|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политико-правовые идеи РеформацииМартин Лютер (1483-1546) сочинение «О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться» (1523) Как далеко простирается светская власть? — ставит вопрос Лютер в главной части своего наставления. И отвечает: светское правление имеет законы, которые простираются не далее тела и имущества человека. Его внутренний, духовный мир вне юрисдикции государства, вне подчинения его законам. Поэтому, если светская власть или епископы осмеливаются диктовать законы душам, они грубо вмешиваются в правление Господа. Заслугой Лютера был вывод о том, что свобода мысли и совести есть предпосылка и обязательный признак антидеспотического, демократически организованного общества. Лютер отстаивал самостоятельность государства по отношению к церкви, выступал против привилегий католического духовенства и их стремления управлять христианами и нехристианами. М. Лютер считал естественное право основой порядка в государстве, основой законодательства. По его мнению, в светском государстве необходимы хорошие и справедливые законы. Но даже «слишком много сводов законов» не обеспечат справедливость в государстве, если князь не будет руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Поэтому князь применяет закон, где «во всей строгости», а где смягчая его, так, «чтобы разум постоянно превозносился выше всяких законов и оставался высшим законом и лучшим законоведом». Более радикальную программу Реформации предложил предводитель Крестьянской войны в Германии (1524 -1526 гг.) Томас Мюнцер (ок. 1490 — 1525). В своем «Пражском воззвании» он клеймит «проклятых попов» и ученых-богословов, действовавших по «дьявольскому наущению» и не объяснивших толком «божьего порядка». Программные документы восставших крестьян, подготовленные ближайшим окружением Мюнцера, призывали все крестьянские общины объединиться в «христианский союз и братство», в котором установится справедливый общественный строй, где принципом будет служение «общей пользе». Таким образом, призыв к социальному перевороту и установлению фактически народной власти, возвращению к христианскому равенству и демократической церкви, «божьей справедливости» и правосудию — основное в политической программе Т. Мюнцера. Заметное влияние на результаты Реформации оказал Жан Кальвин (1509-1564). Всякую власть в государстве он считал божественной. Осуждая феодально-монархические круги за творимые насилия, произвол и беззакония, он предрекал им божью кару. Право на сопротивление тирании Кальвин признавал только за органами власти, церковью и представительными учреждениями. Лишь когда исчерпаны все легальные формы сопротивления, он допускал неповиновение тирану и его свержение. Самой худшей формой правления для него была демократия. Предпочтение отдавал аристократической или ее сочетанию с демократической организацией управления государством. Проповедовал набожность, доброчестность, трудолюбие, верность слову, покорность власти. Это вполне соответствовало духу рождающегося капитализма и идеалам буржуазии. Кальвинистской этике отвечала и практическая деятельность Кальвина: он основал в Женеве новую церковь, в которой христианская община управлялась выборной консисторией (из пресвитеров, старейшин), проповедников и дьяконов). Поначалу Кальвин ставил консистории выше государственных органов (женевская консистория фактически подчинила себе магистрат города). В конечном счете утвердилась идея независимости кальвинистской церкви от государства. В ходе Реформации среди французских и шотландских кальвинистов получили распространение произведения монархомахов (тираноборцев) (Ф. Готман, Ю. Брут, Т. Без, Дж. Бьюкенен и др.). С позиций феодальной аристократии и дворянской оппозиции они осуждали тиранию королей, требовали ограничения их власти сословными учреждениями, предоставления народу права смещать и выбирать монарха, призывали к сопротивлению тиранам. Всячески подчеркивалось, что суверенитет народа выше прерогатив монарха, связанного условиями договора со своими подданными. Только соблюдение его условий делает государственность нормальной, а власть государя — законной. Как видим, некоторые идеи тираноборцев выходили за пределы защиты узкосословных интересов знати и имели общенаучное значение. К таким произведениям относится и работа Этьена де Ла Боэси (1530 — 1563) «Рассуждение о добровольном рабстве» Автор поставил и дал ответы на два вопроса: почему миллионы людей сами отказываются от своей свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удается достигать этого состояния и удерживать его? По мнению Ла Боэси, иго тирании противоречит природе, свободе и естественному равенству людей. Возникнув различными способами (наследования, сила, договор), тирания держится привычкой народа к рабству. Оно является добровольным, поскольку народ содержит тирана, терпит его прихоти и злодеяния вследствие трусости, страха, порожденных тираническим режимом. Государи всячески культивируют в своих подданных привычку сознавать и ощущать себя бесправными рабами. Тиран, утверждает Ла Боэси, опирается на пользующихся его милостями приближенных, те в свою очередь имеют своих приближенных и т. д. Так образуется целая пирамида подручных, где каждый извлекает выгоду из своего положения: наживаются и преуспевают, помогая монарху эксплуатировать народ и господствовать над ним. Государство, считал французский тираноборец, это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низших и в то же время при случае грабят их. Сила тирана в том, что с помощью приближенных, «маленьких тиранчиков» и своих сторонников, он раскалывает народ.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |