АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политико-правовое учение М. Падуанского

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. А) Первичное обучение
  7. Аристократическое учение о государстве и праве Ф. Ницше.
  8. Атомистическое учение Демокрита
  9. Атомно-молекулярное учение
  10. Б) Обучение на рабочем месте.
  11. Безвозмездное получение основных средств.
  12. Бета-излучение изотропных источников

Развивающийся класс предпринимателей, купцов и банкиров, за­житочных бюргеров в Западной Европе нуждался в преодолении фео­дальной раздробленности, сильной централизованной власти, в демо­кратических свободах. Теоретическим выражением их чаяний стало учение Марсилия Падуанского (ок. 1275 — ок. 1343 гг.). Этот яркий политический мыслитель в своей пространной книге «Защитник мира» (1324 г.) изложил ряд оригинальных идей, далеко опередивших его время — о светской теории государства, демократи­ческой трактовке власти, народном суверенитете.

Для всякого государства, пишет Падуанский, наиболее желательно спокойствие, наиболее вредно — раздоры. Основная причина послед­них — неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские госу­дарства, особенно Италию. Они преодолимы, если церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Религия — частное дело каждого. Церковь должна быть отделена от государ­ства и подчинена светской политической власти.

Общество (и государство) не нуждаются в теологическом обоснова­нии. Власть и представляющее ее государство («политический союз») возникли, по Падуанскому, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития: семья, род, племя, город, государство. По­следнее — результат человеческих нужд. Цель государства — общее благо.

В государстве, продолжает рассуждения Падуанский, где много нужд, важно разделение занятий и должностей, из которых и образу­ются части государства. Он насчитывает шесть таких частей: земле­делие, ремесла, торговля, военное дело, священство и суд. Первые три составляет народ, который сохраняет государство и умеряет его дей­ствия. Последние три части — главные или почетные. Каждая из них имеет свое назначение. Власть судебная устанавливает праведное и полезное обществу. Принудительной силой выступает должность во­енная. Священство учреждено для служения Богу, его цель — учить людей закону и поучать их.

 

Верховная власть в государстве, пишет Падуанский, принадлежит законодателю, который всегда один и тот же, тогда как формы прав­ления могут быть правильными (монархия, аристократия, полития) или неправильными (тирания, олигархия, демократия). Правильные формы правления установлены по доброй воле граждан, здесь власть управляет «по закону». Неправильные устанавливаются насильственно и неизбежно ведут к тирании.

Кому принадлежит право издавать законы или кто настоящий законодатель в человеческом обществе? — задается вопросом автор «Защитника мира». И отвечает: «народ, то есть совокупность граждан или большая их часть». Здесь следующие доводы. 1. Законодательная власть должна принадлежать тому, кто может дать наилучшие законы: таков именно народ, ибо законы издаются для общего блага, а оно луч­ше усматривается всеми, нежели некоторыми. 2. Законода­телем должен быть тот, чьи законы лучше всего исполняются. Таков опять народ, ибо каждый здесь повинуется не по принуждению, а добро­вольно, законам, которые он сам на себя налагает. Таким образом, Падуанский первый предложил политико-правовую фор­мулу — legislator humana (народ — законодатель).

А кому должно принадлежать право назначать правителя? Паду­анский отвечает — тому же, кто издает законы, то есть народу. Он же вправе исправлять и сменять правителя. Народ устанавливает и форму правления. Правителю надлежит исполнять волю народа: повелевать, судить и исполнять законы. Лучше исполняются законы, когда испол­нительная власть вверяется одному или нескольким, нежели всем. Главное, чтобы их действия исходили из общего решения, а исполни­тельная власть была подзаконной.

Марсилий распространяет народный суверенитет и на духовную власть в государстве. Поскольку церковью называется в истинном смысле собрание (собор) верующих, постольку, по его мнению, верую­щим принадлежит право назначения или смещения пресвитеров в каж­дом округе и епископов. Наконец, как считает мыслитель, народу-законодателю принад­лежит право толкования Священного Писания, установления догматов и обрядов церкви. Это он может сделать через своих представителей на Вселенских соборах.

Таким образом, у Падуанского народ — единственный носитель суверенитета и верховный законодатель, источник власти светской и духовной.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)