АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Опровержение
§98. Общий вывод из этой доктрины тот, что ангелы - существа чисто духовные, предшествовавшие человечеству и превосходящие его, что это существа привилегированные, посвящённые высшему блаженству со времени своего сотворения, одарённые всеми добродетелями и знаниями, хотя они ничего не делают, чтобы их приобрести. Они стоят в первом ряду творения; в последнем ряду находится жизнь матерьяльная, а между этими двумя рядами творений Божьих находится человечество, состоящее из душ (духовных созданий, стоящих ниже ангелов), соединённых с матерьяльным телом. Эта система вызывает несколько серьёзных возражений. Что это за чисто матерьяльная жизнь? Неорганическая материя? Но неорганическая материя не имеет жизни; идёт ли тут речь о растениях и животных? Тогда это уже четвёртый разряд творений, так как нельзя отрицать, что в разумном животном есть нечто большее, чем в растении, а в растении - больше чем в камне. Что же касается человеческой души, составляющей переход, то она соединена прямо с телом, которое само по себе есть материя; без души оно, как ком земли, не имеет никакой жизни. Это разъяснение не ясно и не согласуется с наблюдением, оно похоже на теорию четырёх элементов, которая не выдерживает научной критики. Примем всё-таки эти три положения: создание духовное, создание человеческое и создание телесное; таков, говорят, Божественный план, план величественный и полный, как и подобает вечной мудрости. Заметим однако, что между этими тремя родами творений нет никакой необходимой связи; это три отдела существ, последовательно сотворённых одни после других, от одного до другого замечается перерыв, тогда как в Природе всё неразрывно, везде является чудный закон единства, все элементы которого, превращаясь из одного в другой, имеют точку соприкосновения, что легко доказать. §99. Эти три выдающиеся пункта Творения, говорит Церковь, необходимы для гармонии Целого, будь хоть одним меньше - Творение было бы не полно и не согласовано с вечной мудростью. Между тем один из основных догматов религии говорит, что земля, животные, растения, солнце, звёзды, самый свет были вызваны из небытия шесть тысяч лет тому назад, стало быть, до этого времени не было ни человеческих, ни животных существ, и в продолжение предшествовавшей вечности Божественное творение оставалось неполно и несовершенно. Сотворение мира, происшедшее за шесть тысяч лет до Р.Х., составляет капитальный догмат веры и ещё не так давно предавали анафеме науку за то, что она опровергла библейскую хронологию и доказала более глубокую древность Земли и её обитателей. Несмотря на это Латранский Собор, один из Вселенских, предписавших законы веры, говорит: "Мы твёрдо верим, что есть только один истинный Бог, вечный и бесконечный, который в начале времён создал всё из ничего и сотворил как духовные, так и телесные существа. " Начало времён должно быть понимаемо как протекшие вечности, так как время бесконечно так же, как и пространство: оно не имеет ни начала, ни конца. Выражение "начало времён" есть символ, изображающий идею бесконечности предшествовавших времён. Итак, Латранский Собор твёрдо верует, что духовные и телесные создания были сотворены одновременно и вызваны из небытия во время неопределённого прошедшего. Как же понять тогда библейский текст, который определяет сотворение мира за шесть тысяч лет до наших дней? Предположим, что это и было именно время творения видимого мира. Кому же верить, "Библии" или Вселенскому Собору? §100. Тот же Вселенский Собор высказывает ещё следующее странное предположение: "Душа же человеческая также духовна, но соединена с телом и составляет с ним одно целое: в том её назначение". Если основное назначение души быть соединённой с телом, то это её нормальное состояние, её цель, её смысл. Однако, душа бессмертна, а тело смертно; её союз с телом происходит только один раз по учению Церкви, и если бы он длился даже столетие, то что это значит в сравнении с вечностью? Для очень многих он длится только несколько часов; какая же польза душе от этого эфемерного союза? Ведь продолжительность такого существования совершенно незаметна в течение вечности. Правильно ли сказать, что её существенное назначение быть связанной с телом? Это соединение есть в сущности только случайное событие в жизни души, а не существенное состояние её. Если назначение души - быть соединённой с матерьяльным телом, если по её природе и согласно целям Провидения союз этот необходим для проявления её способности, то нужно заключить, что без тела душа человеческая есть существо неполное. Следовательно, чтобы остаться тем, чем ей назначено быть, она должна покинуть одно тело, опять войти в другое, что приводит нас к мысли о необходимой множественности существований, иначе сказать, к беспрерывному перевоплощению. Странно, что Вселенский Собор, как один из светочей Церкви, до такой степени отождествил духовное существо с матерьяльным, что душа и тело как бы не могут существовать друг без друга, так как главное условие их творения - быть соединёнными. §101. Ангельская иерархия показывает нам, что некоторые из ангелов имеют полномочия на управление физическим миром и человечеством и что они созданы для этой цели. Но по "Книге Бытия" мир существует только шесть тысяч лет; чем же занимались ангелы до этого, в продолжение вечности, когда предметы их попечений ещё не существовали? Были ли ангелы созданы до начала времён? Вероятно, были, так как они восхваляют Всевышнего, и если бы Бог их создал в какое-либо определённое время, то оставался бы без поклонения всю предшествующую вечность. §102. Далее говорится: "Пока продолжается это соединение души и тела"... Значит, будет такое время, когда союз этот существовать перестанет? Это положение противоречит тому, которое из этого соединения делает необходимое назначение души. Ещё говорится: "Мысли возникают в душе посредством чувств, из сравнения внешних предметов." Это философское учение верно только отчасти, но не абсолютно. По мнению учёного богослова, получение идей из чувственных впечатлений составляет условие, необходимо связанное с природою души; однако, он забывает о врождённых идеях, о высших способностях, о том иногда особенном наитии, которое дитя имеет со дня своего рождения, без всякого учения или наставления. Посредством каких чувств молодые пастухи - природные математики, удивляющие учёных, получили способность почти мгновенного решения самых сложных задач? То же можно сказать о многих скороспелых музыкантах, художниках и лингвистах. Знания ангелов не являются следствием выводов и заключений разума; они знают потому, что они - ангелы и не имеют надобности учиться. Бог их создал таковыми: душа же должна учиться. Если душа получает идеи посредством телесных органов, какие мысли может получить душа ребёнка, умершего через несколько дней после рождения, - предполагая, по учению Церкви, что она не возродится? §103. Здесь возникает жизненный вопрос: приобретает ли душа идеи и знания после смерти тела? Если она, отделившись от тела, не может приобрести ничего больше, то душа ребёнка, дикаря, кретина, идиота или неуча останется навсегда такою, какою была в момент смерти: она обречена на вечное ничтожество. Если же она приобретает новые познания после настоящей жизни, значит, она может совершенствоваться. Без будущего прогресса души приходишь к бессмысленным выводам, с прогрессом же - к отрицанию всех догматов, основанных на конечном её состоянии, на неизменяемости её судьбы, вечности мучений и т.д. Если же она совершенствуется, то где же конец её совершенствованию? Нет никакого основания думать, чтобы душа не могла достичь положения ангелов или чистых духов. Если же она может этого достигнуть, то не было надобности создавать привилегированных духов, избавленных от всякого труда и пользующихся вечным блаженством, не делая ничего для его достижения, тогда как другие, менее счастливые, достигают вечного блаженства только после долгих и тяжёлых страданий и испытаний. Конечно, Бог мог бы это сделать, но, если предполагать бесконечное совершенство, без которого нет Бога, то нужно предположить и то, что Он не делает ничего бесполезного и ничего такого, что не соответствовало бы Его высшей справедливости и доброте. §104. "Так как величие и блеск царей выражается количеством их подданных, слуг и царедворцев, то что же может дать большее понятие о величии Царя царей, как не великое множество ангелов, населяющих небо и землю, моря и бездны, а также достоинство тех, которые постоянно пребывают распростёртыми ниц или стоящими пред Его престолом?" Не унижает ли Божественное достоинство это сравнение славы Бога с пышностью царей на земле? Мысль эта, внедрённая в невежественные массы, искажает понятие, которое они должны иметь о настоящем величии Божьем: Он - Бог, а Его приравнивают к мизерным размерам человечества, предполагают в Нём потребность иметь миллионы обожателей и поклонников, вечно распростёртых пред Ним. Это значит приписывать Ему все слабости деспотических и гордых властителей Востока. Что возвеличивает государя действительно великого? Неужели количество и блеск его придворных? Нет. Его доброта, его справедливость и заслуженное название отца своего народа. Спрашивают, есть ли что лучшее, могущее дать понятие о величии Бога, как не множество ангелов, составляющих Его свиту? - Да, действительно, есть нечто лучшее, - это представление о Боге одинаково милосердном, благом и справедливом ко всем своим творениям, а не мстительном, гневном, неумолимом, пристрастном, создавшем лишь ради Своей собственной славы привилегированных существ, которых Он сотворил для вечного блаженства и одарил всеми благами, тогда как других Он заставляет добиваться счастья трудом и искупать вечными карами минуту заблуждения. §105. Учение Спиритизма в отношении соединения души и тела гораздо более спиритуально, чтобы не сказать менее матерьяльно, и более согласно с назначением души. Оно говорит нам: душа независима от тела, которое есть только временная её оболочка; сущность её духовна, и нормальная жизнь её есть жизнь духовная. Тело есть только орудие для управления способностями души в её отношениях к матерьяльному миру; отделившись же от тела, она пользуется своими способностями с ещё большей свободой и гораздо шире. §106. Её союз с телом, необходимый на первых ступенях её развития, имеет место только во время её, если можно так выразиться, детства и отрочества, но когда она достигает известной степени совершенства и дематерьялизации, союз этот ей оказывается больше не нужен, и тогда душа прогрессирует уже исключительно жизнью духа. Как бы ни многочисленны были матерьяльные существования, они все ограничены жизнью тела, и общий их итог составляет во всяком случае только самую малую долю духовной жизни, которая вечна.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | Поиск по сайту:
|