализма

Читайте также:
  1. Анатомо-физиологические особенности ребенка раннего возраста.
  2. Внешняя политика Раннего и Древнего Царства.
  3. Внутренняя и внешняя политика Египта в период раннего и древнего царства
  4. Внутримышечная инъекция детям раннего возраста
  5. Возникновения Раннего Египетского государства в Нильской долине.
  6. Вопрос Народное поэтическое творчество Раннего Средневековья. Кельтский (ирландский) эпос. Англосаксонская поэма «Сага о Беовульфе».
  7. Г л а в а III. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО Д Е Т С Т В А 78
  8. Глава 1 1 1 . Психология раннего и дошкольного детства
  9. Глава 16. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
  10. Глава 3. История изучения раннего железного века Южного Зауралья. (с.113)
  11. Глава III. Психология раннего и дошкольного детства
  12. Глава III. Психология раннего и дошкольного детства

Наиболее известные социалистические проекты будущего создали в рассматриваемый период Томас Мор (1478 — 1535) в произведении «Утопия» (1516) и Томмазо Кампанелла (1568 — 1639) в своем со­чинении «Город Солнца» (1623 г.).

Автор «Утопии» сознательно назвал свой трактат как мечту об обществе, которое не имеет ничего общего с действительностью, и в начале сочинения дает резкую критику социальных и государственно- правовых порядков современной цивилизации. Корень всех соци­альных зол, по мнению Мора, — частная собственность, острые со­циальные противоречия, господство богачей и нищета масс. Они по­рождают преступность, кровавое законодательство: общество само создает воров и одновременно их карает.

Пока существует частная собственность, нет перспектив на его выздоровление. Выход один: «совершенное уни­чтожение частной собственности». Нынешнее государство не что иное, как некий заговор богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Их ухищрения и становятся за­конами. Отсюда сложность и запутанность законодательства, охрана его жесточайшими наказаниями.

«Наилучшее состояние государства» представлено на острове Утопия (от греч. — «место, которого нет»). Это — модернизированная республика по образцу античных или средневековых городов- республик, состоящая из 54 городов «с одинаковым языком, нравами, учреждениями и законами». Все должности здесь выборные и на опре­деленный срок. Наиболее важные дела города решаются собранием филархов, которые доводят суть дела до сведения своих семейств и затем их решения сообщают городскому сенату. «Иногда дело пере­носится на собрание всего острова». Раз в год собирается сенат Утопии (по три представителя от каждого города) для обсуждения общих дел государства. Органы власти Утопии осуществляют общее руковод­ство народным хозяйством, образованием и воспитанием. Именно поэтому городской сенат избирается из ученых. Из их же числа вы­бирают послов, духовенство, самого главу государства.

Для всех утопийцев общественный труд обязателен (6 ч. в день). Все мужчины и женщины занимаются земледелием, ремеслами, меняя по очереди занятия и место жительства (каждые два года из города в деревню и наоборот). Мор подчеркивает демократизм и дружелюбие утопийцев.

Своеобразно и право в Утопии. Господство общественной соб­ственности, дружелюбие и демократизм утопийцев объясняют немного­численность преступлений, отсутствие нужды в обширном и сложном законодательстве. Подчеркивается первостепенное значение общественного мнения, морального воздействия в арсенале средств предупреждения и пресечения преступлений.

Утопийцы, совер­шившие тяжкое преступление, не подвергаются смертной казни, как это было распространено в средневековой Европе, а обращаются в раб­ство. Потребность в рабах вызывалась необходимостью выполнять раз­личные неприятные работы — забивать скот, вывозить нечистоты и т. п., отягчающие быт счастливых утопийцев. Число рабов пополнялось не только преступниками, но и военнопленными или приговоренными к смертной казни в других государствах, выкупленных утопийцами.

К войнам Мор относился резко отрицательно. В «Утопии» поли­тике агрессивных феодальных монархов противопоставлено миролюбие утопийцев, считающих войну «деянием воистину зверским». При не­обходимости они ведут лишь оборонительные войны, защищая свое счастливое государство.

Социалистические идеи Т. Мора развивал Т. Кампанелла. Обще­ственный строй Города Солнца отличается совершенно новой органи­зацией государственной власти. Здесь власть и управление основы­ваются на трех принципах: организация производства и распределения, управление воспитанием граждан; первостепенную роль в осуществле­нии власти и управления играют ученые; новый общественный строй требует участия народа в управлении государством.

Ученые и специалисты определенных отраслей народного хозяй­ства, знаний или искусства образуют централизованную иерархию исполняемых должностей. Во главе управленческой пирамиды — верховный правитель — «Солнце» (Метафизик). Он является главой светской и духовной власти, сведущий во всех науках, искусствах, ре­меслах. Его власть не пожизненна, он может быть сменен солярием, превосходящим правителя в знаниях, способностью управлять государ­ством. При нем состоят три соправителя — Мощь, Мудрость и Любовь. Первый ведает всем, касающимся войны и мира. Ведению Мудрости подлежат искусства, ремесла и науки, должностные лица и ученые, учебные заведения. Любовь управляет деторождением, воспитанием, сельским хозяйством, производством продуктов питания и т. п. Ниже на иерархической лестнице должностей находятся специалисты, ве­дающие отдельными отраслями. Еще ниже — начальники отрядов, главные мастера. На каждую из должностей избираются те, кого еще с детства признают в школах наиболее пригодными для ее занятия. Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение. Они меняются по воле народа.

Органы власти и управления в Городе Солнца функционируют на демократических началах. Дважды в месяц созывается Большой Совет всех соляриев, достигших 20-летнего возраста, где обсуждаются государственные дела, исполнение должностными лицами своих обя­занностей и новые кандидатуры. Каждый восьмой день собираются все высшие должностные лица государства. Происходят собрания и низших должностных лиц для обсуждения текущих дел.

В Городе Солнца существуют право, правосудие. По Кампанелле, законы здесь немногочисленны, кратки и ясны. Они все вырезаны на медной доске у дверей храма правосудия. Здесь каждый подсуден стар­шему начальнику. Вероятно, наиболее сложные дела рассматриваются в суде.

По утверждению Кампанеллы солярии богатые и одновременно бед­ные. Богатые, ибо у них есть все. Бедные, ибо у них нет никакой собствен­ности. Общественный труд соляриев состав­лял не более 4 часов в день. Остальное время они посвящали приятным занятиям науками, собеседованиям, развитию умственных и телесных способностей.

 


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)