|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическая и правовая мысль в Древнем Востокеа) истоки и особенности древневосточной политико-правовой мысли Древний Восток — колыбель самых ранних цивилизаций, мировых и региональных религий: зороастризма брахманизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, иудаизма, христианства, ислама Здесь впервые возникли города, государства, письменность, законы, литература и искусство. Здесь были созданы первые литературные памятники — летописи, эпосы, поучения, книги религиозно-правовых предписаний, тексты законов, отразившие мировоззрение, правопонимание и политические взгляды людей древнего мира. Их источниками были общинные правовые обычаи п запреты (табу), мифы (предания и легенды), религиозные верования. В «Книге мертвых» (II тыс. до н. э.) и других древнеегипетских источниках восхваляется богиня Маат, олицетворявшая «божественную справедливость», правду и правосудие как основу социального порядка, законов и правил человеческих взаимоотношений. «Маат» в Египте, «рта» в Индии, «дао» в Китае, «дике» у древних греков — сходные по смыслу понятия божественной (естественной) справедливости, правды, закономерности, которые в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стали обозначаться как естественное право. Религиозно-мифологическое объяснение имело и происхождение государства, верховной власти, законов. Согласно древнеиндийской легенде у людей вначале царя не было, все люди были равны и строго следовали нормам морали. Затем многие из них погрязли в удовольствиях, начали нарушать порядок, сильные стали пожирать слабых. Тогда главный бог Брахма создал власть царя и науку о наказании. Таким образом, право как обычай (неписаное право), правопонимание сформировалось задолго до появления первых государств на Древнем Востоке. С появлением первых государственных образований в Египте, Двуречье, Иране, Индии, Китае в IV — III тыс. до н. э. неписаное право стало основным источником законов. В Древнем Египте некоторые фараоны для укрепления своей абсолютной власти провозглашали свое божественное происхождение — Сенусерт II («божественный рождением, царь Верхнего и Нижнего Египта»), «Родной сын Ра», Тутмос I («Бог добрый, побивающий азиатов»), Аменхотеп II («Благой бог, равный Ра»). С той же целью древневосточные правители обожествляли и свое правление, политику. Из летописи узнаем, что урартский царь Аргишти I объяснял свою внутреннюю и внешнюю политику, захватнические войны против соседних народов проявлением воли богов. Позже сакральные представления уступают место десакрализованным, рациональным, моральным наставлениям. По «Законам Ману» сила царя — в его мудрости и справедливости. Он должен сам следовать законам страны, чтить традиции народа. Царь, который по неразумению мучает свою страну, «немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни». С необычайной яркостью политико-правовые взгляды отразились и в древнеегипетских «Поучениях» фараонов и вельмож, в сборниках диалогов, нравственных предписаний, афоризмов и пословиц в Древнем Вавилоне, получивших широкое распространение. Они учили правилам поведения, искусству политики и государственного управления, основанных на законе и морали. Так, в «Поучении гераклитского царя своему сыну» (ок. XXII в. до н. э.) содержаться наставления, как предотвратить недовольство народа, не допустить восстания, осуществлять правосудие. Итак, задолго до образования древних государств древневосточное общество, отношения в общинах регулировались нормами неписаного права, морали, религии, ставших источниками и нормами законов первых государств. Политическая и правовая мысль не только отразила процесс становления и развития древневосточных государств, но и влияла на него, участвовала в нем. Литературные произведения, авторами которых выступали монархи, жрецы, древние мудрецы, первые публицисты — критики монархической власти, содержали религиозно- мифологические пояснения природы верховной власти, государства, законов, борьбы добра и зла. Духовное освоение государственно- правового пространства вело к рационализации и политико-правовой мысли, появлению этико-политических доктрин. Преемственность в развитии этой мысли более всего проявилась в Древней Индии и Китае.
б) политико-правовые идеи в Древней Индии: брахманизм и буддизм Наиболее ярко политико-правовая мысль запечатлена в многочисленных нравственно-правовых сборниках (дхармасутры и дхармашастры), составленных в соответствии с идеологией брахманизма — наиболее древней религии Индии, возникшей у арийских племен, когда у них образовались сословия. Среди этих сборников наибольшую известность получили «Артхашастра» (IV — III вв. до н. э.) и «Законы Ману» (II в. до н. э.), составленные жрецами (брахманами) на основе древних текстов и норм обычного права. Во-первых, устройство мира, природы и общества согласно брахманистской концепции подчинено мировому закону (рта), установленному высшим божеством Брахмой. Этот закон определяет и место, и правовое положение каждого сословия (варны) в обществе, каждого человека в них. Уже в «Ригведе» дано религиозное освящение деления общества на четыре сословия, происходивших из первочеловека Пу- руши: брахманов — из его уст, кшатриев — из рук, вайшьи — из бедер и шудр — из ступней. Хотя члены всех варн считались свободными (рабы находились вне варн), две первые варны (жрецы — брахманы и кшатрии — цари, военноначальники, воины) были господствующими, а две остальные (вайшьи — свободные общинники, земледельцы, торговцы; шудры — свободные, но бедные ремесленники, прислуга) зависимыми. Утверждались вечность и незыблемость такой кастовой системы, руководящая роль в ней брахманов. В «Законах Ману» о брахманах говорилось: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными — разумные, между разумными — люди, между людьми — брахманы». Даже царь при его божественном статусе должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них «изначальному искусству управления». Во-вторых, по «Законам Ману» все варны и их члены должны следовать предустановленной для них дхарме — закону, долгу, обычаю, правилу поведения, толкование смысла которой принадлежит только брахманам. Основная дхарма толковалась как ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание чувств, а ее требования дифференцировались для каждой варны. В-третьих, решающая роль в общественном устройстве и искусстве управления в Ведах и «Законах Ману» отведена наказанию. Будучи сыном божественного владыки, наказание (данда) в своем земном облике означает буквально палку, а смысл управления (дандаити) — «руководство (владение) палкой». В «Махабхарате» отмечалось: мудрые, т. е. брахманы, считают наказание справедливостью, тождественной закону. Политика наказания ведет к успеху. В этом состоит социальное назначение государства. В-четвертых, политическим идеалом брахманизма было своего рода теократическое государство, где царь правит, пользуясь советами жрецов, признает верховенство божественного закона над указами царя. Брахманы проповедовали среди населения идеи ответственности главы государства перед Всевышним за нарушения им драхмы в управлении, образе жизни, «пути достижения успеха». Древнеиндийские правовые сборники содержат практическое руководство по государственному управлению, политике. Такова «Артхашастра» (или Наука политики, Наука о государственном устройстве), приписываемая мудрому брахману Каутилье. Принципом государственного управления называется «артха» — польза. Принцип пользы пронизывает изложенные в сборнике практические наставления об устранении препятствий на пути к общественному порядку, о применении утонченных средств в государственной политике, о судопроизводстве, правилах и обязанностях государственных чиновников и т. д. В разделе «Об основах государства» названы и раскрыты основные элементы государства: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско, союзники. Идеал государя определяется его высоким происхождением, счастливой судьбой (дела удаются ему с легкостью, без особых усилий), обладанием умом, вниманием к советам старых и опытных людей, справедливостью, правдивостью, щедростью, в высшей степени энергичностью, сильной волей, неимением в своем окружении лиц негодных. Этими и другими превосходными качествами (любознательность, способность учиться, храбрость, красноречие, веселость и т. п.) он привлекает к себе людей. Господствовавшая брахманская идеология политического, социального и духовного гнета и подчинения вызвала неприятие и критику со стороны основателя буддизма (VI в. до н. э.) Сиддхартхи Гаутамы, прозванного Буддой (Просветленный). В буддийском учении совершен поворот от бога к человеку, признанию его автономной личностью. Признание буддизмом нравственно-духовного равенства всех людей отрицало брахманский принцип неравенства сословий в обществе. «Не по рождению надо отличать образованных, знатных и низких, а по жизни их», — подчеркивается в буддийских писаниях. Буддизм предложил способ создания справедливого общества и государства, достижения счастья на земле без социальных переворотов и революций только неустанным самосовершенствованием каждого человека, его стремлением к добру — себе, другим, обществу. Смысл внутренней и внешней политики государства в буддизме — реализация принципов (в первую очередь ненасилие), следование драхме монархом как путь к мировому нравственному государству («Буддийские сутры»).
в) государство и право в воззрениях древнекитайских мыслителей В «Книге песен» (конец II тыс. — I тыс. до н. э.) записаны предания о происхождении Земли, людей, о первых прародителях. Предания приписывают Небу появление народа, предки которого во исполнение воли Неба назначили правителей. Божественное происхождение верховной власти утверждалось и в «Книге предании» (VIII в. до н. э.). В ее текстах Высший предок (верховное божество) защищал и жалел народ, вмешивался в земные дела, в действия царей. «Небо наводит порядок в народе», — говорилось в «Книге». Правитель — «Сын Неба». Мнение Неба молено узнать из мнения народа. Царь — сосуд, народ — вода. Какой царь, таков и народ. В древнекитайской «Книге о дао и дэ» (VI в. до н. э.) — собрании изречений Лао-цзы изложены взгляды основателя даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли. Дао — независимая от небесного владыки естественная закономерность, правильный путь. В трактовке Лао-цзы дао определяет законы неба, природы и общества. Социально-политическое неравенство, бедственное положение народа Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Государство по Лао-цзы — естественное образование, развивающееся своим путем и зависящее от воли человека. Все несчастия в государстве происходят из-за нарушения естественного закона дао. Для того чтобы этот закон не нарушать, люди должны находить удовлетворение в спокойствии, постоянстве, а власть — не плодить бесчисленных запретительных законов, податей. Отсюда Лао-цзы выводил важный принцип даосизма — принцип недеяния, воздержания от активных действий, угрожающих государству или разрушающих его. Большое влияние на развитие общественно-политической, правовой и философской мысли в Китае оказало учение Конфуция (551 — 479 гг. до н. э.). Его основы изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь-юй»), составленной учениками и последователями мыслителя. Центральным понятием учений Конфуция является гуманность (жень), определяющая отношения между людьми, конечную цель нравственного самосовершенствования. Жень выступает как нравственный закон, совокупность этических и социальных норм. На вопрос о назначении жень древнекитайский мудрец ответил: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». Методом осуществления высшего этического закона жень является понятие «ли» — норма общежития, социальный регламент, ритуал. Сфера его действия весьма широка — вся общественная жизнь от семьи до государства. Социально-политическая иерархия у Конфуция строится на принципе неравенства людей, однако взаимоотношения между правителем «совершенномудрым», чиновниками и подданными подчиняются добродетели. Добродетель, гуманность, а не насилие — метод управления государством. Государственная власть, учил Конфуций, должна пользоваться доверием народа: «без доверия народа (правитель) не устоит». По его мнению, правители должны наставлять народ личным примером, управлять на основе добродетели, а не законов. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, — подчеркивал он, — народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». Итак, приоритет за моральным законом, соблюдение которого обязательно для всех, в том числе и правителя. Главное во внутренней политике — следование добродетели, знание прав и обязанностей каждым: царь должен быть царем, вельможа — вельможей, отец — отцом, сын — сыном, подданный — подданным. «... Какое же будет тогда государство, если не будет разницы между благородными и простыми людьми?». Политический идеал Конфуция — правление аристократов добродетели и знаний, а не родовой знати и богатых. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («Сына Неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие почитают старших и слушаются их. Ряд политико-правовых проблем по-новому решались основателем моизма Мо-цзы (479 — 400 гг. до н. э.). Основным принципом в системе его взглядов был принцип всеобщей любви и взаимной выгоды. «Небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу», — говорил он. Всеобщность, присущая Небу, играет в моизме роль образца, модели человеческих взаимоотношений, включающей равенство всех людей. «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги Неба...» Он утверждал, что доступ к власти должен быть открыт для всех способных и талантливых людей, а не только для имеющих знатное происхождение. По мнению Мо-цзы, в древности люди, убедившись в необходимости управления и старшинства, выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его «Сыном Неба», создавшего «образец справедливости» и порядка. В этом — смысл договорной концепции Мо-цзы о происхождении верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный образец справедливости. Важное место в учении Мо-цзы занимает требование учета интересов и мнений простого народа в управлении государством. Он подчеркивал — в управлении страной следует исходить из интересов простолюдинов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |