АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неолиберализм и консерватизм в учениях о государстве

Читайте также:
  1. A) государственное ценообразование
  2. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  3. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  4. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  5. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  6. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  7. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  8. II.1. Основы государственности
  9. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  10. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  11. XXIII. Широкая популярность, государственный пост
  12. А также постановления и распоряжения местных государствен-

Теория классического либерализма в XX в. обогатилась новыми идеями и школами. Социальный либерализм (с середины XX в.) стал признавать право каждого человека не только на жизнь, свободу и соб­ственность, но и на социальные услуги государства — обеспечение права на труд, благосостояние, охрану здоровья, образование, отдых и т. п. Либертарный (liberte (фр.) — свобода) или неоклассический ли­берализм (с конца XX в.) абсолютизирует индивидуальную свободу, выступает за ограничение вмешательства государства в экономику и социальные отношения, усовершенствование правового регулирования конкуренции, свободного рынка. Таким образом, речь идет о разной трактовке роли государства в жизни общества, в экономическом раз­витии страны, взаимоотношениях человека и государства.

Видные теоретики социального либерализма (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гэлбрайт и др.), выражая взгляды реформистски настро­енных слоев общества — промышленников, финансистов, высшего чиновничества, значительной части творческой интеллигенции, вы­ступали за активное вмешательство государства в сферу частнопред­принимательской деятельности, за расширение государственного воз­действия на общественные интересы для достижения бескризисного и стабильного развития производства.

Ведущим течением в неолиберализме середины XX в выступало кейнсианство. Его основателем был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Приобрел известность в качестве критика версальской системы после Первой мировой войны и особенно после выхода своей книги «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Написан­ная вскоре после «великой депрессии» 1929-1933 гг., она доказывала, в противоположность ленинской теории «загнивающего капитализма», что рыночная экономика не утратила способности к динамическому развитию. По мнению Кейнса, охвативший ее кризис — явление вре­менного порядка, порождение не пороков капитализма, а свободной конкуренции, биржевых спекулянтов и рантье, не заинтересованных в расширении производства.

Что предлагал Кейнс? Чтобы государство взяло на себя ответствен­ность за обеспечение занятости и способствовало росту производства — при помощи регулирования кредита и денежного обращения, а также организации общественных работ за счет бюджетного финансирования. Государство должно понизить ставки процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и, собрав необходимые средства, направить их на развитие производства и решение социальных проблем. Таким образом, государственное регулирование экономики представлялось ему единственным средством, способным гарантиро­вать «успешное осуществление частной инициативы».

Разработанная Кейнсом программа оказала непосредственное вли­яние на государственную политику и законодательство. Во многих странах Западной Европы были проведены (сначала в Швеции, Герма­нии) после Второй мировой войны реформы, нацеленные на предот­вращение кризисов в экономике, повышение уровня занятости населе­ния и потребительского спроса. Эта реформа и получила название «кейнсиан6ской революции». Ее основные принципы, осо­бенно принцип стимулирования занятости как постоянной функции государства, закреплен в ряде конституций и законодательных актах ряда высокоразвитых стран.

Распространение идей кейнсианства достигло пика в 50-60-е годы, они получили развитие в концепциях постиндустриального общества (Дж. Гэлбрайт), стадий экономического роста (Р. Ростоу), государства благоденствия (Г. Мюрдалъ) и др.

Понятие “ консерватизм ” имеет два основных значения: 1) сохранение и поддержка того, что представляется человеку ценным; 2) своекорыстная апологетика прошлого, направленная на сохранение привилегий, имевших место в прошлом.

Классический консерватизм возник в XVIII в. в Англии в ответ на идеологию либерализма. Его основатель – Эдмунд Берк (1729–1797). Во Франции к консерваторам такого типа принадлежали Ж. де Местр и Л. де Боланд. В 1790 г. в самом начале Французской революции, еще до казни королевской семьи и развертывания якобинского террора, Берк написал “Размышления о революции во Франции”, где сформулировал главные принципы консерватизма. Основными принципами консерватизма, которые мы можем найти у Э. Берка, являются: ограниченность сферы человеческого разума в переделке мира, созданного Божественной волей, что предполагает существование высшего морального закона, которому человек обязан следовать; вытекающая отсюда необходимость подчинения человека государственной власти; власть как справедливость природы; греховная природа человека, требующая обуздания его страстей; естественное неравенство людей, выводящее на существование общественных классов и групп; включенность человека в коллективные структуры, в том числе его уважение (подчинение) традициям предков.

Наиболее известным представителем традиционного консерва­тизма в XX в. был американский ученый Р. Керк (1918-1994), опуб­ликовавший в 1953 г. книгу «Консервативное мышление». Развивая традиционалистские принципы, он утверждал, что в революцион­ные эпохи люди часто увлекаются новизной, но затем устают от нее и тянутся к старым принципам. История трактуется как цикличе­ский процесс смены эпох. В 1980-е годы Р. Керк выделил следующие принципы традицион­ного консерватизма: вера в «закон и порядок» и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в ре­лигиозные понятия.

Консерватизм, так же как и либерализм, – развивающееся явление. При господстве частной собственности в условиях раннего капитализма он воспринял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции.

Современные консерваторы (Ф. фон Хайек, И. Кристол, М. Фридман) выступают в защиту свободного предпринимательства. Социальную базу этого течения составляют бизнесмены, не заинтересованные в усилении правительства, финансовая олигархия, истэблишмент, зажиточное фермерство и определенные круги творческой интеллигенции. Не отвергая экономической деятельности государства полностью, консерваторы выдвигают проекты ее ограничения в интересах частного капитала. Роль государственной власти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка. Одним из основоположников неоклассического либерализма (либертаризма) счи­тают австрийского ученого, Нобелевского лауреата Фридриха фон Хайека (1899-1992). В своих произведениях автор встал на защиту классического либерализма, его позитивной программы, обосновал бес­силие централизованного планирования, социалистического конструи­рования общества и их опасность для индивидуальной свободы.

Ф. Хайек доказывал: поскольку государственное руководство экономикой, планированием предусматривает привлечение государства к решению бесчисленных проблем, то очень скоро демократические процедуры окажутся неработоспособными. Твердые юридические правила и нормы заменяются конкретными предписаниями и инструк­циями, верховенство права — верховенством политической власти, ограниченная форма правления — неограниченной. Утверждается система преимуществ и приоритетов для государственных интересов, перечеркивается формальное равенство всех перед законом. Иллюзией становится надежда, что контроль государства оставит в неприкосно­венности сферу личных свобод — человек попадает в зависимость от государственных приоритетов. Общество политизируется: не­согласие с общепринятым мнением становится несогласием с госу­дарством, а следовательно — политической акцией. Наступает смерть свободной мысли, свободы слова. Происходят необратимые психиче­ские изменения в обществе: человек привыкает обращаться за решени­ем своих проблем к государству. Процесс «пожирания» государством — Левиафаном общества завершается образованием тоталитарного строя. Это — путь к рабству.

Таким образом, у Хайека фундаментом всех прав и свобод личности является свобода экономическая. Усиление социальной роли государ­ства, государственного контроля делает несовместимой с ними личную свободу. А она — источник всех других ценностей, условие их существо­вания. Ан­глийская пословица, часто употребляемая Хайеком, гласит: «Кто не со­вершенствует своих принципов, тот попадает в лапы дьявола». Нельзя противостоять тоталитаризму, слепо полагаясь на либеральные рыночные изменения, необходимо все время двигаться вперед — к свободе

Современному плюралистическому обществу, утверждал Хайек, способствует лишь государство, основанное на принципах верховен­ства права. Оно предполагает не только подчинение исполнительной власти законодательной (в таком случае фашистское государство тоже пришлось бы назвать правовым), но и невмешательство самой законо­дательной власти в сферу свободы и неотчуждаемых прав человека. Хайек негативно оценивал социальное законодательство как пагубное влияние идей социализма. Правовое государство подразумевает верховенство частного права над публичным и над конституцией в том числе, ибо «частная собствен­ность является главной гарантией свободы». Единственно прогрессив­ной политикой он называет политику, направленную на достижение свободы личности. Его творчество способствовало возрождению инте­реса к классическому либерализму.

 

Значительную роль в становлении постиндустриального обще­ства сыграл неоконсерватизм, доминировавший в наиболее разви­тых странах с конца 70-х до начала 90-х гг. XX в.

Разработкой неоконсервативных идей в США занимались И. Кристол и Н.Подгорец, которых нередко называют «крестными отцами» неоконсерватизма, Д.Белл, С. Липсет, С. Хантингтон и др., в ФРГГ. Кальтенбруннер, во ФранцииА. Бенуа и П. Вьяль.

По своей сути неоконсервативное течение близко к взглядам Ф. Хайека. От либертаризма его отличают прагматич­ность, стремление выработать конкретные рекомендации для кор­ректировки государственной политики. Он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья культура, религия, мораль, порядок и пр.).

Обвинив либералов в переоценке возможностей социальной по­литики государства, в поощрении «революции растущих ожида­ний», неоконсерваторы по-новому сформулировали модель отноше­ний между индивидом и государством, гражданами и государством. В рамках этой модели индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и солидарность граждан, а государство долж­но обеспечивать ему жизненные условия на основе правопорядка, стабильности и преемственности.

Антиэтатистская стратегия неоконсерваторов привела к значи­тельному сужению функций государства, существенной корректи­ровке логики функционирования государственных институтов. «Разгрузив» государство от многих, прежде всего социально-эконо­мических, функций, которые оно взяло на себя в период функциони­рования кейнсианской модели, сократив государственный аппарат и повысив качество его деятельности, неоконсерваторы укрепили авторитет государства и его политическую роль. Заметное место в практике неоконсерваторов заняли вопросы местного самоуправ­ления и региональной политической активности.

В экономике был сделан упор на развертывание предпринима­тельской инициативы и широкую конкуренцию, резкое снижение налогов с целью высвобождения сил свободного рынка.

В основу социальной сферы были положены, с одной стороны, четко ограни­ченная и регулируемая государственная благотворительность для сравнительно ограниченного круга нуждающихся, с другой сторо­ны - «самопомощь» основной части населения за счет их сбереже­нии или через различные формы социального страхования.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)