|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учение Ф. Аквинского о государстве и правеИдеолог католицизма, доктор богословия Фома Аквинский (1225 — 1274) всвоих произведениях «Сумма теологии», «О правлении государей», в комментариях к переведенной на латинский язык и изданной «Политике» Аристотеля, развил доктрину государства и естественно-правовую теорию в свете догматов католической церкви. Человек, по Аквинскому, существо разумное и обладающее свободной волей. Конечная цель есть основное начало деятельности разумного существа. Такой целью является блаженство. Оно состоит не в богатстве, почестях, славе, а в познании Бога. Вслед за Аристотелем он признает человека «существом общительным и политическим», «соотнесенным с Богом как с некоей своей целью». Такое свойство человека приводит к образованию политической общности — государства. Это — совершенный союз, установленный ради общего блага, обеспечения условий для достойной, разумной жизни. Во всякой власти он различает три элемента: 1) ее начало или происхождение; 2) ее употребление; 3) ее форма или существо. Происхождение или употребление власти могут быть хорошими или дурными, но существо ее — всегда добро: так заведено Богом. Существо власти составляет порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Тот, кто злоупотребляет властью, заслуживает, чтобы она у него была отнята. Таковы заветы Бога и веления римско-католической церкви, представляющей его волю. Поэтому все цари должны подчиняться Папе, как самому Христу. Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, настолько они противоречат интересам церкви, и, по мнению Аквинского, настолько подданные вправе оказывать этим действиям сопротивление. Он признает правомерным неповиновение в случаях: 1) когда повелевается то, что противно повелению божьему; 2) когда повелевается то, на что не простирается власть правителя (например, на духовную жизнь людей или устанавливаются чрезмерно тяжелые налоги). Тогда правитель превращается в тирана, не хочет знать общей пользы, а печется только о своей выгоде, попирает законы и справедливость. Поэтому народ может восстать и свергнуть его, что уже не является смертным грехом. Тиранию Аквинский противопоставляет монархии как лучшей форме правления. Из монархий Аквинский отдавал предпочтение политической, а не абсолютной монархии. Такое правление, смешанное из элементов монархии, аристократии и демократии, по его мнению, было установлено у евреев Законом божьим, где правил один царь на основе добродетели и законов, ему помогали светские и духовные князья, избранные от всего народа. Итак, в монархиях политических власть государей зависит от закона и не выходит за его рамки. Закон Аквинский определяет как известное установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто имеет попечение об обществе. Законы он делит на четыре вида: вечный, естественный, человеческий и божественный. Вечный закон (lex auterna) — «есть сам божественный разум, управляющий миром». Этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Все другие законы являются производными от него и связаны с ним субординацией, иерархией. Естественный закон (lex naturale) — отражение этого вечного закона в человеческом разуме, есть действие вечного закона в человеческом обществе. Все предписания естественного закона исходят из цели делать добро и избегать зла. Он — основа, на которой покоятся все создаваемые людьми законы. Человеческий или позитивный, действующий закон (lex humana) — конкретизация естественного закона. Целью позитивного закона является развитие добродетелей в человеке. Этот закон должен быть подчинен естественному закону. Божественный или откровенный закон (lex divina) проистекает из Библии. Он, согласно Аквинату, необходим по двум причинам. Во-первых, человеческий закон не способен полностью истребить зло. Сфера божественного закона намного шире, она охватывает и духовную жизнь, недоступную для человеческого закона. Грехи, греховные помыслы, не запрещенные этим законом, запрещаются божественным законом. Десять заповедей — азбука дисциплины, основа правопорядка. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде, потому необходимо такое высшее руководство как Библия, в том числе в законодательстве.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |