|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политические и правовые учения немецкого и итальянского ПросвещенияСоциально-политические условия в Германии и Италии существенно отличались от обстановки в Нидерландах, Англии и Франции прежде всего наличием крепостнически-абсолютистских порядков, слабо консолидированной оппозиции. В раздробленной на сотни самостоятельных княжеств, терзаемой духовными и светскими феодалами Германии на исходе XVII в. зарождается немецкое Просвещение. Его мыслители многое сделали для систематизации и популяризации доктрины естественного права, разработанной в Нидерландах и Англии, преодоления негативного влияния теологии на юриспруденцию, противопоставления ему разумного начала. В государственно-правовой науке идеи Просвещения получили наибольшее развитие в учениях С. Пуфендорфа, К.Томазия и X. Вольфа. Самуил Пуфендорф (1632-1694) — известный юрист и историк, труды которого издавались во многих европейских странах. Прежде всего, Пуфендорф отделяет юридическую науку от религиозной схоластики. Право, утверждал мыслитель, должно согласовываться с законами разума и действующего законодательства, а государство не может возникнуть без свободного согласия людей. Синтезируя взгляды Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Пуфендорф трактует естественное право как совокупность нравственных норм, правил, «регулирующих внешние действия» индивидов. В естественном общежитии нет «войны всех против всех» (как считал Гоббс), царит мир, естественная свобода и равенство людей. Однако их необеспеченность правом, страх перед злом, эгоизм, а главное — стремление к свободе, к самосохранению понуждают создать государство. Объединение людей закрепляется договором, выбор формы правления и обязанности правителя и подданных (первого — заботиться о благе народа, последних — подчиняться власти) — постановлением. С образованием государства люди утрачивают естественные права (кроме свободы убеждений и вероисповеданий — области их частной жизни), не допускается и сопротивление власти подданными. Договор предусматривал обязанности каждого не нарушать прав других людей, признавать их равными себе. Лучшей формой правления Пуфендорф считал абсолютную монархию, хотя допускал наличие при монархе представительного сословного органа. Главное назначение государства — безопасность людей, порядок и спокойствие, не позволять церкви вмешиваться в мирские дела. Оно неизбежно ущемляет естественную свободу граждан, но часть ее (свобода вероисповедания, собственности, частная собственности) — неприкосновенны. Элементы рационального подхода к праву и государству у Пуфендорфа сочетались с оправданием крепостничества как добровольного договора между господином и зависимым крестьянином, всесилия монарха. Последователь Пуфендорфа профессор Христиан Томазий (1655- 1728) в своих научных работах и лекциях стремился к освобождению юриспруденции из тенет богословия, ставил естественное право выше позитивного, выше политики. Вслед за Пуфендорфом Томазий утверждал: человек — существо общежительное, стремящееся к мирному общению и личному благу. Основа естественного права — мораль, предписывающая делать то, что соответствует разумной природе людей. Мораль соотносится с правом как внутренний и внешний мир человека. Государство, по Томазию, создается людьми, а не Богом. Это — «естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия». Границы воздействия государственной власти рассматриваются в трех измерениях — моральном, политическом и правовом. В сфере морали действует только совет: делай то, что ты желаешь, чтобы другие делали для тебя. В политике — совет и приказание: делай другим то, что ты желаешь, чтобы они делали для тебя. В праве действует только приказ: не делай другим то, чего ты не желаешь себе. Таким образом, право в государстве приобретает императивный (повелительный) и запретительный характер, здесь действует приказ государства. Однако мораль ограничивает сферу действия права — государство не должно посягать на духовную свободу личности, свободу убеждений. Мыслитель осуждал практику полицейского государства. Как и Пуфендорф, Томазий считал лучшей формой государства монархию. Основа власти монарха — согласие народа. Он допускал право народа на сопротивление в случае нарушения монархом условий общественного договора, допущения им очевидных несправедливостей. Более консервативное истолкование естественно-правовых идей, аналогию полицейского государства допускал энциклопедист немецкого Просвещения, профессор естественного и международного права университета в Галле Христиан (Кристиан) Вольф (1679-1754). Нравственный закон, по Вольфу, делать добро и избегать зла. Он соответствует стремлению людей к совершенствованию души, тела, общества. Человек обязан следовать нравственному закону. Право проистекает из нравственных обязанностей. Позитивные законы, согласно Вольфу, — выражение естественного закона, и содержащиеся в них права индивида есть мера свободы, нужная для исполнения обязанностей. Такая интерпретация смысла законодательства оправдывала дозирование государями своим подданным свободы, необходимой для исполнения их долга перед государством. Право у Вольфа — свобода действий для исполнения обязанностей. Его рамки определяются властью государства. Происхождение и сущность государства Вольф трактовал в духе своих предшественников как результат соглашения между семьями. Верховная власть — сложения воли его контрагентов. Жесткая правовая регламентация и контроль над общественной и личной жизнью, экономикой и воспитанием, семьей и религией под опекой мудрого нравственного монарха, считал немецкий теоретик полицейского государства, обеспечивают свободу индивидуальных дарований и счастливую жизнь подданных. Монарх должен использовать свою власть для общего блага, быть добродетельным, знать науьу управления государством, не творить произвол. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |