|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теократические доктриныСогласно доктрине «двух мечей», олицетворявших две власти — духовную и светскую, один из них церковь оставляет вложенным в ножны (для искоренения ереси), другой — вручает государям, наделенным церковью правом повелевать людьми и карать их. Государь есть слуга церкви, утверждали богословы-схоласты, служащий ей в таких делах, которые недостойны духовного лица. Папа присваивал себе право как коронование государей, так и отлучения их от церкви. Папская теория «двух мечей» дополнялась теорией «нравственного закона», в силу которого папе приписывалось право судить государей за беззаконные действия, а иногда и лишать их власти в виде наказания, выступать посредником между враждующими сторонами в государстве или между государями. Суд Папы, церкви по «нравственному закону» имел далеко идущие и не только нравственные последствия. В Средние века церковное наказание, а тем более отлучение от церкви делало человека отверженным. Самой угрозой такого наказания усмирялись непокорные, в том числе и короли. Теократические доктрины получают правовое оформление. В противовес школе легистов в XII в. создается школа канонистов, систематизировавших папские декреты и буллы, решения церковных соборов, высказывания «отцов церкви», положения Библии. Первый свод канонического права — «Кодекс Грациана», составленный в XII в., утверждал юрисдикцию церкви не только в делах нравственно-религиозных, но и светских. В 1159 г. появляется первый системный трактат о природе светского правления философа-епископа Иоанна Солсберийского — «Поликратикус». Он написан с новой манерой доказательств, основанных на разуме (ratio), на синтезе переработанных автором первоисточников — трудов античных авторов (Платона, Аристотеля, Сенеки, Плутарха, Цицерона), памятников римского права, текстов Ветхого и Нового Заветов. Основное содержание его во многом новой концепции светской власти сводилось к следующим положениям. · Государь наделен властью от Бога, чтобы вершить мудрость милосердия и правосудия. Единственное различие между государем и тираном состоит в том, что первый покорен законам, «правит народом, слугой которого он себя считает. · Государство мыслитель сравнивает с человеческим телом, в котором первенствует душа — служение Богу, «государь же занимает в государстве место головы и подчиняется одному только Богу», место сердца занимает сенат, «откуда идут начала благих и злых дел, а обязанности глаз, ушей и языка принадлежат судьям и наместникам провинций». Чиновники и воины напоминают руки по их роли для человека, земледельцы — ноги, «кто поднимает, поддерживает и двигает тяжесть всего тела». · Закон и его юридическую силу он трактует как «мудрость знающих, исправление своевольных, основание общества и спасение от всякого преступления». Он должен воплощать справедливость, выше которой лишь справедливость Бога. Она познается разумом. Все люди должны повиноваться закону, который является изобретением человеческого разума и даром божим. Такая концепция светской власти Иоанна Солсберийского, когда «Политика» Аристотеля еще не была известна в Западной Европе, дала основание современным исследователям считать этого средневекового философа основателем западноевропейской политической науки.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |