АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мусульманская политико-правовая мысль в Средние века

Читайте также:
  1. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  2. V. Вариационные ряды, средние величины, вариабельность признака
  3. Абсолютные средние размеры вариации
  4. Абсолютные, относительные и средние показатели в статистике
  5. Андервуд посмотрела на него, прищурив один глаз. Она хотела что-то сказать, но мысль о том, то Алекс очень похож на Мэйсона, сбила её. Франческа быстро ушла в зал.
  6. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  7. Билет 26. Страны Востока в Средние века.
  8. Билет 29. Япония в Средние века.
  9. Восточная мысль.
  10. Глава 2. Философская мысль Средних веков
  11. Глава 7. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX В.
  12. Глава 7. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ второй половины XIX – начала XX в. – с. 177-205

Согласно преданию, в 610 г. житель Мекки Мухаммад (ок. 570 — 632 гг.) выступил против древнеарабского многобожия с проповедью покорности единому богу — Аллаху (ислам по-арабски — «покор­ность»).

Творец новой религии призывал мусульман принимать участие в «священной войне» с язычниками, «неверными» (инаковерцами) ради изменения жизни на Земле, утверждения мира, социальной справедли­вости, правосудия, единой веры. Идеей насильственного переустрой­ства мира ислам принципиально отличен от других мировых религий, особенно христианства.

Источником вероучения ислама являются Коран (запись пропове­дей и изречений Мухаммада) и Сунна (предания о высказываниях и поступках Пророка и его сподвижников). Коран и Сунна — основа ре­лигиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (пра­во — «шариат»). Особенность ислама в том, что Коран и Сунна счита­ются действующим правом.

Во-первых, как и всякая религия, ислам проповедует братство ве­рующих, необходимость соблюдать общепризнанные нормы мора­ли, «любить благочестие». В сурах Корана содержатся призывы не до­пускать «смут и угнетения», воцарять правосудие и веру в Аллаха, помогать сиротам и беднякам. Коран осуждает жадность, богатство, запрещает ростовщичество, однако оправдывает социальное и имуще­ственное неравенство, считает законным рабство. За посягательство на собственность Коран определяет жестокое наказание: «Вору и воровке отсекайте руки за то, что сделали они, в назидание от Бога».

Во-вторых, среди норм Корана, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие форму от­влеченных морально-религиозных ориентиров, дающих простор для их толкования. Мусульманские ученые-юристы часто приводят предание, согласно которому сам про­рок Мухаммад всячески поощрял «иджтихад» — свободное усмотре­ние судьи в случае молчания общепризнанных источников мусульман­ского права. Бурное развитие иджтихада в VIII — X вв. привело к тому, что мусульманские ученые-юристы сформулировали большинство конкретных норм и общих принципов мусульманского права. Роль основного источника права закрепилась за его доктриной. Термин «фикх» (понимание сути), первоначально использовавшийся для обозначения мусульманской правовой доктрины, стал приме­няться и в отношении самого права в объективном смысле. Оно в зна­чительной степени стало «правом юристов».

В-третьих, Коран и Сунна предписывают безусловную покор­ность властям: «Верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь по­сланнику его и тем из вас, которые имеют власть». Власть объясня­ется как божественное установление: «Воистину Аллах дарует свою власть, кому пожелает». Хотя теоретически признавалось, что от име­ни Аллаха высшую власть на земле осуществляет община, обладаю­щая полным суверенитетом, его посланник — Пророк исключал вза­имную ответственность государства и общества, контроль последне­го за действиями власти.

Мусульманские юристы выделяют в составе права две группы тесно связанных и взаимозависимых норм. К первой относятся Коран и Сунна, считающиеся воплощением божественного откровения и по­тому — священными, безошибочными, вечными. Правила поведения, прямо взятые из них, — важнейшая часть шариата. Вторая группа включает нормы, сформулированные арабо-мусульманской правовой доктриной — «иджму» (единогласное мнение наиболее авторитетных правоведов-муджтахидов) и «кияе» (умозаключение по аналогии, в сравнении).

Муджтахиды — законодатели, «люди религии» — проповедники, учителя богословия, кади и муфтии, осуществляющие суд по шариату, руководители общин, имеют огромное влияние на массу верующих, на политику султанов и эмиров. В странах Арабского Востока продолжают действовать разные доктрины, определяющие приемы толкования, при­менения права, а также местные правовые обычаи — адат (система норм-обычаев, частью отразившихся в действующем законодательстве, а частью продолжающих функционировать в качестве традиционных обычаев на уровне государства, местной общины). Адат имеет само­стоятельное значение в исламском праве и рассматривается как нечто естественное. Вследствие модернизации государственного законодатель­ства в конце Х1Х-ХХ вв. во многих исламских странах были приняты гражданские, уголовные, торговые, налоговые и другие кодексы.

Наиболее изучаемыми проблемами в средневековой арабской фило­софии, были проблемы искусства власти правителя и ее задач, важ­ность его нравственных качеств и компетентности. В разработке по­литических проблем важную роль сыграли такие выдающиеся мыслители, как аль-Фараби (870 — 950), Авиценна (Ибн Сина) (980 — 1037) и Ибн Рушд (1126 — 1198).

Своеобразную концепцию развития государства разработал вы­дающийся арабский историк Ибн Хальдун (1332 — 1406). Он раз­личал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития. Согласно его концепции, люди создали общество для совместного добывания средств к жизни, защиты от внешней опасности и проявлений агрессивной природы людей в от­ношениях между собой. У историка выделяются три типа государств: «естественная монархия» — деспотическое государство, осущест­вляющее только интересы правителей, опирающихся на силу; «по­литическая монархия», в которой проводится разумная политика, защищаются интересы подданных, которая, однако, остается для них «чужой», ибо не связана с ними общей религией; «халифат» — госу­дарство, защищающее веру, поддерживающее земной порядок, му­сульманская община с правителем.

Ибн Хальдун делает вывод о неизбежности гибели любого государ­ства, средний возраст он определяет в 120 лет в соответствии со сменой трех поколений правящей династии, и уподобляет империи людям, ко­торые растут, достигают зрелого возраста, а затем клонятся к упадку.

 

 


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)