АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Устарелость доктрины о вечности мук

Читайте также:
  1. ВОЗМОЖНОСТИ ДОКТРИНЫ
  2. Гуманизм — философия человечности
  3. ЖИЗНЬ В СВЕТЕ ВЕЧНОСТИ
  4. Иезекииль восстаёт против вечности мук и первородного греха
  5. Количественные показатели долговечности
  6. От матриархата – к человечности
  7. Оценка долговечности вооружения и опор шарошек и решение о классе долота
  8. Политические доктрины раннего и зрелого буржуазного общества
  9. Понятие физической и моральной долговечности
  10. РАЗДЕЛ II: ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДОКТРИНЫ
  11. РОЖДЕНИЕ ДОКТРИНЫ
  12. Тема 2. Основные идеологические доктрины современности

§89. Вера в бесконечность матерьяльных мучений внушала полезный страх до тех лишь пор, пока люди не поняли могущества нравственности. Так детям, чтобы их сдерживать, грозят разными вымышленными существами, но приходит время, когда дети начинают понимать, что это сказки, и тогда было бы нелепостью претендовать на дальнейшее воздействие теми же средствами, и те, кто попытались бы сделать это, потеряли бы всякое доверие.
Так теперь и с человечеством: оно вышло из детского возраста и сбросило с себя помочи. Человек уже не так пассивен, чтобы сгибаться под гнётом матерьяльных сил, это не прежнее легковерное существо, принимающее всё с закрытыми глазами.
§90. Вера - есть акт разума, вот почему она не может быть предписана. Если в продолжение известного периода догмат вечных наказаний мог быть безвреден, даже полезен, то настаёт время, когда он становится опасным. И действительно, когда вы проповедуете его как абсолютную истину, а разум его отвергает, то получается одно из двух: или человек, который хочет верить, создаёт себе более рациональную веру и отделяется от вас, или не верит больше ни во что. Для всякого, хладнокровно изучавшего этот вопрос, очевидно, что в наши дни этот догмат создал больше матерьялистов и атеистов, чем создали их философы.
Идеи неуклонно прогрессируют. Влиять на человечество можно только следуя за ходом этих идей. Желать его остановить или вернуть назад, или просто только отстать, когда они идут вперёд, значит погибнуть. Следовать или не следовать за этим движением есть вопрос жизни и смерти, как для религии, так и для правительств. Хорошо это или дурно? Конечно, это зло в глазах тех, кто живёт прошедшим; для тех же, кто смотрит вперёд, это закон Бога, а против такого закона сопротивление бесполезно, восставать против Его воли, значит быть разбитым.
Для чего же изо всех сил поддерживать отжившее верование, приносящее религии больше вреда, чем пользы? Увы, грустно сознаться, что матерьяльный вопрос берёт здесь верх над религиозным. Это верование широко эксплуатировалось при помощи укоренившегося убеждения, что за деньги можно открыть себе двери рая и избегнуть вечных мучений. Неисчислимые доходы, которые оно принесло и приносит ещё по сейчас, - налог на страх смерти и вечности. Так как подать эта необязательна, то сумма её соответствует силе веры. Когда вера не существует, нет и подати.
§91. Новые откровения, которые дают более правильные понятия о будущей жизни и доказывают, что можно самому своими деяниями достигнуть спасения, должны встретить тем большую оппозицию, чем значительнее были доходы, которые они истощают. Так бывает всегда, когда новое открытие или изобретение изгоняет старые привычки. Тот, кто живёт старыми, мало производительными приёмами, поддерживает их и восстаёт против новых, более практичных. Было ли одобрено книгопечатание многочисленным классом переписчиков? Конечно, нет; они должны были его проклинать. То же было и с машинами, с железными дорогами и с тысячами подобных вещей.
В глазах неверующих учение о вечности мучений есть праздный вопрос, над которым они смеются; в глазах учёных оно имеет общественное значение по тем злоупотреблениям, которые порождает; человек же действительно религиозный видит, что оно затрагивает достоинство религии, и желает уничтожения как злоупотреблений, так и их причин.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)