АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Плоть немощна
§93. Есть порочные наклонности, которые очевидно присущи духу, потому что они касаются больше нравственной стороны, чем физической, другие же кажутся следствием организма, и на этом основании принято считать себя за них менее ответственными. К последним принадлежат: гнев, изнеженность, чувственность и т.д. В настоящее время философами-спиритуалистами вполне установлено, что мозговые центры, которым соответствуют различные способности, обязаны своим развитием деятельности духа; и что развитие их есть следствие, а не причина. Человек музыкален не потому, что имеет шишку музыки, а потому имеет эту шишку, что его дух музыкален. Если деятельность духа реагирует на мозговые центры, она должна также реагировать и на другие части организма. Таким образом, дух есть созидатель своего тела, которому он придаёт нужные формы для проявления своих наклонностей.1 Раз это установлено, легко понять, что усовершенствование тела высших культурных рас не является продуктом некой биологической, т.е. чисто материальной эволюции нашей физической оболочки, но представляет собой результат работы духа, который совершенствует своё орудие по мере того, как развиваются его способности. Естественным следствием этого принципа является то, что нравственные наклонности духа должны изменять качество крови, регулируя её деятельность, вызывать большее или меньшее выделение жёлчи или других соков организма. Так, например, обжора чувствует, как у него текут слюни при виде какого-нибудь вкусного блюда. Не кушанье раздражает орган вкуса, так как оно с ним не соприкасается, а раздражается чувственность духа, и посредством мысли это раздражение передаётся органам вкуса; а на другого человека вид этого кушанья не производит никакого действия. По этой причине человек впечатлительный легко проливает слёзы; не обилие слёз даёт впечатлительность духу, а впечатлительность духа производит усиленное выделение слёз. Под влиянием этой восприимчивости организм приспособился к этой обычной склонности духа так же, как в другом случае к обжорству. Следуя такому порядку идей, легко понять, что раздражительный дух должен развивать в своём организме жёлчный темперамент; человек сердит не от того, что жёлчен, а жёлчен, потому что сердит. То же самое относительно других инстинктивных предрасположений. Дух вялый и беспечный оставляет свой организм в состоянии бездеятельности соответственно своему характеру; если же он деятелен и энергичен, то даёт своей крови, своим нервам совершенно другие качества. Действие духа на физическую сторону так очевидно, что приходится часто наблюдать важные органические изменения, происходящие от сильных моральных потрясений. Общепринятое выражение, что волнение портит кровь, не так бессмысленно, как кажется, ибо что может портить кровь хуже, чем моральное расположение духа?2 Итак, можно допустить, что темперамент, хотя отчасти, определяется природой духа, который есть его причина, а не следствие. Мы говорим отчасти, потому что нередко бывает, что физическая сторона явно влияет на нравственную, например, если болезненное или ненормальное состояние вызвано какой-нибудь внешней случайной причиной, не зависящей от духа, как температура, климат, наследственные пороки телосложения, временное нездоровье и т.п. Тогда моральная сторона духа проявляется патологически, не изменяя при том своего внутреннего существа. Таким образом, оправдываться в своих дурных делах слабостью плоти, есть не что иное, как отговорка во избежание ответственности. Плоть немощна только потому, что дух слаб, и потому ответственность за все его действия всецело падает на самого духа. Тело, которое не имеет ни мысли, ни воли, никогда не одерживает верха над духом, который есть существо мыслящее и обладающее волею; это дух даёт плоти качества, соответствующие его инстинктам, как художник накладывает печать своего гения на своё матерьяльное творение. Дух, свободный от животных инстинктов, создаёт себе тело, которое не угнетает его стремлений к духовному существованию, тогда человек ест для того, чтобы жить, так как это необходимо, а не живёт для того, чтобы есть. Итак, моральная ответственность за свои поступки остаётся в полной силе, но здравый смысл говорит, что последствия этой ответственности должны быть пропорциональны интеллектуальному развитию духа; чем более он просвещён, тем более ответственен, потому что с просвещением и развитием моральных чувств развиваются понятия о добре и зле, о справедливом и несправедливом. Этот закон объясняет неуспех медицины в некоторых случаях. С тех пор, как известно, что темперамент есть следствие, а не причина - усилия, которыми пробовали его умерять, были естественно парализованы моральными расположениями духа, который инстинктивно противодействует и нейтрализует терапевтические средства. Итак, надо действовать на первоначальную причину. Придайте, если возможно, смелость трусу, и вы увидите, что физиологические последствия страха исчезнут. Это ещё раз доказывает, что искусство лечить должно брать во внимание воздействие на организм духовных элементов.3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | Поиск по сайту:
|