|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическое учение Н. МакиавеллиОдним из первых теоретиков новой эпохи был великий флорентиец Никколо Макиавелли. Перу Макиавелли принадлежат ставшие широко известными в Европе после его смерти труды — «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», ряд других произведений. Выделим наиболее примечательное в политическом учении Макиавелли, проследим его логику, сформулированные им правила политики. Прежде всего, как историк и политик он резко выступает против теологических представлений о государстве и политике. Наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история, является для Макиавелли интерес. Для того, чтобы управлять людьми, по его мнению, надо знать причины их поступков, их интересы и стремления. Люди беспокойны, честолюбивы, и никогда не довольствуются своей судьбой. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное. Макиавелли против утверждения, что всем в мире правит судьба и Бог. Судьба (fortuna) всесильна там, где ей препятствием не служит доблесть, воля (virtu). Историческая необходимость, с одной стороны, и воля людей — с другой, приводят к образованию государств. Макиавелли вводит новый термин для обозначения государства — Stato, как политически организованное общество, определенным образом организованная власть, ее институты, наличие юстиции, права. Этот термин прижился в науке и стал общеупотребляемым (англ. — State, фр. — E'tat отсюда совр. термин «этатизм»). Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, предостерегал он в «Государе», — посягать на имущество подданных: это неизбежно порождает ненависть. Безопасность личности и незыблемость собственности он называл благами свободы. Источником развития государства является борьба различных политических сил, главным образом аристократии и народа. Она и приводит к той или иной форме правления. По Макиавелли, разница между формами государства определяется структурой, организацией власти, количественным и качественным составом элементов политического общения. На форму правления влияют экономические, географические, этнические, военные, демографические факторы, а также морально-психологическое состояние общества, нравственность правящих. Формы государства, считал Макиавелли, зависят также от числа правящих, целей, которые они ставят, от качества той или иной формы. Он воспроизводит концепцию Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления. Правильные формы государственного правления (монархия, аристократия и демократия), целью которых является всеобщее благо, часто превращаются в неправильные (тиранию, олигархию и охлократию), целью которых является собственная польза правящих. Вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанному из правильных форм правлению — «смешанной республике». Ее суть в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, которые взаимно сдерживают посягательства на интересы той или иной части населения, определяют вид государственного режима, являются компромиссом между знатью и народом. Но смешанная республика — идеал, будущее. Политическими же реалиями Европы были монархии (во Флоренции — сеньория Медичи). Во всех странах феодальные отношения образовывали запутанный клубок прав и обязанностей, непрерывную борьбу между королевской властью и вассалами, вереницу измен, предательских убийств, отравлений, коварных интриг и т. п. Именно из этой практики исходил Макиавелли, когда формулировал свои рекомендации и правила политического искусства в «Государе». В отличие от смешанной республики, где народ охраняет свободу и нерушимость законов, обеспечивающих общественную безопасность, для государя политика — стратегия и тактика удержания власти и сохранения государства. Власть приобретают различными способами, в том числе и путем преступлений, заметил Макиавелли. Если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться сохранить его дружбу «согласие народа» (consensus), что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Он всего более должен опасаться презрения и ненависти подданных, иначе в трудное время лишится престола. В противоположность католической церкви, стремившейся подчинить политику христианской этике, Макиавелли отделял реальную политику от морали. Моральных правил и благородных чувств для политики мало, считал он. В государственной деятельности привычны другие правила, нежели в обществе между частными лицами. Поступки политических деятелей должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам для блага государства. Главная цель политической жизни — всеобщее благо — допускает использование любых средств, ведущих к ней. Не подрывая авторитета верховной власти, рассуждал Макиавелли, надо помнить и следовать правилам тактики в политике. Подданным лучше внушать страх, чем любовь. Методами осуществления власти могут быть и хитрость, коварство, обман. Но тот, кто не следует законам, особенно им самим изданным, подает этим дурной пример. «Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя». Макиавелли советовал государю уподобляться льву и лисе. Высшим политическим интересом мыслитель провозгласил «интерес государства, которому должны подчиняться все другие интересы в обществе; целью политического искусства — создание твердой государственной власти и служение государственной пользе. Знать цель и не останавливаться перед способами. Такие и подобные им правила политики и составляют сущность «макиавеллизма» — «политики без морали», но — ради общего блага. Важным средством политики Макиавелли считал религию. Она, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Не политика на службе религии, а религия на службе политики. Право Макиавелли рассматривал как средство для достижения государственных целей. Законы охраняют свободу и спокойствие народа. Источником хороших законов, по Макиавелли, выступает не воля государя, а недовольство и смуты — они «всегда устанавливали законы и порядки для пользы общественной свободы».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |