|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Историческая школа праваЭта школа права стала влиятельным направлением в немецкой юриспруденции первой половины XIX в., заметным событием в развитии европейской юридической науки. Ее представители доказывали, что нет естественного права, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, не зависящие от разума. Само право — историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться. Подлинным бытием, источником права является не закон, произвольно принимаемый, отменяемый государством, а правовой обычай, выражающий дух народа. Профессор Геттингенского университета Густав Гуго (1764-1844) в своем «Учебнике естественного права как философии позитивного права» и особенно в «Учебнике по курсу цивилистики» оспаривал основные положения естественного права, отвергал концепцию общественного договора. Во-первых, таких договоров никогда не было, все государства возникали и изменялись по-разному. Во-вторых, общественный договор практически невозможен — миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям и лицам, о которых они судить еще не могут. В-третьих, концепция общественного договора вредна — никакая власть не будет прочной, если обязанность повиноваться проистекает только из договора. Право — не только установление государства. Каждое человеческое сообщество имеет свои собственные правовые нормы, писал Гуго, большая часть которых «возникли стихийно подобно тому, как возникли язык и нравы этого народа». Люди, живущие в обществе, привыкли считать справедливым, правомерным одно и то же. Исторически сложившийся обычай, нормы обычного права — истинный источник права. С распространением образования к естественно возникшим правовым нормам добавился еще один источник — правосознание юристов, книги которых народ получил возможность читать. Закон же — произвольное повеление властей. Кодексы — «это не закон», а собрание предписаний властей. То и другое — лишь вторичный источник права в сравнении с обычаем и правосознанием юристов. Правовые взгляды Гуго развивал и дополнял профессор Берлинского университета Фридрих фон Савиньи (I779-1861). известный своими работами также по цивилистике и римскому праву. Право всех народов, утверждал Савиньи, складывалось исторически. так же, как и язык народа, его нравы и политическое устройство. Право — продукт «народных убеждений», с развитием которых эволюционирует и право. Возникнув поначалу в сознании как «естественное право» в форме обычаев, развиваясь вместе с народом и его культурой, право становится особой наукой в руках юристов, обособившихся в сословие. Научная обработка первичного права юристами — необходимая и обязательная предпосылка законодательства. Ученик и последователь Савиньи Георг Пухта (1798-1846) критически оценивал попытки естественно-правовой школы вывести все право из человеческого разума. Развивал идею своего учителя о праве как продукте исторического развития народа. За исходную точку постижения права Пухта брал «духовную сторону человека». Благодаря ей человек достиг свободы. Свобода человека — фундамент права. Возникновение естественного, человеческого права и юридических убеждений он связывал с «народным духом» («Volksgeist») — безличным и самобытным сознанием народа. Именно «народный дух» — ключевое понятие в его правовой концепции (его заимствовал Савиньи). Считать государство источником права — ошибка. Законодатель не создает права, а способствует своим законотворчеством раскрытию «народного духа». Саморазвитие права растет из народного духа как растение из зерна, объяснял Пухта. В своем историческом развитии право постепенно выкристаллизовывается в определенные формы, правовую систему. Первоначальной формой права становится обычай. С образованием государства выражение общей воли стало называться законом. Наконец, та часть народного духа, которая не выражена ясно обычаем и законом, находит отражение в праве юристов, юридической науке. Они и раскрывают юридические положения, лежащие в глубине народного духа. Призвание науки, юридической литературы — обеспечить «верное понимание непосредственного народного права и законов».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |