АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политико-правовые идеи Г. Гегеля

Читайте также:
  1. Абсолютна ідея у філософії Г.В.Ф. Гегеля .
  2. Абсолютный идеализм Гегеля
  3. Билет № 20 Философская система Гегеля.
  4. Вопрос 37. Философия Гегеля
  5. Диалектика Гегеля. Развитие идеи подчинено диалектическим законом
  6. Диалектическая система Гегеля
  7. Диалектический метод Гегеля.
  8. Идеи Гегеля (1770-1831гг) и обществознание.
  9. Метод и система Г.Гегеля
  10. Объективный идеализм Г. Гегеля.
  11. Объективный идеализм Гегеля. Тождество бытия и мышления. Диалектика. Философская система.
  12. Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля

Грандиозную философскую систему, охватывающую всю совокуп­ность теоретических знаний того времени, создал выдающийся немец­кий философ Георг Гегель (1770-1831).

Ключом к пониманию гегелевской философии является его работа «Феноменология духа». Учение о праве и государстве изложено главным образом в работе Гегеля «Философия права». Науку о праве он рассматривает как часть философии. Задача философии им виделась в том, чтобы постигнуть право и государство как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. По его мнению, философия права должна рассматривать разумность права, постичь истину о праве и нравственности. Задача науки о го­сударстве, по Гегелю, — постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе. Не конструировать государство таким, каким оно должно быть, но как должно быть познано.

Свое понимание предмета и метода философии права и государства Гегель выразил в знаменитом афоризме: «Что разумно, то действи­тельно; и что действительно, то разумно». Поэтому предметом философской науки о праве у Гегеля выступа­ет идея права — единство понятия права и его осуществления, налич­ного бытия. Идея права есть свобода, бытие свободной воли, проявле­ние естественного права. Согласно его учению подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Она требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина соотнесены с его обязанностями перед государством, сво­бода личности — согласована с необходимостью.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии в трех основных значениях:

1) право как свобода («идея права»),

2) право как определенная ступень и форма свободы (деление права на абстрактное, мораль и нравственность в сфере семьи, гражданского общества и го­сударства);

3) право как закон (позитивное право).

1. Определяя право как свободу, Гегель отмечает, что оно есть «на­личное бытие свободной воли», «право есть вообще свобода как идея».

2. Абстрактное (формальное) право — право абстрактно свободной личности.Свою реализацию свобода личности находит пре­жде всего в праве собственности. Философ обосновывает формальное правовое равенство людей — они равны именно как свободное лично­сти — собственники. Одновременно с этим он подчеркивает недопусти­мость обращения в собственность самого человека.

Вторая ступень и форма свободы — сфера моральности. В ней абстрактные и негативные предписания формального права наполня­ются положительным содержанием. На данной ступени свобода про­является в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к сча­стью (намерение и благо), соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и совесть).

Третья, высшая ступень развития идеи свободы — нравственность. В ней абстрактное право и мораль приобретают свою действительность и конкретность. Здесь понятие свободы объективируется в виде семьи, гражданского общества и государства. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям.

3. Право как закон. Превращение права в себе в позитивное право путем законодательства придает праву форму всеобщности и определённости. Предметом законодательства могут быть лишь внешние чело­веческие отношения, но не их внутренняя сфера

Различая право и закон, он исключает их противопоставление: речь идет лишь о высшей ступени конкретизации права. В то же время философ признает, что содержание права может быть искажено в про­цессе законодательства. Закон — это конкретная форма выражения права, предписывающая его непосредственное применение.

Г. Гегель различает гражданское общество и государство. Граж­данское общество, пишет философ, является дифференциацией (раз­личием) между семьей и государством. Развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, оно создано «лишь в со­временном мире». По-современному звучит и сформулированный философом прин­цип гражданского общества: оно «должно защищать своего члена, отстаивать его права, а индивид в свою очередь обязан соблюдать пра­ва гражданского общества». Гарантировать общественный правопорядок призваны за­коны и учреждения (суд, полиция, корпорации).

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сосло­вия (корпорации): субстанциальное или земледельческое, промышлен­ное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество неспособно все же самостоятельно урегулиро­вать возникающие социальные противоречия. Для этого необходима политическая власть — государство как основание общества. Философ не разделяет концепцию договорного происхождения государства: договор используется только в частноправовых отношениях и не может быть источником государственности. Таким образом, в противовес рас­пространенному в обществоведении мнению, что общество составляет сумма индивидов, наделенных разумом, независимой волей, Гегель убедительно доказывает: личность является продуктом развития семьи, гражданского общества, государства, обусловлена ими и обязана им. Государство как общее и целое имеет верховенство над отдельным и единичным: судьба человека мало значит на весах истории.

В учении Гегеля о государстве «разумное государство» как раз и предстает нравственным целым, идейно-политическим единством, снимающим противоречия в правовом гражданском обществе. Такое государство — воплощение идеи разума, свободы и права. Государство, замечает фило­соф, — не произведение искусства, оно находится в мире произвола, случайностей и заблуждений. Легко выявлять недостатки у конкретных, плохих государств, тяжелее постигать позитивное в них. Именно на позитивном, разумном «во внутреннем организме самого государства» и сосредотачивается философ. Это — высшая форма объективной нравственности, побеждающая анархию гражданского общества абсо­лютной рациональностью, вечным и необходимым бытием духа, право­вой формой политического принуждения.

Реальная разумность внутреннего государственного устройства, полагает Гегель, проявляется в разделении властей. По­литическое государство в его учении подразделяется на три различные власти: законодательную власть, правительственную власть и власть государя. Гегель считает разделение властей в государстве гарантией публичной сво­боды, но выступает за их равновесие и живое единство. Вершиной такого единства он называет конституционную монархию. Другие формы правления — монархия, аристократия и демократия, по мне­нию Гегеля, — свидетельство еще не разделенного единства власти, не достигнутого «внутреннего различия (развитой организации внутри себя), а следовательно, глубины и конкретной разумности».

Законодательная власть, по Гегелю, — власть определять и уста­навливать всеобщее, «касается законов как таковых». Законодательное собрание призвано обеспечивать представительство гражданского обще­ства, его сословий. Верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, нижняя избирается гражданами по корпорациям, объединениям и т. п. Автор «Философии права» отстаивает принцип публичности сословного собрания, как воспитывающего зрелища для граждан, выразителя общественного мнения, здравого смысла, содержа­щего принцип справедливости.

Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судеб­ную, определяется как власть подводить особенное под всеобщее. Ее задачи — выполнение и применение решений государя, существующих законов, сохранение учреждений, меры, направленные на общую поль­зу и т. п. Поддержание законности, гарантии от злоупотреблений вла­стью философ усматривает в иерархии власти в государстве, ее равно­весии, контроле за ней сверху и снизу. Но главную надежду все же возлагает на государственных чиновников — «среднее сословие».

Власть государя объединяет государственный механизм в единое целое, придает всеобщность государственному устройству и законам.

По мнению ученого, государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивиды. Сферу межгосударственных отношений он трактует как область проявления внешнего государственного права. Г. Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Фор­мулируя принципы международного права, философ утверждает, что договоры, на которых основаны обязательства государств по отношению к друг другу, должны выполняться. Но считает, что войну не следует рассматривать как абсолютное зло и внешнюю случайность: война очищает дух нации.

Идея государства у Гегеля проявляется: 1) как действительность, конкретное государство со своим государственным строем и правом; 2) в отношениях между государствами, как внешнее государственное право; 3) во всемирной истории.

Всемирная история как прогресс в сознании и свободы в гегелев­ской философии представляет собой, по существу, историю суверенных государств, прогресса в государственных формированиях. В соответ­ствии с этим всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических царства: восточное, греческое, римское и германское. Им соответствуют формы государства — восточная тео­кратия, античная демократия и аристократия, современная конститу­ционная монархия. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Тут философ не избежал идеализации не­мецкого государства того времени.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)